Безработица является свойственным элементом жизни России, которая обеспечивает значительное влияние на социально-экономическое и политическое положение в стране. Незанятость сохраняется в сосредоточенности и у простого населения. Ресурсный потенциал изначально представляет собой абсолютно и относительно замкнутую систему. Абсолютная ограниченность ее связана с конечность планетарной территории, а относительная – с возможностью человека познавать свойства различных веществ и процессов с целью их практического применения [5, С. 87].
Молодёжь и безработица: о понятиях Проблема трудоустройства молодёжи в России была популярна с давних времён, в том числе и при царе-батюшке. Важно отметить, что перед поиском решений трудного вопроса необходимо тщательно разобраться в терминологии, а затем определить наиболее эффективные пути её устранения. Обратите внимание: если в каком-либо источнике рассматриваются проблемы трудоустройства молодёжи, статья, рецензия или автореферат обязательно будут содержать ряд определений и понятий. Так, в современном понимании молодёжью называется социальная, демографическая группа людей, круг которой ограничивается определённым возрастом. Среди отличительных признаков можно выделить такие, как выполнение для общества определённых функций, специфические взгляды, интересы, ценности, место среди других групп людей.
В настоящее время по статистическим данным Росстата нетрудоустроенных в ряду молодого поколения за 2018 г. в нашей стране составляет 30%. Особо большой уровень незанятости можно отметить у выпускников школ в промежуток 15 - 19 лет (29,2 % городской молодежи и 25,6 % сельской молодежи). В числе молодежи в возрасте 20-24 года уровень безработицы доходит до 15%, в том числе и городские жители (12,6%), и сельское население (15%) [3]. Довольно небольшой уровень поколения сорокалетних: 2,5% в кругу городских и 5,5% сельских жителей. Безработица в числе молодого поколения превосходит уровень незанятости в окружении людей среднего возраста 30-49 лет в 3,7 раза. Уровень занятости населения к общей численности на 2018 г. в возрасте 15 лет и старше года сложился в размере 66,3%.
Причинами незанятости в молодежном обществе можно считать отсутствие изрядного опыта у молодого поколения. В связи с этим молодежь не востребована при приёме на работу и при сокращении штата первыми попадают под сокращение. Также еще одна причина – это плохая подготовка молодых специалистов. Не стоит забывать, что безработица зависит, как от безрассудной государственной политики, так и от изменчивых целей, важных для жизни. Невозможность трудоустроиться может привести не только к развитию депрессивного состояния, но и к расстройству социальных взаимоотношений в различных институтах рынка. Молодые люди в поиске источника дохода осуществляют необдуманные преступления разного вида, потому что нуждаются в средствах для пропитания и проживания. Степень дифференциации социальных слоев населения по уровню материального обеспечения необычайно велика. Как удалось нашему обществу за такой короткий период «полурыночных» отношений сформировать клан богатейших людей – ни для кого не является сегодня секретом [6, С. 43].
Было проведено исследование среди выпускников одного из вузов России, с целью выявления их положения на рынке труда после окончания университета. В нем приняли участие более 60 человек, лишь 47% которых смогли трудоустроиться после получения высшего образования. Однако 82% из них получили работу не по своей специальности, а не которые даже не пытались устроиться на вакансии, соответствующие их профессиональной подготовке. Основной причиной отрицания поиска работы по специальности стала низкая заработная плата. Среди остальных нетрудоустроенных молодых людей сыграли такие факторы, как: пассивность, продолжение обучения и семейная жизнь. Результаты исследования показали, что молодое поколение при поиске трудоустройства, в первую очередь, руководствуется хорошей заработной платой. Для того чтобы молодежь имела преимущество в поиске трудоустройства по специальности, нужны три весомых обстоятельства: благоприятные условия для экономического роста, его стабильность и целостная система государственных мер по повышению конкурентоспособности молодёжи на рынке труда [1]. У молодежи на всем трудовом рынке – самый высокий риск потерять уже существующую работу и не найти новую. Основные проблемы этого: 1. Отсутствие четких представлений об уровне молодежной занятости. На фоне отсутствия четких представлений об уровне молодёжной занятости количество лиц, нигде не работающих и не посещающих учебные заведения, неуклонно растет. 2. Высокая вариативность. На трудовой рынок приходят разноплановые специалисты. Однако на многие профессии спрос отсутствует, поэтому большинству приходится кое-как трудоустраиваться по специальностям, далеким от полученного образования. Многие вынуждены даже в срочном порядке проходить переподготовку. 3. Неудовлетворительные условия труда. Каждый пятый выпускник, поступивший на работу, увольняется уже в первый год, из-за плохих условий, характера труда или банальной неудовлетворенности выбранной профессией. Проблемы трудоустройства молодежи женского пола стоят еще более остро. По статистике, среди выпускников больше девушек, однако при приеме на работу во многих отраслях работодатели чаще всего предпочитают мужчин.
