Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ НЕФТЕГАЗОВОГО ТРУБОПРОВОДА

Нуртдинов А.Ф. 1
1 Башкирский государственный аграрный университет
В данной статье геодезические работы выполняются при пректировании нефтегазового трубопровода, а именно в Ханты-Мансийском автономном округе, на участке нефтяной промышленности. Трасса нефтепровода и инженерно-геодезические изыскания должны удовлетворять требования проектирования. Производились поочередно геодезические работы: подготовительный. полевой и камеральный этапы. Подготовительные работы начинаются с момента получения задания до производства съемки в полевых условиях, с соблюдением правил безопасности на объекте капитального строительства. В комплекс подготовительных работ входят работы по сбору и обработку материалов прошлых лет , рекогносцировочное обследование. На данном объекте геодезические работы проводились в системе координат МСК-86 и Балтийской системе высот. Полевой этап включает создание и обоснование геодезической сети, а также создание топографической основы. В данной статье описывается с помощью каких программных комплексов проводилась обработка спутниковых наблюдений, а так же съемка электронными тахеометрами и какой использовался трассопоисковый комплект. Камеральный этап подразумевает обработку результатов полевых работ и выполнялись с использованием программного комплекса обработки инженерных изысканий с соблюдением требований «Условных знаков для топографических планов масштабов М 1:5000–1:500» и требованиями классификатора и структур таблиц в системе координат МСК-86.
инженерно-геодезические работы
проектно-изыскательские работы
геодезические сети
топографо-геодезические работы
спутниковые наблюдения
трассирование линейных сооружений. Камеральные работы
топографический план
1. Васильева Г.В., Абдулгазизова А.Н., Яковлева Ю.Н. GNSS. Оценка точности измерений // Науки о Земле: современное состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы межвузовской научно-практической конференции, 2015. – С. 134–136.
2. Ишбулатов М.Г. Создание постоянно действующих базовых станций ГНСС ГУП БТИ РБ для кадастровых и землеустроительных работ/М.Г. Ишбулатов, А.Е. Танайлов, И.И. Ишбулатов // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства материалы II всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет, 2013. – С. 160–163.
3. Ишбулатов М.Г. Создание учебного геодезического полигона в УНЦ БГАУ с использованием GPS (глобальной системы позиционирования) / М.Г. Ишбулатов, Н.С. Кубасова // Инновации, экобезопасность, техника и технологии в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 23–24 ноября 2012 года / Башкирский ГАУ. – Уфа, 2012. – С. 199–200.
4. Надыршина, А.А. Особенности выполнения инженерно-геодезических изысканий при реконструкции нефтепровода УПС Биаваш до УПС-96/ А.А Надыршина., М.Г.Ишбулатов // Науки о Земле: современное состояние, проблемы и перспективы развития Материалы межвузовской научно-практической конференции, 2015. – С. 173–175.
5. Павлова Н.И., Галеев Э.И. Создание топографо-геодезической основы с использованием современных программных комплексов // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2013. – С. 94.

При проектировании нефтегазового трубопровода выполняются геодезические работы: съёмка местности, составление профиля, разведка геологических и гидрологических условий по трассе. На примере рассмотрено обустройство Северо-Варьеганского месторождения Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югра Тюменской области.

Трассой является линия, которой определяется ось проектируемого линейного нефтегазопровода. В плане, трасса – прямолинейна, а в продольном профиле с допустимым уклоном. В зависимости от назначения, трасса должна удовлетворять требованиям, которые устанавливаются техническими условиями на её проектирование [3].

Инженерно-геодезические изыскания по объекту, выполнялись в три этапа.

Первый этап – период подготовительных работ, который берет начало с момента получения задания и заканчивается выходом в поле для производства съемки. Право на проектно-изыскательские работы, предоставляется свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства [2].

В комплекс подготовительных инженерно-геодезических изысканий входит несколько видов работ, которые включают в себя:

– сбор и обработку материалов инженерных изысканий прошлых лет (топографо-геодезических, картографических, аэрофотосъемочных и других материалов и данных). На данный район имеются картографические материалы М 1:100000, 1:50000, используемые для составления ситуационного плана и определения местоположения участка изысканий;

– рекогносцировочное обследование, маршрутные наблюдения по территории изысканий.

Все геодезические работы на данном объекте выполнены в системе координат – МСК-86 и Балтийской системе высот.

Следующим этапом работ является полевой, который подразумевает создание и обоснование геодезической сети, а также создание топографической основы. Рекогносцировка объекта и обследование пунктов геодезической основы выполнялись одновременно [2].

В качестве исходных данных для создания опорной геодезической сети используются пункты планово-высотного обоснования, которые закреплены маркшейдерской службой на Северо-Варьеганском месторождении. Для производства топографо-геодезических работ выполнено создание опорной геодезической сети. Также установлены и определены 8 пунктов с использованием электронных тахеометров Topcon GPT-3105N и комплекта GPS-приемников TOPCON HiPer+ (рисунок).

nur.tiff

Схема опорной геодезической сети

Съемка опорных пунктов проводилась в статическом режиме, в течение 60 минут на каждом пункте. Средние погрешности в определении координат пунктов (точек) съемочной геодезической сети относительно пунктов опорной геодезической сети не превышали для съемки М 1:500 – 0,10 м, для съемки М 1:2000 – 0,35 м [5].

Предварительно были составлены временные графики возвышения и прохождения спутников на территории участка работ, а также выявлены факторы понижения точности DOP-а, влияющие в течение дня на качество съемки. В связи с чем, прогнозировалось время, оптимальное для спутниковых наблюдений.

