Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL AND LEGAL ASPECTS OF SUPPORT OF ORPHANS AND CHILDREN REMAINED WITHOUT PARENTAL TRAINING UNDER THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Zherebkova G.A. 1 Smakovskaya N.I. 1
1 Dzerzhinsky branch FGBOU VO "The Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
This article examines the legal, social and organizational conditions for personal and professional adaptation of orphans who are students of the faculty of secondary vocational education; the authors pay special attention to the psychological aspect in solving the studied problem. Professional self-determination is the most important stage and form of personal, which is influenced by many external and internal social factors in choosing the kind of activity, occupation. The authors present the results of studying the educational and educational potential of the faculty environment for the effective socialization and adaptation of trainee children and orphans and adaptation of trainee children and orphans and children left without parental care. For this purpose, the legislative base of the Russian Federation in the field of social support for orphans and children left without parental care is analyzed; determine the main psychological and social problems of students of this category; the practice of introducing the regulatory and legal framework for the social support of orphans and children left without parental care is studied using the example of the activity of the Faculty of Secondary Professional Education of the Dzerzhinsk Branch of the Russian Academy of Science and Technology; some practical recommendations for improving the social and psychological support of students from among orphans and children left without parental care are offered, including the actualization of the interaction of all services of educational institutions, the creation of the Institute of psychological / socio-psychological assistance within the faculty, as well as an effective adaptation program for first-year students of the studied category of students.
social support
psychological help
legal framework
educational institution
orphans and children left without parental care.

Изучение современных тенденций самоопределения молодежи в условиях рыночной экономики необходимо для правильного понимания процессов формирования общественного сознания, определения целей развития общества и управления. В современном обществе среди молодежи остро стоит проблема самоопределения. Особо остро данный вопрос стоит перед детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, поскольку это процесс связан с выбором и жизненных целей, и будущей профессии, и общих планов на жизнь [4]. Профессиональное самоопределение – это процесс, истоки которого формируются в детском возрасте, когда дети во время игрового процесса начинают познавать мир, в целом, и в частности, мир будущих профессий.

Процесс профессионального самоопределения имеет цикличный вид: рынок труда требует от субъекта самоопределения гибкости и мобильности, поэтому человек может несколько раз возвращаться к проблеме своего профессионального выбора. [5].

Современное законодательство Российской Федерации в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время позволяет решить многие проблемы указанной категории детей, предоставляет им много прав, свобод для получения образования, выбора жизненного пути, обеспечивает материальную поддержку. Обозначим основные нормативно-правовые документы, регулирующие социальную поддержку детей данной категории. К их числу относятся: Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ ст.7, 20, 39, 41, 42; Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закон Нижегородской области № 66-З «О материальном обеспечении и мерах социальной поддержке приемных семей на территории РФ»[1], [2], [3].

Уточним, что в современном российском законодательстве определены следующие понятия: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, -- это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В процессе изучения вопроса о реализации государственных задач по защите и обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, авторами были выявлены социально-правовые проблемы, свидетельством которых явились факты из биографий выпускников детских домов, материалы прессы, официальная статистика прокуратуры РФ, судебные процессы (таблица 1).

Таблица 1

Количество детей-сирот в России

№ п/п

Год

Количество детей-сирот

1

1990

113,4 тыс.

2

2004

188,4 тыс.

3

2015

60,1 тыс.

4

2017

54,5 тыс.

 

Исследователи в области психологии, педагогики и социологии отмечают, что данной категории обучающихся свойственны социально-психологические особенности, в частности, нежелание приспосабливаться к социальному окружению, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость, малообщительность, желание находится в стороне от общих насущных проблем. Их контакты с окружающими малоэффективны по содержанию и эмоционально не насыщены, то есть им характерны скудный опыт социальных контактов; выраженные иждивенческие склонности; недостаточное развитие индивидуальности, низкая личная активность; сопротивление правилам, нормам, предъявляемым обществом. Данные личностные черты не способствует успешной адаптации обучающихся данной категории к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Следовательно, важнейшая задача всего педагогического коллектива заключается в том, чтобы учащиеся не только успешно осваивали профессиональные компетенции, но и становились самостоятельными личностями [6, c. 5].

Сравнительный анализ поведения детей из семей и детей из учреждений интернатного типа почти всегда показывает, что развитие последних в области интеллекта, чувств и характера уступает развитию детей, воспитывавшихся в семье [6, с. 45]. Дети, воспитывавшиеся в учреждениях с самого рождения, испытывают нарушения в развитии значительно чаще и в большей степени, чем дети, которые поступают в учреждения интернатного типа только в школьном возрасте. Это происходит потому, что детство является периодом, в течение которого закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные, нравственные ориентации, жизнеспособность, целеустремленность. Вне семьи развитие ребенка идет по особому пути с формированием специфических черт личности, проявляющихся в особых эмоциональных комплексах (незащищенность, импульсивность, низкая эмпатия и другие) [6, c. 5].

