Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Жеребкова Г.А. 1 Смаковская Н.И. 1
1 Дзержинский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
В данной статье рассматривается правовые, социальные и организационные условия личностной и профессиональной адаптации детей-сирот, являющихся студентами факультета среднего профессионального образования; особое внимание авторы уделяют психологическому аспекту в решении изучаемой проблемы. Профессиональное самоопределение является важнейшим этапом и формой личностного выбора, на который влияет множество внешних и внутренних социальных факторов при выборе рода деятельности, занятий. Авторами представлены результаты изучения образовательного и воспитательного потенциала среды факультета для эффективной социализации и адаптации обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С этой целью анализируется законодательная база Российской Федерации в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определяются основные психологические и социальные проблемы обучающихся данной категории; изучается практика внедрения нормативно-правовой базы по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере деятельности факультета среднего профессионального образования Дзержинского филиала РАНХиГС; предлагаются некоторые практические рекомендации по совершенствованию социальной-психологической поддержки студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, актуализация взаимодействия всех служб образовательного учреждения, создание института психологической/социально-психологической помощи внутри факультета, а также эффективная адаптационная программа для студентов-первокурсников изучаемой категории обучающихся.
оставшиеся без попечения родителей.
дети-сироты и дети
образовательное учреждение
правовая база
психологическая помощь
социальная поддержка
1. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Ст. 7, 8, 20, принята Генеральной ассамблеей ООН//М.: РИОР, 2010. – 24 с.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря1993 г. - М.: Эксмо,2013, Ст. 7,20,39,41,42.
3. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21.12.1996 (ред. от 01.05.2017 г.) № 159-ФЗ// Консультант, 2018 - ст. 7 п.2; ст.8 п.1; ст.8 п.3; ст. 9 п.1; ст.9 п.5.
4. Смаковская, Н.И. Опыт формирования эстетического самоопределения студентов средствами учебного курса и внеучебной арт-проектной деятельности. //Воспитательное пространство школа-вуз как условие жизненного самоопределения субъектов образовательного процесса: коллективн. монография/ И.В. Плаксина. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – С.103-134.
5. Смаковская, Н.И. Изучение копинг-стратегий в структуре психологической культуры у выпускников-юристов // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием «Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации». - Ульяновск, 2017. – С. 365-370.
6. Суняйкина, Т.В. Проблематика социального сиротства в России / Т.В. Суняйкина // Концепт, 2016. - № 35. - С. 8.
7. Сайт Дзержинского филиала РАНХиГС [Электронный ресурс] - Устав академии - http://dzr.ranepa.ru/ (дата обращения 22.04.2018).

Изучение современных тенденций самоопределения молодежи в условиях рыночной экономики необходимо для правильного понимания процессов формирования общественного сознания, определения целей развития общества и управления. В современном обществе среди молодежи остро стоит проблема самоопределения. Особо остро данный вопрос стоит перед детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, поскольку это процесс связан с выбором и жизненных целей, и будущей профессии, и общих планов на жизнь [4]. Профессиональное самоопределение – это процесс, истоки которого формируются в детском возрасте, когда дети во время игрового процесса начинают познавать мир, в целом, и в частности, мир будущих профессий.

Процесс профессионального самоопределения имеет цикличный вид: рынок труда требует от субъекта самоопределения гибкости и мобильности, поэтому человек может несколько раз возвращаться к проблеме своего профессионального выбора. [5].

Современное законодательство Российской Федерации в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время позволяет решить многие проблемы указанной категории детей, предоставляет им много прав, свобод для получения образования, выбора жизненного пути, обеспечивает материальную поддержку. Обозначим основные нормативно-правовые документы, регулирующие социальную поддержку детей данной категории. К их числу относятся: Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ ст.7, 20, 39, 41, 42; Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закон Нижегородской области № 66-З «О материальном обеспечении и мерах социальной поддержке приемных семей на территории РФ»[1], [2], [3].

Уточним, что в современном российском законодательстве определены следующие понятия: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, -- это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В процессе изучения вопроса о реализации государственных задач по защите и обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, авторами были выявлены социально-правовые проблемы, свидетельством которых явились факты из биографий выпускников детских домов, материалы прессы, официальная статистика прокуратуры РФ, судебные процессы (таблица 1).

Таблица 1

Количество детей-сирот в России

№ п/п

Год

Количество детей-сирот

1

1990

113,4 тыс.

2

2004

188,4 тыс.

3

2015

60,1 тыс.

4

2017

54,5 тыс.

 

Исследователи в области психологии, педагогики и социологии отмечают, что данной категории обучающихся свойственны социально-психологические особенности, в частности, нежелание приспосабливаться к социальному окружению, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость, малообщительность, желание находится в стороне от общих насущных проблем. Их контакты с окружающими малоэффективны по содержанию и эмоционально не насыщены, то есть им характерны скудный опыт социальных контактов; выраженные иждивенческие склонности; недостаточное развитие индивидуальности, низкая личная активность; сопротивление правилам, нормам, предъявляемым обществом. Данные личностные черты не способствует успешной адаптации обучающихся данной категории к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Следовательно, важнейшая задача всего педагогического коллектива заключается в том, чтобы учащиеся не только успешно осваивали профессиональные компетенции, но и становились самостоятельными личностями [6, c. 5].