Обработка спутниковых наблюдений проводилась с помощью программного комплекса Topcon Tools. Сначала проводилось свободное уравнивание в системе WGS-84 с оценкой точности, затем калибровка района работ с трансформацией из WGS-84 в принятую систему координат МСК-86. Опорные точки сети сгущения располагались на открытых участках, для обеспечения наилучшего прохождения спутниковых радиосигналов [1].

Точки опорной геодезической сети закреплялись на местности, согласно требованиям ВСН 30–81 (расположены, по возможности, в местах, безопасных от повреждений).

Съемка выполнялась электронным тахеометрами Topcon GPT-3105N, непосредственно с пунктов съемочного обоснования, с последующей обработкой результатов измерений в программе CREDO_DAT. Топографическая съемка объектов была выполнена:

• в масштабе 1:2000, с сечением рельефа через 1 м на всем протяжении линейных объектов;

• в масштабе 1:500, с сечением рельефа через 0,5 м для площадных объектов, а также в местах отмыкания и примыкания трасс, пересечения с автодорогами, водными преградами, коридорами коммуникаций. Положение съемочных пикетов определялось с помощью электронного тахеометра «полярным» методом [5].

Разбивка и закрепление углов площадок, и углов поворота трасс выполнена с пунктов планово-высотного обоснования. Закрепительные знаки расположены, в местах безопасных от повреждений и замаркированы масляной краской.

При пересечении трассы существующих коммуникаций, определялись глубина залегания, материал труб, диаметр. При пересечении линий электропередач выполнялась съемка пролетов, определялись отметки проводов и земли у опор и в точке пересечения с трассами замерены температуры воздуха, и выполнены эскизы опор, с указанием этих данных на чертежах.

Съемка подземных коммуникаций производилась при помощи трассопоискового комплекта фирмы «Radiodetection RD 8000 PDL», а также по выходам трубопроводов на поверхность, по следам траншей или другим признакам. Предельные расхождения между значениями глубины заложения подземных коммуникаций во время съемки и по данным контрольных полевых измерений не превышают 15% глубины заложения. Съемка воздушных сетей производилась инструментальным методом.

По всей протяженности трассы выполнены топографические съемки масштабов 1:2000, с сечением рельефа 1,0 м. Съемка масштаба 1:500, с сечение рельефа 0,5м, а так же съемки перехода через автодороги, водотоки и в местах пересечения с коммуникациями. Данная топографическая съемка проведена с пунктов специально созданного съемочного обоснования, которая проложена с максимальным приближением к оси проектируемого трубопровода.

При этом полевое трассирование линейных сооружений включают следующие виды работ:

– вынесение проекта трассы в натуру;

– определение углов поворота;

– закрепление трассы;

– привязку трассы к пунктам геодезической основы;

– обработку полевых материалов.

Для восстановления прохождения трассы при строительстве начало, конец и вершины углов трассы закреплялись двумя выносными знаками. В качестве закрепительных знаков использовались деревянные столбики высотой от 0,6 до 1,2 м, диаметром 15–20 см. На закрепительных знаках выполнена маркировка масляной краской с указанием наименования знака по установленному ВСН-81 образцу. Схемы и каталоги этих закрепительных знаков в установленном порядке переданы представителю Заказчика.

После окончания полевых работ, на основании материалов топографической съемки, выполнено камеральное трассирование трубопроводов (низконапорный водовод и автомобильная дорога) по планам масштабов 1:500 – 1:2000.

На проектируемые трассы составлены следующие ведомости:

– углов поворота трасс;

– подземных сооружений, пересекаемых трассами ННВ;

– пересечения надземных коммуникаций);

– пересечения автомобильных дорог трассами;

– угодий по трассам (пикетная);

– пересекаемых лесных угодий ННВ;

– пересекаемых водных преград ННВ.

По результатам выполненных работ по изыскиваемым трассам составлялись продольные профили в масштабах:

– Горизонтальный 1:2000; 1:500;

– Вертикальный 1:100; 1:100;

– Геологический 1:100; 1:100.

Продольные профили построены с применением программного комплекса Geo.Series. Все проектные трубопроводы нанесены на материалы топографической съемки масштабов 1:500–1:2000.

Заключительным этапом инженерно-геодезических работ на данном объекте являлся камеральный этап, который включает в себя обработку результатов полевых работ: расчет координат и высот точек планово-высотного обоснования; составление каталога координат и высот точек планово-высотного обоснования; составление топографических планов; составление технического отчета.

Камеральные работы выполнялись с использованием программного комплекса обработки инженерных изысканий, цифрового моделирования местности (ЦММ) в программном комплексе «CREDO» окончательная корректировка топографических планов выполнена в программах AutoCAD и MapInfo и с соблюдением требований «Условных знаков для топографических планов масштабов М 1:5000–1:500» и требованиями классификатора и структур таблиц MapInfo в системе координат МСК-86.

Продольные профили трасс проектируемых линейных сооружений составлены в масштабах: горизонтальном 1:2000, вертикальном 1:100 и геологическом 1:100, продольные профили переходов представлены в масштабах: горизонтальном 1:500, вертикальном 1:100 и геологическом 1:100 в программе Geo.Series [4].

Результатом геодезических работ на рассматриваемом объекте служит определение планового и высотного положения проекта нефтегазопровода. Использование электронного тахеометра и комплекта GPS оборудования для этих целей значительно облегчает процесс обеспечения необходимой информацией на данном этапе работ.


Библиографическая ссылка

Нуртдинов А.Ф. ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ НЕФТЕГАЗОВОГО ТРУБОПРОВОДА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-7. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19056 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674