Не смотря на то, что проблему безработицы испытывает молодое поколение, с ней так же сталкивается и все население в целом. По официальным статистическим данным за апрель 2018 г. численность рабочей силы составляет 76,0 млн. человек, из которых безработных насчитывается 5%, а занятых экономической деятельностью 95% соответственно. Следовательно, уровень безработицы равен 4,9%. Проанализировав статистику за 2008-2017 г., можно увидеть, что данный показатель не выходил за предел 5%. По статистике безработица в России ни разу не становилась настолько масштабной проблематикой, как в 2009 году.
В таблице 1 представлена динамика изменения уровня безработицы за последние одиннадцать лет. Уровень безработицы в России за 2018 г. не вышел за пределы 5%, что указывает на незначительное улучшение тенденции развития экономики.
Таблица 1 – Статистические данные по уровню молодёжной безработицы
Годы |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Уровень безработицы,% |
6,2 |
8,3 |
7,3 |
6,5 |
5,5 |
5,5 |
5,5 |
5,6 |
5,5 |
5,3 |
4,9 |
В отношении ситуации по Новосибирской области Росстатом были проведены исследования рабочей силы с января 2017 г. среди населения в возрасте от 15 до 29 лет. По итогам данного анализа, вначале 2017 г. численность экономически активного населения была равна 1450,2 тыс. чел, что составляло 63,2 % от общей численности населения области. Из них 1363,5 тыс. человек были заняты экономической деятельностью и 86,7 тыс. человек не обладали никакого рода занятием.
Новосибирская область заняла 2 место по Сибири по количеству безработных. Лидером стал Кузбасс с показателем в 99,8 тыс. человек, находящихся в поиске работы. А Республика Алтай оказалась с наименьшим количеством безработных – лишь 10,6 тысяч человек.
Однако при подсчете показателя уровня безработицы Новосибирская область не выглядит так плохо в сравнении с другими регионами. Так, у Забайкальского края этот показатель составил 10,9%, в республике Алтай 10,7%, а в республике Тыва этот показатель составлял – 18,9%.
На представленном рисунке 1 продемонстрирована динамика изменения численности незанятых трудовой деятельностью граждан за 2018 год. Наблюдается тенденция уменьшения количества безработной молодёжи, что говорит об улучшении экономической ситуации в городе Новосибирске.
Рисунок 1 – Распределение по месяцам численности незанятой трудовой деятельностью молодёжи Новосибирской области
Таким образом, проблема трудоустройства населения в целом, и особенно среди молодёжи, является острой для современного российского общества. Поэтому одним из приоритетов снижения остроты проблемы молодёжной занятости является механизм регулирования рынка её занятости как важного элемента социальной системы обеспечения нормального процесса функционирования экономики.
Безработицу принято определять как ситуацию в экономике, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу, но ведет активный поиск работы. Таким образом, безработные в нашем государстве это люди, которые:
- достигли определенного возраста;
- являются трудоспособными, но на данный момент не работают;
- находятся в активном поиске работы.
Такая ситуация в стране сильно бьет по всем показателям государства, влияет на уровень жизни человека и всей страны в целом. Конечно, непосредственное влияние она оказывает не только на государство, но и на жизнь людей, которые являются безработным. Несомненно, государство пытается поддерживать уровень жизни и выплачивает пособия по безработице. Но для получения пособия нужно приложить немало усилий и сумма будет варьироваться от 850 рублей до 4900 рублей. Стоит учесть, что прожиточный минимум на 2017 год - 7500 рублей, что почти в 2 раза больше максимальной выплаты пособия. Люди пытаются найти способ заработать деньги, чтобы просто выжить и прибегают к различным неофициальным подработкам и незаконным способам заработка, что значительно снижает и портит многие показатели государства, а как следствие и уровень жизни населения.
Процент молодежи в стране составляет больше 30, а по статистике, безработица у молодежи до 25 лет, в сентябре 2017 года составила почти 22% от общего числа нетрудоустроенных. Безработица у молодежи, которая будет двигать нашу страну вперед, в руках у которой находится наше будущее – пугающая вещь, но у такого экономического явления есть свои причины.
Конечно, главная составляющая – это сама молодежь, их принципы, привычки и приоритеты в жизни. Статистика занятости молодежи выяснила, что зарплата – главный показатель при выборе работы, в тоже время, часть молодого населения (46%) ориентируется на интерес к работе.
Безработица в современном мире в России обусловлена рядом причин.
1. Стереотипы у работодателей. Работодатели считают, что молодые специалисты не компетентны. Университеты готовят специалистов с квалификацией, которые не соответствуют существующим на данный момент требованиям работодателей.
2. Отсутствия опыта работы. У старшего поколения безработных есть одно преимущество - это опыт работы. Зачастую, работодатели ориентируется именно на возраст и опыт при выборе нового сотрудника. Молодые люди, только окончившие университет имеют мало или вовсе не имеют опыта работы, по мнению работодателей, именно поэтому они выбирают старшее поколение опытных сотрудников.
