Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ларионов Г.В. 1 Матвеев А.Д. 1 Рублёва А.В. 1
1 ФГБОУ ВО МЗРФ «Волгоградский медицинский университет»
В статье представлена зависимость изменения количества наркоманов в Российской Федерации за период с 1990 по 2017 годы. Даны основные причины употребления наркотиков и особенности развития подростковой наркомании, возможные методы распространения наркотических веществ в сети Интернет и значительная степень вовлеченности правоохранительных органов в незаконный оборот наркотиков, а также пути решения снижения уровня наркомании среди подростков. В данной работе рассматривается один из способов противодействия наркомании – это социальная реклама. Приведены результаты анонимного анкетирования среди студентов 17-18 лет Волгоградского государственного медицинского университета, которые в полной мере показывают свое мнение и отношение к многим аспектам и вопросам главной проблемы. Тема анкетирования: влияние, значение и распространение социальной рекламы в борьбе с распространением наркомании, информативность студентов в общей теме наркозависимости. Были рассмотрены особенности информирования населения по теме наркомании, а также проблемы использования социальной рекламы в пропаганде против наркотиков. В качестве вывода показан возможный потенциал социальной рекламы в сфере антинаркотической деятельности и уровень данного метода пропаганды в Волгоградской области.
социальная реклама
антинаркотическая деятельность
наркотики
подростковая наркомания
наркотическая зависимость.
1. Городова Е. Е. Наркотическая зависимость в молодежной среде // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2007. №9 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narkoticheskaya-zavisimost-v-molodezhnoy-srede.
2. Бикеева Е. С. Незаконный оборот наркотиков в Интернете // Пробелы в российком законодательстве. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nezakonnyy-oborot-narkotikov-v-internete.
3. https://ria.ru/spravka/20070626/67829656.html.
4. Никитин С.А., Щербакова Т.Н. Некоторые социальные аспекты наркомании и токсикомании. / Социальная работа и обеспечение занятости как профилактика девиантного поведения молодежи. Волгоград. 1996. С. 38-39.
5. Щербакова Т.Н. Социальные, медицинские и экологические аспекты наркомании. / Материалы научно-практической конференции «Экологические и медицинские проблемы городских экосистем и пути их решения». 2017, С.190-194.

Наркомания на сегодняшний день является одной из основных угроз национальной безопасности. С каждым годом потребление наркотических веществ растёт, особенно среди молодёжи; если в начале 2000 гг. число наркоманов, обратившихся за медицинской помощью, было около 300 тыс. человек, то на сегодняшний день эта цифра выросла до 800 тыс. (рис. 1). Многолетняя история попыток снижение зависимости от одних веществ другими, не менее опасными, породила миф о неизлечимости наркомании. Несовершенство системы реабилитации вместе с этим привело к тому, что население считает обращение в медицинские учреждения нецелесообразными. По данным наркоконтроля МВД реальное число наркоманов в Российской федерации может достигать 7 млн. человек, 70% из которых – молодые люди в возрасте до 20 лет [3].

Рис.1 - Данные медицинского учёта наркоманов в России за 1990-2017 год

Проблема подростковой наркомании наиболее актуальна на сегодняшний день, так как в нашей стране с каждым годом происходит “омоложение” наркоманов. Так, если в 2008 году средний возраст первого употребления наркотиков был 13-14 лет, то в 2017 году уже 10-11 лет, отмечаются случаи первой пробы в 8-9 лет [1]. Связано это, прежде всего, с недостатком информации о вреде наркотиков и их доступностью. Равнодушное отношение старшего поколения, вместе с юношеским максимализмом усугубляет положение.

Одной из причин бурного роста сетевого наркорынка стало изменение законодательства в сфере оборота наркотических и психотропных веществ, их прекурсоров и противодействие их незаконному обороту. В 2010 году после ужесточения наказания по ст. 228 УК РФ наркодилеры поняли, что надо менять традиционную тактику продаж и уходить в Интернет, связываясь с клиентурой через зашифрованные мессенджеры и форумы в сетях TOR.

