Легализация доходов, полученных преступным путем, явление не совсем широкомасштабное для России, однако последствия от конечного результата данного процесса губительно сказываются на состоянии экономики нашей страны.
Согласно УК РФ легализация доходов, полученных преступным путем – это совокупность приемов и методов, позволяющих узаконить денежные средства, полученные преступным путем с целью их дальнейшего открытого использования[1].
Обратимся к истории. Этот вид экономического преступления зародился и начал распространяться в западной экономике. Многие исследователи отмечают, что сам термин «отмывание денег» появился в экономике США в 20-х годах XX столетия. В зарубежной публицистической литературе этот термин стали употреблять при обозначении процесса преобразования денег, полученных на черном рынке в «белые», то есть имеющие законное происхождение и, как следствие, способные легально оборачиваться в экономике.
Проблема легализации доходов преследует различные страны с далеких времён. Корни её растут из чисто человеческого желания наживы и растущих день ото дня потребностей, причём не настоящих, а навязанных обществом, маркетингом, ленью.
Существует ряд предпосылок возникновения данного явления:
• рост доли теневой экономики;
• сокрытие населением своих доходов;
• слабые механизмы регулирования и контроля денежного обращения, банковских переводов;
• коррупция в государственном аппарате, среди судебных и правоохранительных органов;
• невозможность или ограниченность возможности обмена финансовой информацией;
• законодательное закрепление тайны финансовых операций и т.д. [6]
Чтобы понимать суть самого процесса легализации «черных доходов», рассмотрим основные его этапы и на их основе попытаемся определить меры возможного прекращения применения данной схемы в нашей стране.
Во-первых, самое интересное начинается с факта получения денежных средств. Способы получения нелегальных денег со временем становятся все более сложными и изощренными. Однако основные из них – средства, полученные при даче взятки, ограблении, вымогательстве, ведении двойной бухгалтерии на предприятии и получение доходов от ведения незаконного бизнеса. Одним из ключевых моментов в борьбе с легализацией незаконно полученного дохода стал Федеральный закон № 115–ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». В соответствии с этим законом банки самостоятельно должны следить за своими клиентами: назначать ответственных лиц, принимать меры по противодействию отмыванию денег [2].
Вторым этапом следует размещение «чёрных» денег в финансовых организациях (банках) и проведение операций, в ходе которых пытаются скрыть их происхождение (покупка-продажа). И именно пресечение схем по легализации таких денежных средств должно стать основополагающим механизмом в борьбе с ростом теневой экономики каждой страны, в том числе и России.
Схем легализации незаконных денежных средств на сегодняшний день существует огромное количество. Различные схемы легализации денежных средств, полученных преступным путём, применяются во многих странах мира. Однако, одно из лидирующих мест по объёму отмывания денег, как ни печально, занимает Россия.
Самые распространённые схемы отмывания денег – перевод средств в оффшоры. В мире существует несколько сотен так называемых оффшорных зон, т.е. зон, свободных от налогообложения и государственного надзора. Впервые данный термин был применён в США в 50-х годах ХХ века.
Второй, но не менее распространённый «фильтр» денежных потоков – фирмы-однодневки. По этой схеме деньги по фиктивным договорам переводятся на счета фирм-однодневок, а потом снимаются с них и используются по усмотрению преступников.
Ещё одним способом легализации доходов является игорный бизнес.
Большой популярность в последнее время стала пользоваться процедура обналичивания денежных средств, т.е. изменение их формы с бумажной на электронную. Большое содействие злоумышленникам оказывает криптовалюта, в том числе биткоин, на курсе которого ещё и заработать можно.
Есть ещё множество схем отмывания денег, и в каждой отдельной стране используется свой способ. При этом учитывается законодательство страны, контроль со стороны правоохранительных органов над разными сферами деятельности и многое другое.
Наиболее яркий пример по легализации «чёрных доходов» в своей статье привела Дыхова А.Л. [4] Он заключается в том, что два юридических лица (резидент и нерезидент) заключают фиктивный договор, который первый не исполняет, а второй требует с него задолженность по договору. Т.е. легализация происходит посредствам государственной структуры – ФССП.
Многие способы легализации уже раскрыты, поэтому преступники вынуждены придумывать новые, более изворотливые пути, а законодатели – меры по их пресечению.
Для предотвращения подобных махинаций Банк России в 2017 году предложил кредитным организациям отказываться от транзакций, вызывающих подозрения [5].
Росфинмониторинг же не запрещает банкам совершать подобного рода переводы при условии сообщения о таких операциях в определённые структуры.
В мировой практике одним из рычагов пресечения схем по легализации «чёрных доходов» является применение стандарта ОЭСР по автоматическому обмену финансовой информацией. Основной его целью является стандартизация и унификация процедуры раскрытия информации финансовыми организациями [3].
Данный стандарт предполагает автоматический взаимообмен информацией о состоянии финансовых счетов отдельных граждан между странами – участницами соглашения.
Это позволяет получать открытый доступ к следующей информации по счетам владельцев:
• информация о владельце счёта;
• баланс счёта на конец отчётного периода;
• в случае кастодиальных счетов – процентный и дивидендный доход;
• доход от некоторых страховых продуктов;
• доходы от продажи финансовых активов и иной доход, полученный от активов, которые расположены на счетах, или платежей, которые связаны со счётом;
• в случае депозитных счетов – размер процента, который начислен на сумму вклада.
Соглашение об автоматическом обмене информацией по финансовым счетам начал действовать в некоторых странах уже с 2017 г., т. е. будет предоставлена информация по счетам резидентов других стран на 31 декабря 2016 г. Большинство стран, принявших Соглашение, начинают предоставление информации с 2018 г., в их числе Россия.
Еще один механизм по регулированию процесса отмывания преступных доходов – финансовый мониторинг внутренней структуры организации [7]. Осуществляется он Федеральной службой по финансовому мониторингу, банками и небанковскими кредитными организациями, страховыми и лизинговыми компаниями, организациями почтовой связи, платёжными агентами и пр. Суть его состоит в том, что с помощью внутреннего контроля в целях финансового мониторинга осуществляется сбор и обработка данных о финансовых операциях организации, анализ показателей финансовой деятельности организации на предмет завышения прибыли, которая может быть получена преступным путём, юридический анализ деятельности организации и т.п. Данная информация в обязательном порядке подлежит передаче в Федеральную службу по финансовому мониторингу, которая осуществляет анализ полученных данных
на предмет возможного проведения операций по легализации (отмыванию) денежных средств. Для пресечения данных операций и транзакций Росфинмониторинг непосредственно взаимодействует с правоохранительными органами (Федеральной службой безопасности и Министерством внутренних дел), Министерством финансов, Министерством иностранных дел, ЦБ РФ.
Библиографическая ссылка
Хандрамай А.А., Голикова А.К., Сурова Д.Б. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ «ЧЕРНЫХ» ДОХОДОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-7. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19081 (дата обращения: 21.11.2024).