Актуальность проблемы формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса к своему здоровью. Одной из инновационных технологий на современном этапе является метод проектов.
Метод проектов - это стимулирование интереса воспитанников (обучающихся) к знанию, умению. Важно научить применять на практике эти знания для решения конкретных проблем вне стен дошкольного (учебного) заведения [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчёркивается задача формирования начальных представлений о ЗОЖ у детей в ДОУ [5].
По данным исследований (А.А. Баранова, Н.Н. Куинджи, И.С. Песчаной, Г.Н. Сердюковской, Т.И. Стукаловой, А.М. Чёрных) за последнее десятилетие на 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Здоровый ребёнок - одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребёнка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования.
Первыми теоретиками и пропагандистами здорового образа жизни стали видные деятели медицины (Амосов Н.М., Семенов С.П., Шаталова Г.С, Углов Ф.Г. и др.). В психолого-педагогическом направлении тема здорового образа жизни получила своё развитие благодаря многим отечественным исследователям (Аксёнов Г.П., Бальсевич В.К., Виленский М.Я., Дитлс Р., Мартынюк И.О., Кобелянская Л.С.).
Педагоги понимают всю важность и необходимость сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Ставят цели и результаты, к которым необходимо стремиться. При этом максимально реализуются задачи образовательной области «Физическое развитие»:
- приобретение опыта в различных видах двигательной деятельности;
- развитие физических качеств воспитанников;
- становление ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами [3].
Реализация поставленных задач по формированию у дошкольников представлений о ЗОЖ в ДОУ возможна через осуществление проектной деятельности. Исследовали её Джон Дьюи, С.Т. Шацкий, Е.С. Полат.
По мнению Е.С. Полата, обращение к проектной деятельности было обусловлено тем, что она является эффективным средством обучения и воспитания дошкольников. В основе данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Возможность использования метода проектной деятельности в работе с дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить своё место и видеть свою роль в общей работе. Участие в проекте помогает ребёнку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». Преимуществом проектов является формирование представлений о здоровом образе жизни с учётом уровня знаний, умений и сложившихся стойких привычек дошкольников [6].
Гамова С.Н. и Боровлева А.М. разработали паспорт проекта, направленный на формирование представлений об органах чувств у человека, с включением проблемных ситуаций [2].
Сидорова А.П. рекомендует осуществлять метод проектов в три этапа:
- I этап – подготовительный: посредством теоретического анализа, синтеза и эмпирических методов (опроса и наблюдения) определяется, что реально и потенциально может получить ребёнок лично для себя, участвуя в процессе формирования ЗОЖ.
- II этап – экспериментальный: посредством подготовки и реализации заранее смоделированных ситуаций проводится формирующий эксперимент повышения личной заинтересованности детей участвовать в процессе формирования здорового образа жизни; посредством повторного опроса и наблюдения собирается информация о полученных результатах.
- III этап – обобщающий: посредством систематизации и обобщения, а также сравнительного качественного и количественного анализа полученных результатов экспериментальной работы, уточняются выводы о подтверждении или опровержении рабочей гипотезы [4].
Батенёвой Л.И. был разработан и реализован познавательный проект «Наш организм».
Цель проекта:
- формировать представление детей о том, что организм человека – единая система, от которой зависит работа всех органов.
Задачи проекта:
- дать детям представления об устройстве и функционировании органов;
- довести до сознания детей понимание необходимости бережного отношения к себе и своему здоровью;
- создать дидактический материал по ознакомлению детей с организмом человека.
Тип проекта: познавательный.
Выделение следующих разделов проектной деятельности:
- Знакомство детей со строением и частями тела человека.
- Знакомство с внутренними органами, их значением и функциями.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни.
- Что такое ЗОЖ?
- Соблюдение режима.
- Правильное питание, Витамины «Что такое витамины и где они живут».
- Культурно-гигиенические навыки, «Чистота-залог здоровья».
- Формирование потребности в движении.
- Закаливание «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».
- Создание методических материалов: плакаты строения человека, строение различных органов, дидактические игры.
- Осуществление подборки познавательной и художественной литературы. Большую помощь в этом оказали родители.
Поисково-исследовательская деятельность:
деятельность с детьми проводились в игровой форме в виде путешествий:
- «Из чего я сделан»;
- «Путешествие в организм человека»;
- «Наши надежные помощники»;
- «Путешествие в страну витаминов»;
- «В стране лёгких».
В процессе совместной деятельности дети получили элементарное представление о строении человека, о функциях некоторых органов, о правилах ухода за глазами, ушами, руками и смогли ответить на вопросы исследовательско - поискового характера:
- Зачем нужна еда?
- Куда девается съеденная пища?
- Зачем нам нужен нос?
- Кто охраняет глаза?
- Из чего мы состоим?
Большой интерес у детей вызвала экспериментальная деятельность, где ребята проводили опыты и практические упражнения:
- «Что можно почувствовать рукой? (холодно, горячо)».
- «Послушай своё сердце».
- «Посчитай удары пульса».
- «Рассмотри кожи рук через лупу».
Полученные знания дети закрепляли в игровой деятельности.
Дидактические игры:
- «Узнай по вкусу»;
- «Узнай по запаху»;
- «Узнай по голосу»;
- «Моё тело, как оно устроено»;
- «Полезные продукты»;
- «Части тела».
Сюжетно-ролевые игры:
- «Поликлиника»,
- «Аптека»,
- «Терапевт»,
- «Лор – врач»,
- «Окулист».
Главной частью проектной деятельности стало взаимодействие с семьями воспитанников, союзниками в этой работе стали родители. Для них был проведен семинар, консультации по основам формирования ЗОЖ, педагоги выслушали их просьбы относительно питания, сна, одежды детей. Так же воспитатели провели мастер-класс по проведению артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Результат проекта:
В процессе работы были созданы:
- исследовательский дневник «Путешествие в организм человека»;
- рукотворная книга «Правила гигиены» с рисунками и стихами по правилам соблюдения культурно-гигиенических навыков;
- альбом «Любимый вид спорта нашей семьи»;
- папка «Рекомендации для родителей», в которой собраны рекомендации по закаливанию, профилактике плоскостопия, правильной осанке, сохранению зрения.
- картотеки: по дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастикам, самомассажу, гимнастике для глаз;
- газеты о ЗОЖ, была помещены фотографии из жизни группы по формированию привычки к ЗОЖ;
- дети с большим удовольствием занимались продуктивной деятельностью: лепили, рисовали и выполняли аппликацию по теме «Здоровый образ жизни» [7].
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований показывает, что проведение познавательной работы через проектную деятельность с детьми повышает уровень формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста, родители проявляют больше внимания к проблеме улучшения культуры здоровья в своей семье.
Библиографическая ссылка
Гусева С.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19287 (дата обращения: 26.12.2024).