Сравнительный анализ поведения детей из семей и детей из учреждений интернатного типа почти всегда показывает, что развитие последних в области интеллекта, чувств и характера уступает развитию детей, воспитывавшихся в семье [6, с. 45]. Дети, воспитывавшиеся в учреждениях с самого рождения, испытывают нарушения в развитии значительно чаще и в большей степени, чем дети, которые поступают в учреждения интернатного типа только в школьном возрасте. Это происходит потому, что детство является периодом, в течение которого закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные, нравственные ориентации, жизнеспособность, целеустремленность. Вне семьи развитие ребенка идет по особому пути с формированием специфических черт личности, проявляющихся в особых эмоциональных комплексах (незащищенность, импульсивность, низкая эмпатия и другие) [6, c. 5].

Исследователи отмечают отличительные особенности детей из приюта: им свойственны повышенная агрессивность, сверхчувствительность, капризность, упрямство, враждебность, нетерпеливость, часто проявляющиеся невротические тенденции, трудность в общении, признаки психического напряжения [7, c. 8].

Адаптация студентов-сирот в вузе является необходимым этапом встраивания и приспособления субъекта к новым социальным условиям в процессе личностно-профессионального самоопределения. Это связано с формированием определенного копинг-поведения, положительной жизненной установки сироты в социуме (жилищно-бытовые условия, актуализация социальных связей и новых социальных ролей, реализация коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональное становление [5].

Главной задачей для деканата факультета, педагогов-организаторов и преподавателей учреждения является создание для обучающихся данной категории комфортных условий для быстрой адаптации в новой среде, для того, чтобы в дальнейшем эти студенты успешно закончили учебное заведение и получили профессию.

Первокурснику адаптироваться непросто: приходится отвыкать от поурочной системы обучения, практикуемой в школах, и привыкать к системе лекционных и практических занятий; кроме того, преподаватели ориентированы уже не на ученика школы, а на студента, т.е. взрослого и ответственного человека; с каждым из преподавателей необходимо наладить определенные продуктивные взаимоотношения.

Подчеркнем, что дети-сироты - особая категория первокурсников, обучающихся на факультете среднего профессионального образования. Они, как правило, замкнуты, сложно сходятся с людьми. Учеба для студентов, особенно на первом курсе, это своего рода преодоление препятствий, достижение сначала небольших целей, затем цели эти увеличиваются по мере дальнейшего продвижения по пути к знаниям. К каждому студенту-сироте и педагоги-организаторы, и преподаватели вуза находят индивидуальный подход, что позволяет студентам, испытавшим с детских лет на себе определенные превратности судьбы, почувствовать уверенны в своих силах, испытать «ситуацию успеха».

В Дзержинском филиале РАНХиГС на факультете среднего специального образования обучается 13 детей-сирот, из которых 3 юноши и 10 девушек (рисунок 1). Студенты проживают в семьях опекунов и приемных родителей.

Рисунок 1 – Численность детей-сирот на факультете СПО ДФ РАНХиГС

В вузе созданы необходимые условия для реализации возможностей обучающихся во внеаудиторной деятельности: работают кружки и секции, в которых студенты проявляют и развивают свои способности.

Так, в спортивном клубе «Титан» студенты могут попробовать себя в роли легкоатлета, волейболиста, футболиста и даже тяжелоатлета. В задачи деятельности клуба входит, в частности, формирование среди студентов здорового образа жизни, стимулирование создания и реализации в образовательном учреждении инновационных программ и проектов, направленных на пропаганду здорового образа жизни, развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной работы [7].

Также в вузе функционирует танцевальная группа «RANEPA», к задачам которой относятся развитие мотивации студентов к познанию и творчеству; содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе; приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству; сохранение и охрана здоровья студентов.

Ежегодно для студентов организуются конкурсы научно-исследовательских работ и научные конференции, итогом которых является издание сборника материалов [7].

В заключении, определим перспективные направления и формы работы со студентами из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения. Мы предполагаем, что для большего комфорта и быстрой адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в вузе необходимо продолжать и совершенствовать существующую практику взаимодействия деканата факультета, службы педагогов-организаторов и всех преподавателей для определения индивидуального образовательного маршрута данной категории студентов. Далее, важно создать группу социально-психологической помощи, возглавляемую социальным педагогом/педагогом-психологом для консультативной работы и со студентами, и с преподавателями вуза/факультета [4]. Важным направлением работы, мы уверены, должна стать адаптационная работы со студентами-первокурсниками (серия аудиторных и внеаудиторных занятий, на которых студенты смогли бы преодолевать свои страхи; консультативная индивидуальная работа; организация шефской помощи и поддержки студентами старших курсов студенту-сироте).

Таким образом, основные направления совершенствования организации социальных мер по минимизации последствий травм, связанных с потерей родителей у данной категории обучающихся уже сформирован на факультете среднего профессионального образования. Однако остаются мало изученными значительное количество вопросов, касающихся проблемы ранней семейной депривации детей. Ответив на данные вопросы, специалисты в вузе смогут разработать такую систему воспитания, которая позволит скорректировать негативные стороны, обеспечивать их компенсацию с помощью психолого-педагогического взаимодействия со студентами, осуществлять поддержку и их сопровождение в течение всего периода обучения в образовательном учреждении.


Библиографическая ссылка

Жеребкова Г.А., Смаковская Н.И. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19139 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674