В наши дни в отечественной экономике наблюдаются глобальные перемены. Санкции подтолкнули власть Российской Федерации по новому посмотреть на ситуацию в стране. Ограничения, которые ввел Евросоюз против нашей страны имеют и негативные последствия (отсутствие отечественных продуктов на иностранных рынках). Однако у санкций есть и положительные последствия (развивается частное предпринимательство, а так же совершенствуются отношения, которые основаны на развитии и конкуренции).
Законодательно в России товары и услуги могут перемещаться свободно, конкуренция поддерживается на должном уровне, а так же существует свобода экономической деятельности. Согласно Конституции РФ конкуренция является ведущим постулатом конституционного строя. Выделяют два направления, которые регулируют конкуренцию в стране:
• защита конкуренции Федеральной антимонопольной службой;
• развитие конкуренции, путем поощреения и стимулирования сопернического поведения.
Главный документ, регулирующий конкуренцию в стране – Федеральный закон №135 от 26.07.2006г. «О защите конкуренции». Данный закон регулирует условия, которые необходимы для создания конкурентоспособного экономического пространства, защиту от появления монополий и недобросовестной конкуренции на рынке, недопущение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации [1].
Главными проблемами, которые мешают развитию конкурентной среды в России считают несовершенство правовой базы, минимальная поддержка малого и среднего бизнеса государством, недостаточный уровень конкурентоспособности российских производителей.
Согласно действующему Федеральному Закону «О защите конкуренции» существуют несколько видов ответственности за нарушение закона: уголовная, гражданская, административная. Но первые два вида ответственности в нашей стране применяют редко. В 75 % случаев Федеральная антимонопольная служба использует административные меры наказания, так они не требуют особых усилий и бумажной волокиты, поэтому это самый простой порядок защиты конкуренции [2].
Несовершенство законодательства в отношении конкуренции наглядно видно при организации госзакупок. Согласно статистики ~78 % контрактов заключают с теми, кто предоставляет низкую цену, не обращая внимания на качество т/у, гарантии и ответственности сторон при выявлении нарушений. Недобросовестные поставщики и исполнители участвуют в тендерах и аукционах вследствие того, что проблемы конкуренции в сфере закупок слабо урегулированы нормами действующего закона. Нестабильность и неустойчивость финансового сектора является следствием недостаточной поддержки государством малого и среднего бизнеса. При реализации программ социальной направленности, оказании поддержки секторам экономики Государственный бюджет Российской Федерации испытывает некоторые трудности. Сейчас государственные предприятия должны совершать заказы у представителей малого и среднего бизнеса (10 % от объема приобретений, которые не должны превышать 200 миллионов рублей). Также данные предприятия совершать покупки у предпринимателей не менее 18 % от общего объема. В ближайшее время власти планируют повысить долю закупок с 10 % до 15 %, с 18 % до 25 % соответственно [3].
В.В. Путин акцентирует внимание на том, что финансовая поддержка в 2018 году не будет уменьшена, банковские учреждения запланируют определенные льготы для предпринимателей, государство будет давать субсидии представителям малого бизнеса. Президент подписал указ, который ограничивает количество допустимых плановых и внеплановых проверок, а продолжительность их должна быть уменьшена до 10 дней. Эта мера направлена на улучшение условий для развития бизнеса. По данным Росстата, ~35 % экономических субъектов выплатили внушительные штрафы, после проверок, организованных ИФНС, это подорвало финансовую устойчивость компаний. В.В. Путин попросил органы надзора быть лояльнее с субъектами малого и среднего бизнеса, так как государство отказывается от «сырьевой» экономики и надеется на помощь отечественных производителей в построении новой экономики страны [4].
Главная проблема конкуренции в России – низкая конкурентоспособность отечественных производителей. Согласно данным Росстата, 65 % компаний используют устаревшее оборудование, которое необходимо починить или заменить целиком, но компании не могут произвести данные замены, так как у них нет достаточных финансовых возможностей. Старое оборудование препятствует созданию конкурентной среды, так как продукты, производимые на таком оборудовании будут обладать недостаточным качеством, по сравнению с аналогичными, производимыми на модернизированных предприятиях. [5]
Процесс глобализации значительно влияет на конкурентную среду товарных рынков и в первую очередь это касается рынка продовольственных товаров, так как страны и регионы мира сильно дифференцированы по природным и экономическим условиям производства продовольственных товаров, а также по величине и структуре потребительского спроса на них. Исходя из этого, целесообразно уделить внимание такому сектору международной торговли, как рынок продовольственных товаров.
Рост теневого сектора экономики становится угрозой, ведущей к потере контроля над национальными ресурсами, уменьшению заграничных инвестиций и инноваций, снижению устойчивости финансовой системы страны [6].
Повышение конкурентоспособности российских производителей, развитие конкуренции снижают негативные влияния санкций, введенных странами запада. Эти санкции имеют ограничительный характер и являются препятствием для выхода отечественных компаний на международный рынок. К примеру, импортные квоты на российские товары повышены. Несмотря на то, что условия для выхода на иностранные рынки сбыта, трудны для нашей страны, Россия смогла помочь производителям внутри страны, для этого была применена система импортозамещения, которая предполагает не покупку товаров из других стран, а налаживание отечественного производства какого-либо продукта. По аналитическим данным известно, что в 2014–2017 годах доля товаров отечественных производителей возросла до 15,2 %. До 2014 года отечественные товары не имели возможности соревноваться с иностранными товарами. Сейчас российские производители значительно повысили качество своих товаров и услуг, которые они предоставляют, именно это позволило им добиться уважения граждан своей и других стран.
Так, в наши дни Государственной Думой РФ обсуждается необходимость создания нового закона, благодаря которому государство защищало бы российских производителей от негативного влияния санкций. Отмена санкций Евросоюзом могла бы упростить развитие конкуренции в России. Но в США обсуждается возможность введения новых «антироссийских» санкций. Таким образом, можно констатировать, что, отмена санкций произойдет нескоро [7].
Кроме того, необходимо: разработать ответные меры, на санкции Запада,, совершенствовать нормативно-правовую базу по созданию благоприятных условий для отечественных производителей.
Библиографическая ссылка
Коптева Л.А., Петрова А.И., Гайдай А.А. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19040 (дата обращения: 21.11.2024).