Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE USE OF THE METHOD OF PROJECTS IN FORMATION AT PRESCHOOL CHILDREN OF REPRESENTATIONS ABOUT A HEALTHY WAY OF LIFE

Guseva S.A. 1
1 Bunin Yelets State University
Abstract: the article is devoted to the problem of forming ideas about a healthy lifestyle in children of preschool age through project activities in PRESCHOOL.The urgency of the problem of formation of preschool children's ideas about healthy lifestyles due to the need to introduce into the educational process of pedagogical technologies that ensure the awakening of children's interest in their health. One of the innovative technologies at the present stage is the method of projects. The Federal state educational standard of pre-school education emphasizes the task of forming initial ideas about healthy lifestyle in children in PRESCHOOL [5]. According to research data (Baranova, N. N. Kuindzhi, I. S. Peschanoy, G. N. Serdyukovskaya, T. I. Stukalova, the number of Black children decreased by 8.1% over the last decade, the number of children with disabilities in physical development and predisposition to pathologies increased by 6.7%. The number of children of the 3rd group of health with distinct deviations and chronic diseases increased by almost 1.5%. The first theorists and promoters of a healthy lifestyle were prominent figures of medicine (Amosov N. Mmm. Semenov, S. P., Shatalov, G., Uglov, etc.). In psycho-pedagogical direction, the theme of healthy lifestyle was developed thanks to the many local researchers (Feldman G. P., Balsevich V. K., Vilensky M. Y., Dills R., Martynyuk I. O., Kobelyanska HP). Teachers understand the importance and the need to preserve and strengthen the health of pupils. Set goals and results to be achieved. The implementation of the tasks on the formation of preschoolers ' ideas about healthy lifestyle in the DOW is possible through the implementation of project activities. It was studied by John Dewey, S. T. Shatsky, E. S. Polat. Gamova S. N. Borovleva M. and developed a passport of the project, aimed at the formation of ideas about the human senses, with the inclusion of problem situations [2]. Sidorov AP recommends the implementation of the method of projects in three stages: 1. I stage-preparatory. 2. Stage II-experimental. 3. Stage III-generalizing. Bateneva L. I. was developed and implemented educational project "Our body". Thus, the analysis of psychological and pedagogical research shows that cognitive work through project activities with children increases the level of formation of ideas about healthy lifestyle in children of preschool age, parents show more attention to the problem of improving the culture of health in their family.
project method
healthy lifestyle
preschoolers

Актуальность проблемы формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни обусловлена необходимостью внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, обеспечивающих пробуждение у детей интереса к своему здоровью. Одной из инновационных технологий на современном этапе является метод проектов.

Метод проектов - это стимулирование интереса воспитанников (обучающихся) к знанию, умению. Важно научить применять на практике эти знания для решения конкретных проблем вне стен дошкольного (учебного) заведения [1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчёркивается задача формирования начальных представлений о ЗОЖ у детей в ДОУ [5].

По данным исследований (А.А. Баранова, Н.Н. Куинджи, И.С. Песчаной, Г.Н. Сердюковской, Т.И. Стукаловой, А.М. Чёрных) за последнее десятилетие на 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Здоровый ребёнок - одно из главных условий правильного формирования его характера, развития творческой инициативы, сильной воли, природных задатков. У здорового ребёнка быстрее формируются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявляемые к нему требования.

Первыми теоретиками и пропагандистами здорового образа жизни стали видные деятели медицины (Амосов Н.М., Семенов С.П., Шаталова Г.С, Углов Ф.Г. и др.). В психолого-педагогическом направлении тема здорового образа жизни получила своё развитие благодаря многим отечественным исследователям (Аксёнов Г.П., Бальсевич В.К., Виленский М.Я., Дитлс Р., Мартынюк И.О., Кобелянская Л.С.).

Педагоги понимают всю важность и необходимость сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Ставят цели и результаты, к которым необходимо стремиться. При этом максимально реализуются задачи образовательной области «Физическое развитие»:

  • приобретение опыта в различных видах двигательной деятельности;
  • развитие физических качеств воспитанников;
  • становление ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами;
  • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами [3].

Реализация поставленных задач по формированию у дошкольников представлений о ЗОЖ в ДОУ возможна через осуществление проектной деятельности. Исследовали её Джон Дьюи, С.Т. Шацкий, Е.С. Полат.

По мнению Е.С. Полата, обращение к проектной деятельности было обусловлено тем, что она является эффективным средством обучения и воспитания дошкольников. В основе данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Возможность использования метода проектной деятельности в работе с дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить своё место и видеть свою роль в общей работе. Участие в проекте помогает ребёнку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». Преимуществом проектов является формирование представлений о здоровом образе жизни с учётом уровня знаний, умений и сложившихся стойких привычек дошкольников [6].

