Изучение современных тенденций самоопределения молодежи в условиях рыночной экономики необходимо для правильного понимания процессов формирования общественного сознания, определения целей развития общества и управления. В современном обществе среди молодежи остро стоит проблема самоопределения. Особо остро данный вопрос стоит перед детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, поскольку это процесс связан с выбором и жизненных целей, и будущей профессии, и общих планов на жизнь [4]. Профессиональное самоопределение – это процесс, истоки которого формируются в детском возрасте, когда дети во время игрового процесса начинают познавать мир, в целом, и в частности, мир будущих профессий.
Процесс профессионального самоопределения имеет цикличный вид: рынок труда требует от субъекта самоопределения гибкости и мобильности, поэтому человек может несколько раз возвращаться к проблеме своего профессионального выбора. [5].
Современное законодательство Российской Федерации в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время позволяет решить многие проблемы указанной категории детей, предоставляет им много прав, свобод для получения образования, выбора жизненного пути, обеспечивает материальную поддержку. Обозначим основные нормативно-правовые документы, регулирующие социальную поддержку детей данной категории. К их числу относятся: Конвенция о правах ребенка; Конституция РФ ст.7, 20, 39, 41, 42; Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также закон Нижегородской области № 66-З «О материальном обеспечении и мерах социальной поддержке приемных семей на территории РФ»[1], [2], [3].
Уточним, что в современном российском законодательстве определены следующие понятия: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, -- это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В процессе изучения вопроса о реализации государственных задач по защите и обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, авторами были выявлены социально-правовые проблемы, свидетельством которых явились факты из биографий выпускников детских домов, материалы прессы, официальная статистика прокуратуры РФ, судебные процессы (таблица 1).
Таблица 1
Количество детей-сирот в России
№ п/п |
Год |
Количество детей-сирот |
1 |
1990 |
113,4 тыс. |
2 |
2004 |
188,4 тыс. |
3 |
2015 |
60,1 тыс. |
4 |
2017 |
54,5 тыс. |
Исследователи в области психологии, педагогики и социологии отмечают, что данной категории обучающихся свойственны социально-психологические особенности, в частности, нежелание приспосабливаться к социальному окружению, дефицит искренних эмоциональных отношений, замкнутость, малообщительность, желание находится в стороне от общих насущных проблем. Их контакты с окружающими малоэффективны по содержанию и эмоционально не насыщены, то есть им характерны скудный опыт социальных контактов; выраженные иждивенческие склонности; недостаточное развитие индивидуальности, низкая личная активность; сопротивление правилам, нормам, предъявляемым обществом. Данные личностные черты не способствует успешной адаптации обучающихся данной категории к самостоятельной жизни после окончания учебного заведения. Следовательно, важнейшая задача всего педагогического коллектива заключается в том, чтобы учащиеся не только успешно осваивали профессиональные компетенции, но и становились самостоятельными личностями [6, c. 5].
Сравнительный анализ поведения детей из семей и детей из учреждений интернатного типа почти всегда показывает, что развитие последних в области интеллекта, чувств и характера уступает развитию детей, воспитывавшихся в семье [6, с. 45]. Дети, воспитывавшиеся в учреждениях с самого рождения, испытывают нарушения в развитии значительно чаще и в большей степени, чем дети, которые поступают в учреждения интернатного типа только в школьном возрасте. Это происходит потому, что детство является периодом, в течение которого закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные, нравственные ориентации, жизнеспособность, целеустремленность. Вне семьи развитие ребенка идет по особому пути с формированием специфических черт личности, проявляющихся в особых эмоциональных комплексах (незащищенность, импульсивность, низкая эмпатия и другие) [6, c. 5].
Исследователи отмечают отличительные особенности детей из приюта: им свойственны повышенная агрессивность, сверхчувствительность, капризность, упрямство, враждебность, нетерпеливость, часто проявляющиеся невротические тенденции, трудность в общении, признаки психического напряжения [7, c. 8].