Система поставок наркотиков и сбыта до конечного потребителя в России отличается от других стран, прежде всего, дешевизной услуг. В странах Европы ни один уважающий себя наркоторговец не станет связываться с преступной деятельностью на доход менее 20% от продажи. Европейский чиновник не рискнет своей должностью, связываясь со взятками. Русский же чиновник берет и предоставляет широкий спектр услуг по прикрытию наркотрафика и торговли. В этом заключается ещё одна немаловажная проблема – значительная степень вовлечения сотрудников полиции в незаконный оборот наркотиков. Благодаря тесной интеграции наркобаронов и правоохранительных органов, ежегодно избежать преследования удается тысячам торговцев смертью [3,4].

Но в чём могут быть причины, подталкивающие людей на употребление наркотиков? Чаще всего это любопытство, стадный инстинкт. Кто-то пытается таким образом уйти от проблем в семье или учебном заведении. Также большую роль играет безнадзорность и безразличие со стороны родителей и окружающих. Моду на употребление наркотиков могут культивировать различные фильмы, книги, видеоигры, примеры использования наркотических веществ среди знаменитостей и уважаемых подростком людей [5].

Неуверенность в себе, особенности подросткового мировосприятия, отрицание общественных норм поведения, отсутствие воли и самодисциплины являются индивидуальными причинами.

В развитых странах наиболее частым поводом для знакомства с наркотиками выделяют скуку, тогда как в развивающихся странах это отсутствие образования, медицины, способа заработка. Но в обоих случаях показан основополагающий фактор – невозможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью [3,4]. В современном обществе наркоманию считают одной из главных проблем. Поскольку основная масса наркоманов – молодые люди, то под угрозу ставится будущее страны. Власти нашей страны стараются бороться с наркомафией, но совершенно забывают про социальные аспекты этого вопроса. Недостаточная освещенность проблемы наркомании позволяет людям думать, что её нет, а на деле она прогрессирует. Подобное отношение может негативно сказаться на решении этой проблемы.

Многие люди считают, что самым действенным методом борьбы против наркомании является демонстрация её последствий, реальные примеры наркоманов. Совершенствование законодательства, улучшение методов выявления дилеров и клиентов, удары по Интернет-ресурсам, распространяющим наркотики, безусловно также ослабят наркомафию в России, но победить эту проблему можно только искоренив у молодых людей желание пробовать наркотики, показать все ужасы и последствия употребления. Не обращая внимания на молодых людей, их проблемы и мнения, государство и общество только подталкивают молодёжь к наркотикам. Руководствуясь старыми методами невозможно предупредить проблему наркомании. Нужно действовать наперёд и бороться с факторами риска.

В настоящее время существует множество фармацевтических средств, помогающих в борьбе с наркотической зависимостью, но это не решает целого ряда проблем совсем не медицинского, а социального характера. В нашей стране наркомания как социальная проблема может быть решена, только если к борьбе с этим недугом будут привлечены все слои населения. Ведь все усилия учителей, объясняющих детям на уроках вред и опасность употребления наркотиков, оказываются напрасными, если они не подкрепляются родителями подростка, которые в силу своей занятости не успевают уделять достаточно вниманию сыну или дочери. Несомненно, одним из главных аспектов в борьбе с наркоманией является осведомленность как можно большего числа граждан об этой проблеме. Каждый из нас должен знать о последствиях употребления наркотических веществ. Именно поэтому нам стало интересно, а как же в Волгоградской области обстоят дела с антинаркотической пропагандой.

В России уполномоченным органом в сфере борьбы с распространением наркотиков, а также профилактики наркомании является наркоконтроль МВД. Важнейшими задачами информационно-пропагандистского обеспечения деятельности органов наркоконтроля МВД являются совершенствование и укрепление взаимодействия со СМИ, общественными и религиозными объединениями, субъектами профилактики, населением; объективное информирование населения о деятельности органов наркоконтроля, разъяснение государственной политики в сфере противодействия распространению употребления наркотических, психоактивных веществ, наркопреступности; пропаганда здорового образа жизни, формирование положительного образа сотрудника органов наркоконтроля, федеральных государственных служащих. Эта организация стремится к максимальному освещению своей деятельности в СМИ, а также к распространению создаваемых службой просветительских материалов (видео-уроков, брошюр и т.п.). В частности, служба выступает соучредителем нескольких молодежных форумов.