Гамова С.Н. и Боровлева А.М. разработали паспорт проекта, направленный на формирование представлений об органах чувств у человека, с включением проблемных ситуаций [2].

Сидорова А.П. рекомендует осуществлять метод проектов в три этапа:

  1. I этап – подготовительный: посредством теоретического анализа, синтеза и эмпирических методов (опроса и наблюдения) определяется, что реально и потенциально может получить ребёнок лично для себя, участвуя в процессе формирования ЗОЖ.
  2. II этап – экспериментальный: посредством подготовки и реализации заранее смоделированных ситуаций проводится формирующий эксперимент повышения личной заинтересованности детей участвовать в процессе формирования здорового образа жизни; посредством повторного опроса и наблюдения собирается информация о полученных результатах.
  3. III этап – обобщающий: посредством систематизации и обобщения, а также сравнительного качественного и количественного анализа полученных результатов экспериментальной работы, уточняются выводы о подтверждении или опровержении рабочей гипотезы [4].

Батенёвой Л.И. был разработан и реализован познавательный проект «Наш организм».

Цель проекта:

  • формировать представление детей о том, что организм человека – единая система, от которой зависит работа всех органов.

Задачи проекта:

  • дать детям представления об устройстве и функционировании органов;
  • довести до сознания детей понимание необходимости бережного отношения к себе и своему здоровью;
  • создать дидактический материал по ознакомлению детей с организмом человека.

Тип проекта: познавательный.

Выделение следующих разделов проектной деятельности:

  • Знакомство детей со строением и частями тела человека.
  • Знакомство с внутренними органами, их значением и функциями.
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни.
  • Что такое ЗОЖ?
  • Соблюдение режима.
  • Правильное питание, Витамины «Что такое витамины и где они живут».
  • Культурно-гигиенические навыки, «Чистота-залог здоровья».
  • Формирование потребности в движении.
  • Закаливание «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».
  • Создание методических материалов: плакаты строения человека, строение различных органов, дидактические игры.
  • Осуществление подборки познавательной и художественной литературы. Большую помощь в этом оказали родители.

Поисково-исследовательская деятельность:

деятельность с детьми проводились в игровой форме в виде путешествий:

  • «Из чего я сделан»;
  • «Путешествие в организм человека»;
  • «Наши надежные помощники»;
  • «Путешествие в страну витаминов»;
  • «В стране лёгких».

В процессе совместной деятельности дети получили элементарное представление о строении человека, о функциях некоторых органов, о правилах ухода за глазами, ушами, руками и смогли ответить на вопросы исследовательско - поискового характера:

  • Зачем нужна еда?
  • Куда девается съеденная пища?
  • Зачем нам нужен нос?
  • Кто охраняет глаза?
  • Из чего мы состоим?

Большой интерес у детей вызвала экспериментальная деятельность, где ребята проводили опыты и практические упражнения:

  • «Что можно почувствовать рукой? (холодно, горячо)».
  • «Послушай своё сердце».
  • «Посчитай удары пульса».
  • «Рассмотри кожи рук через лупу».

Полученные знания дети закрепляли в игровой деятельности.

Дидактические игры:

  • «Узнай по вкусу»;
  • «Узнай по запаху»;
  • «Узнай по голосу»;
  • «Моё тело, как оно устроено»;
  • «Полезные продукты»;
  • «Части тела».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Поликлиника»,
  • «Аптека»,
  • «Терапевт»,
  • «Лор – врач»,
  • «Окулист».

Главной частью проектной деятельности стало взаимодействие с семьями воспитанников, союзниками в этой работе стали родители. Для них был проведен семинар, консультации по основам формирования ЗОЖ, педагоги выслушали их просьбы относительно питания, сна, одежды детей. Так же воспитатели провели мастер-класс по проведению артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Результат проекта:

В процессе работы были созданы:

  • исследовательский дневник «Путешествие в организм человека»;
  • рукотворная книга «Правила гигиены» с рисунками и стихами по правилам соблюдения культурно-гигиенических навыков;
  • альбом «Любимый вид спорта нашей семьи»;
  • папка «Рекомендации для родителей», в которой собраны рекомендации по закаливанию, профилактике плоскостопия, правильной осанке, сохранению зрения.
  • картотеки: по дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастикам, самомассажу, гимнастике для глаз;
  • газеты о ЗОЖ, была помещены фотографии из жизни группы по формированию привычки к ЗОЖ;
  • дети с большим удовольствием занимались продуктивной деятельностью: лепили, рисовали и выполняли аппликацию по теме «Здоровый образ жизни» [7].

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований показывает, что проведение познавательной работы через проектную деятельность с детьми повышает уровень формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста, родители проявляют больше внимания к проблеме улучшения культуры здоровья в своей семье.