3. Технический прогресс. В современном мире происходит “компьютеризация” почти всех сфер деятельности. Те процессы, которые раньше выполнял человек или даже группа людей, сейчас выполняют компьютерные программы или роботы. Это является несомненным плюсом – компания экономит деньги при производстве товара или услуги и вследствие цена на продукт снижается. Но так же при этом происходит сокращение сотрудников и многие впоследствии не могут найти работу, имея ту же специальность и квалификацию.
4. Уровень заработной платы. Рынок труда не зря называется «рынком» – тут тоже присутствует конкуренция, которая напрямую влияет на объем занятости работников и уровень их зарплаты. Молодые и амбициозные специалисты хотят зарабатывать много и сразу, а хитрые работодатели хотят снизить уровень своих затрат на зарплату работникам, тем более молодым и «неопытным». Таким образом, происходит несоответствие и много молодых специалистов остаются без работы.
Конечно, все эти причины обусловлены непосредственно организациями и работодателями, а не государством.
Работа государства в области содействия молодёжи на рынке труда тоже должна претерпевать изменения в лучшую сторону. При этом со стороны работы государства можно выделить следующие причины роста безработицы:
1. Повышение минимального размера оплаты труда [7]. Государство повышает МРОТ и это привело к увеличению издержек производства, а вследствие – снижение спроса на многие ресурсы, в первую очередь, на трудовые, а значит, происходит сокращение штата сотрудников и пополнение армии безработных.
2. Рост населения. Происходит рост численности трудоспособного населения и, как правило, рост числа трудоспособных. Государственные органы просто не успевают создавать новые биржи труда и распределять рабочую силу на рабочие места [1].
Трудоустройство молодежи многие годы остаётся актуальной и нерешенной проблемой. Устранение или ослабление такой ситуации приведет к росту уровня жизни населения и их доходов, а использование потенциала и знаний молодых специалистов будет увеличивать темпы роста экономики и социальной жизни в стране, а также поднимать авторитет России на мировом уровне.
Следует отметить, что в настоящее время осуществляется государственная политика занятости, которая направлена на:
1. Создание центров занятости.
2. Создание новых рабочих мест.
3. Создание программ переобучения и квалификации граждан.
4. Поощрение работодателей, которые сохраняют ныне действующие и создают новые рабочие места, прежде всего, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Молодые люди все чаще прибегают к заработку в интернете: ставки, личный малый бизнес, блоги, реклама и т.д. Такие неофициальные методы дохода не регистрируются государством и не облагаются налогом, что оказывает отрицательное влияние на государственный бюджет и, как следствие, способствует невыполнению социальных программ. Так же, молодежь даже и не задумывается и это отрицательно сказывается на их будущем – они отказываются от множества преимуществ социального пакета и отказываются от трудового стажа, который учитывается при начислении пенсии [2]. Учитывая количество и потенциал молодежи к работе, а также желание иметь большой заработок, государству необходимо разработать программу государственной политики занятости молодежи. Программу, которая будет способствовать выходу из сложившейся ситуации на рынке труда, программу, которая будет стимулировать и создавать тесную связь ключевых механизмов российской социально-экономической политики и молодых нетрудоустроенных специалистов.
В первую очередь, государству следует пересмотреть распределение государственного бюджета на все сферы, связанные с молодежью и обратить свое внимание на трудоустройство людей, которые только закончили университеты и получили дипломы о высшем образовании. Именно такие люди активно ищут работу не только в области своей компетенции, но и в схожих областях деятельности, зачастую уходя из «поля» своих личных интересов и пытаясь устроиться хоть на какую-то работу.
Во вторых, создание и работа молодежных бирж труда, работа которых строится только с молодежью, которые бы осуществляли сбор информации о количестве обучающихся в высших и средних профессиональных учебных заведениях, составляли статистику по лидирующим и отстающим трудоустроенным специальностям. Распределение и трудоустройство молодых резервов на крупные и ведущие предприятия и организации каждого региона.
И в заключении необходимо отметить, что проводить такую политику необходимо не только для решения уже существующей ситуации на рынке, но и для предотвращения роста безработицы у молодежи в будущем. Для этого требуется составлять рейтинги специальностей, как по уровню спроса, так и по уровню предложения, чтобы уже выпускники школ могли здраво оценивать состояние рынка труда в стране и сделать правильный и грамотный выбор, чтобы по окончании вуза не пополнить ряды молодых безработных. И конечно, устраивать различные встречи, ярмарки вакансий и конференции с работодателями для студентов старших курсов вузов, чтобы они могли оценить ситуацию с рабочими местами, непосредственно в своём регионе. Поэтому, проблема молодёжной безработицы требует комплексного решения, в которой бы принимали участие учебные заведения – государство – работодатели [4].
Библиографическая ссылка
Лузгина Ю.В., Панин Д.И. МОЛОДЁЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19290 (дата обращения: 05.10.2024).