Адаптация студентов-сирот в вузе является необходимым этапом встраивания и приспособления субъекта к новым социальным условиям в процессе личностно-профессионального самоопределения. Это связано с формированием определенного копинг-поведения, положительной жизненной установки сироты в социуме (жилищно-бытовые условия, актуализация социальных связей и новых социальных ролей, реализация коммуникативного и интеллектуального потенциала, профессиональное становление [5].
Главной задачей для деканата факультета, педагогов-организаторов и преподавателей учреждения является создание для обучающихся данной категории комфортных условий для быстрой адаптации в новой среде, для того, чтобы в дальнейшем эти студенты успешно закончили учебное заведение и получили профессию.
Первокурснику адаптироваться непросто: приходится отвыкать от поурочной системы обучения, практикуемой в школах, и привыкать к системе лекционных и практических занятий; кроме того, преподаватели ориентированы уже не на ученика школы, а на студента, т.е. взрослого и ответственного человека; с каждым из преподавателей необходимо наладить определенные продуктивные взаимоотношения.
Подчеркнем, что дети-сироты - особая категория первокурсников, обучающихся на факультете среднего профессионального образования. Они, как правило, замкнуты, сложно сходятся с людьми. Учеба для студентов, особенно на первом курсе, это своего рода преодоление препятствий, достижение сначала небольших целей, затем цели эти увеличиваются по мере дальнейшего продвижения по пути к знаниям. К каждому студенту-сироте и педагоги-организаторы, и преподаватели вуза находят индивидуальный подход, что позволяет студентам, испытавшим с детских лет на себе определенные превратности судьбы, почувствовать уверенны в своих силах, испытать «ситуацию успеха».
В Дзержинском филиале РАНХиГС на факультете среднего специального образования обучается 13 детей-сирот, из которых 3 юноши и 10 девушек (рисунок 1). Студенты проживают в семьях опекунов и приемных родителей.
Рисунок 1 – Численность детей-сирот на факультете СПО ДФ РАНХиГС
В вузе созданы необходимые условия для реализации возможностей обучающихся во внеаудиторной деятельности: работают кружки и секции, в которых студенты проявляют и развивают свои способности.
Так, в спортивном клубе «Титан» студенты могут попробовать себя в роли легкоатлета, волейболиста, футболиста и даже тяжелоатлета. В задачи деятельности клуба входит, в частности, формирование среди студентов здорового образа жизни, стимулирование создания и реализации в образовательном учреждении инновационных программ и проектов, направленных на пропаганду здорового образа жизни, развитие физкультурно-оздоровительной и спортивной работы [7].
Также в вузе функционирует танцевальная группа «RANEPA», к задачам которой относятся развитие мотивации студентов к познанию и творчеству; содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе; приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству; сохранение и охрана здоровья студентов.
Ежегодно для студентов организуются конкурсы научно-исследовательских работ и научные конференции, итогом которых является издание сборника материалов [7].
В заключении, определим перспективные направления и формы работы со студентами из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения. Мы предполагаем, что для большего комфорта и быстрой адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в вузе необходимо продолжать и совершенствовать существующую практику взаимодействия деканата факультета, службы педагогов-организаторов и всех преподавателей для определения индивидуального образовательного маршрута данной категории студентов. Далее, важно создать группу социально-психологической помощи, возглавляемую социальным педагогом/педагогом-психологом для консультативной работы и со студентами, и с преподавателями вуза/факультета [4]. Важным направлением работы, мы уверены, должна стать адаптационная работы со студентами-первокурсниками (серия аудиторных и внеаудиторных занятий, на которых студенты смогли бы преодолевать свои страхи; консультативная индивидуальная работа; организация шефской помощи и поддержки студентами старших курсов студенту-сироте).
Таким образом, основные направления совершенствования организации социальных мер по минимизации последствий травм, связанных с потерей родителей у данной категории обучающихся уже сформирован на факультете среднего профессионального образования. Однако остаются мало изученными значительное количество вопросов, касающихся проблемы ранней семейной депривации детей. Ответив на данные вопросы, специалисты в вузе смогут разработать такую систему воспитания, которая позволит скорректировать негативные стороны, обеспечивать их компенсацию с помощью психолого-педагогического взаимодействия со студентами, осуществлять поддержку и их сопровождение в течение всего периода обучения в образовательном учреждении.