Несложно сделать вывод, что довольно значимое место в работе этой структуры занимают средства массовой информации, которые сегодня проникают во все сферы человеческой деятельности. Но как именно влияют публикации в СМИ, а также социальная реклама на борьбу с наркотической зависимостью? Для ответа на этот вопрос было решено провести анонимное анкетирование среди студентов I курса Волгоградского государственного медицинского университета.

В нашем опросе приняло участие 86 человек, возраст которых составил 17-18 лет. Из опрошенных 6 человек на вопрос: «Знаешь ли ты что такое наркомания?» ответили отрицательно. Как это не покажется парадоксальным, но даже сегодня, в эпоху гласности, когда не осталось ни одной проблемы, ни одного вопроса, которые не подверглись бы тщательному рассмотрению в средствах массовой информации, далеко не все имеют четкое представление о проблеме наркомании. Существует огромное количество мифов об этой болезни, которые распространяют не только сами наркоманы, но и обычные люди, а также врачи.

На вопрос: «Есть ли в твоем окружении люди, употребляющие наркотические вещества?» 16 респондентов ответили положительно, из которых 4 человека раньше пробовали наркотики. Также в одном из пунктов этого опроса рассматривались мотивы, по которым молодые люди начинают пробовать наркотики. Самыми частыми ответами оказались: «баловство», «для снятия напряжения» и «любопытство». И действительно, часто мотивацией к первому употреблению наркотиков становится простое любопытство перед новыми ощущениями. Причем возникнуть оно может как самостоятельно, так и от постороннего внушения. Каждый впервые пробующий наркотик, думает, что ничего страшного не произойдет, если сделать это только один раз. Кроме того, важную роль играет обстановка в семье. Это и недостаток, и избыток родительской любви, когда ребенка чрезмерно опекают, не давая ему возможности развиваться и проявлять себя самостоятельно. Избалованность детей, как и семейная тирания, рукоприкладство в семье также способны повлиять на то, что подросток будет искать утешение в наркотиках.

Что интересно, на вопрос: «Нужна ли Вам дополнительная информация о последствиях употребления наркотиков?» больше половины студентов ответили отрицательно. Возможно. это связано с тем, что люди не до конца понимают всю опасность болезни и считают эту проблему неактуальной. Мы считаем, что распространение информации о негативном влиянии наркотических веществ, и пропаганда здорового образа жизни являются неотъемлемой частью в борьбе с этим недугом среди подростков. Необходимо не только лечить уже зависимых людей, но и воздействовать на мировоззрение как можно большего числа здоровых граждан, особенно попадающих в так называемую группу риска. Ведь человек, который знает о последствиях употребления наркотиков, задумается, а нужно ли ему это мимолётное чувство удовлетворения, приносящее потом столько боли и несчастья. Но у такого подхода есть и иная сторона. Неправильное изложение материала может привести к тому, что человек захочет попробовать наркотики, это, в первую очередь, относится к подросткам. Наши респонденты чаще называли следующие причины:

  • Природное любопытство: всех детей привлекает возможность попробовать то, что им запрещают.
  • Наркотики ассоциируются с взрослением, поэтому подростки пробуют их из желания доказать, что они уже состоявшиеся личности и имеют право на свободный выбор.
  • У детей не развито чувство самосохранения, они не думают о будущем, а живут сиюминутными ощущениями. Употребляют наркотические вещества, не понимая опасности.

Поэтому очень важно, чтобы в освещение этой темы принимали участие только подготовленные ораторы, которые хорошо знают детскую психологию и смогут правильно донести до них столь важную информацию. На формирование следующего ряда вопросов нас натолкнула статья из одного новостного портала. В рамках серии антинаркотических мероприятий на улицах Санкт-Петербурга была расклеена неудачная антинаркотическая реклама. Представители прокуратуры города по этому поводу высказались так: "Из содержания текста и изображения указанных плакатов юридически неграмотный гражданин, в первую очередь несовершеннолетний, может сделать вывод о том, что орган государственной власти разъясняет допустимость употребления наркотиков, но предупреждает о необходимости принятия при этом мер предосторожности". В последствие рекламу было решено убрать и теперь чиновники обещают согласовывать тексты рекламы, направленной на профилактику здорового образа жизни, со специалистами и получать заключения экспертов - лингвистов, психологов, педагогов, работающих с подростками. В итоге нам стало интересно, а нужна ли вообще социальная антинаркотическая реклама, какое влияние она оказывает на борьбу с наркоманией, и как с ней обстоят дела в Волгоградской области?