Исследователи отмечают отличительные особенности детей из приюта: им свойственны повышенная агрессивность, сверхчувствительность, капризность, упрямство, враждебность, нетерпеливость, часто проявляющиеся невротические тенденции, трудность в общении, признаки психического напряжения [7, c. 8].

Адаптация студентов-сирот в вузе является необходимым этапом встраивания и приспособления субъекта к новым социальным условиям в процессе личностно-профессионального самоопределения. Это связано с формированием определенного копинг-поведения, положительной жизненной установки сироты в социуме (жилищно-бытовые условия, актуализация социальных связей и новых социальных ролей, реализация коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональное становление [5].

Главной задачей для деканата факультета, педагогов-организаторов и преподавателей учреждения является создание для обучающихся данной категории комфортных условий для быстрой адаптации в новой среде, для того, чтобы в дальнейшем эти студенты успешно закончили учебное заведение и получили профессию.

Первокурснику адаптироваться непросто: приходится отвыкать от поурочной системы обучения, практикуемой в школах, и привыкать к системе лекционных и практических занятий; кроме того, преподаватели ориентированы уже не на ученика школы, а на студента, т.е. взрослого и ответственного человека; с каждым из преподавателей необходимо наладить определенные продуктивные взаимоотношения.

Подчеркнем, что дети-сироты - особая категория первокурсников, обучающихся на факультете среднего профессионального образования. Они, как правило, замкнуты, сложно сходятся с людьми. Учеба для студентов, особенно на первом курсе, это своего рода преодоление препятствий, достижение сначала небольших целей, затем цели эти увеличиваются по мере дальнейшего продвижения по пути к знаниям. К каждому студенту-сироте и педагоги-организаторы, и преподаватели вуза находят индивидуальный подход, что позволяет студентам, испытавшим с детских лет на себе определенные превратности судьбы, почувствовать уверенны в своих силах, испытать «ситуацию успеха».

В Дзержинском филиале РАНХиГС на факультете среднего специального образования обучается 13 детей-сирот, из которых 3 юноши и 10 девушек (рисунок 1). Студенты проживают в семьях опекунов и приемных родителей.

Рисунок 1 – Численность детей-сирот на факультете СПО ДФ РАНХиГС

В вузе созданы необходимые условия для реализации возможностей обучающихся во внеаудиторной деятельности: работают кружки и секции, в которых студенты проявляют и развивают свои способности.

Так, в спортивном клубе «Титан» студенты могут попробовать себя в роли легкоатлета, волейболиста, футболиста и даже тяжелоатлета. В задачи деятельности клуба входит, в частности, формирование среди студентов здорового образа жизни, стимулирование создания и реализации в образовательном учреждении инновационных программ и проектов, направленных на пропаганду здорового образа жизни, развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной работы [7].

Также в вузе функционирует танцевальная группа «RANEPA», к задачам которой относятся развитие мотивации студентов к познанию и творчеству; содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе; приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству; сохранение и охрана здоровья студентов.

Ежегодно для студентов организуются конкурсы научно-исследовательских работ и научные конференции, итогом которых является издание сборника материалов [7].

В заключении, определим перспективные направления и формы работы со студентами из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения. Мы предполагаем, что для большего комфорта и быстрой адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в вузе необходимо продолжать и совершенствовать существующую практику взаимодействия деканата факультета, службы педагогов-организаторов и всех преподавателей для определения индивидуального образовательного маршрута данной категории студентов. Далее, важно создать группу социально-психологической помощи, возглавляемую социальным педагогом/педагогом-психологом для консультативной работы и со студентами, и с преподавателями вуза/факультета [4]. Важным направлением работы, мы уверены, должна стать адаптационная работы со студентами-первокурсниками (серия аудиторных и внеаудиторных занятий, на которых студенты смогли бы преодолевать свои страхи; консультативная индивидуальная работа; организация шефской помощи и поддержки студентами старших курсов студенту-сироте).

Таким образом, основные направления совершенствования организации социальных мер по минимизации последствий травм, связанных с потерей родителей у данной категории обучающихся уже сформирован на факультете среднего профессионального образования. Однако остаются мало изученными значительное количество вопросов, касающихся проблемы ранней семейной депривации детей. Ответив на данные вопросы, специалисты в вузе смогут разработать такую систему воспитания, которая позволит скорректировать негативные стороны, обеспечивать их компенсацию с помощью психолого-педагогического взаимодействия со студентами, осуществлять поддержку и их сопровождение в течение всего периода обучения в образовательном учреждении.