Социальная реклама – это реклама, непосредственно связанная с функционированием социальной сферы общества, отражающая интересы больших социальных групп или государства, информирующая и привлекающая внимание к возникающим в нем проблемам, предполагающая в перспективе формирование определенного общественного мнения, поведения и ценностных ориентаций. Социальная реклама является мощным средством социальной работы, направленным на достижение общественно полезных целей, формирование необходимых форм поведения, установок, отношения, на решение региональных социальных проблем и пр.

В частности, на вопрос: «Помогает ли социальная реклама преодолеть наркоманию» 80% ответили отрицательно. Нам кажется, что эта тема является довольно спорной. Конечно, если любую антинаркотическую рекламу увидит наркоман, то она не произведет на него должного впечатления, ему будет все равно. Рекламу необходимо создавать для тех, кто в силу своего социального положения далек от наркомании. Если рассматривать антинаркотическую пропаганду в таком ключе, то людей, на которых она оказывает воздействие, можно разделить на две группы: подростки (или молодежь в целом) и их родители. В первом случае, как объяснялось выше, реклама должна быть предельно деликатной и иметь информационный, а не запугивающий характер. Она должна быть построена на различных ярких образах, так как они отлично воспринимаются и запоминаются. Реклама может быть построена на аналогиях, метафорах и противопоставлениях, а также содержать обращение к подростковым авторитетам. А для родителей социальная реклама создается с другой целью: напомнить им о том, что их дети нуждаются во внимании и понимании, заставить взрослого переоценить свою роль в жизни ребенка. В этом случае реклама должна быть позитивной, лаконичной, не перегруженной образами. Она должна вызывать только положительные эмоции и представлять идею необходимости участия взрослого в жизни ребенка как очевидный факт.

На вопрос: «Как часто ты встречаешь рекламу против наркотиков на улицах нашего города?» 85% респондентов ответили «очень редко или практически не встречаю». Необходимо отметить, что в Волгоградской области возможности и потенциал наружной рекламы в сфере профилактики употребления наркотиков не реализуется в полной мере. Таким образом остро требует решения проблема создания и распространения социальной антинаркотической рекламы, предупреждающей вовлечение населения в употребление психотропных веществ и пропагандирующая альтернативный жизненный путь, здоровый образ жизни. Но тогда кто именно должен этим заниматься? Респондентам был задан вопрос: «Кто должен заниматься социальной работой против наркотиков?». В итоге 51% опрошенных считают, что заниматься созданием и распространением социальной антинаркотической рекламы должны заниматься государственные структуры, а 39% - медицинские учреждения. На вопрос: «Где важно размещать социальную рекламу по профилактике наркомании» 68 % респондентов ответили на телевидении и интернет, и 23% считают, что в газетах, журналах и на видеомониторах в транспорте.

Выводы. У социальной рекламы большой потенциал в решении вопросов профилактики наркомании, однако в Волгоградской области она не использует еще своих возможностей. Целью всей социальной работы должно стать воспитание молодежи, культивирующей здоровый образ жизни. Улучшение системы здравоохранения позволит уменьшить оборот немедицинского применения наркотических веществ, соответственно ударить по рынку сбыта. Улучшение жилищных условий, доступное образование и медицина, обеспечение работой позволят людям войти в нормальную жизнь и не прибегать к наркотикам. Создание доступного досуга для школьников и студентов, прививание правильных моральных ценностей и идеалов, таких как доброта, порядочность и самостоятельность отобьют желание пробовать наркотики. Правильная работа психологов и социальных работников не только со школьниками и студентами, но и с преподавательским составом, обеспечит более широкую информированность населения.


Библиографическая ссылка

Ларионов Г.В., Матвеев А.Д., Рублёва А.В. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19463 (дата обращения: 09.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674