В ноябре 2017 г. студентами 2 курса направления подготовки «Туризм» Высшей школы бизнеса Южного федерального университета было проведено исследование предпочтений сотрудничества турагентств Ростовской области с туроператорскими компаниями в летнем сезоне 2017 г. Подобного рода исследования проводится ежегодно, начиная с 2015 г. Для проведения телефонного опроса из реестра турагентств ассоциации «Турпомощь» было отобрано 83 турагентства Ростова-на-Дону, Таганрога и Азова [2]. Для сравнения, в 2015 г. из различных открытых источников для проведения опроса было выбрано 127 турагентств [1]. В результате 55 % респондентов приняли участие в опросе, ответив на поставленные вопросы (53 % в 2015 г.), 28 % отказались принимать участие в опросе (11 % в 2015 г.), в 17 % турагентств (36 % в 2015 г.) по телефонным номерам никто не отвечал (рис. 1).
Рис. 1. Активность участия респондентов в опросе
В процессе телефонного опроса было задано три вопроса:
По каким направлениям туризма (странам), Вы активно работали в прошедшем летнем сезоне?
Если Вы продавали туры по российским направлениям, какие из них пользовались наибольшим спросом?
Какие туроператоры, по Вашему мнению, по итогам летнего сезона работали наиболее успешно и достойны занять лидирующие позиции в рейтингах предпочтений сотрудничества по названным Вами странам? (по одной стране можно было назвать несколько туроператоров).
В результате были получены следующие результаты (рис. 2). На первых двух позициях с существенным отрывом по количеству предпочтений расположились Россия (91 % турагентств предлагали отечественные курорты) и Турция (89 % опрошенных).
Тройку лидеров замкнула Греция (69 %). Далее расположились Испания (37 %), Болгария (17 %) и Тунис (15 %). Все направления (кроме России) предлагали отдых преимущественно в купально-пляжных туристских дестинациях. Аналогичное распределение позиций наблюдалось в 2015 г., за исключением выбывшего из ассортимента предложений Египта (4 строчка рейтинга) и Италии (6 позиция). В рейтинге 2017 г. в числе продаваемых турагентствами направлений так же присутствуют Италия, Чехия, ОАЭ, реализуемые 7–8 % турагентами и ряд стран, занимавших совсем небольшой удельный вес в структуре продаж (менее 4 %), таких, как Франция, Доминиканская Республика, Куба, Кипр, Таиланд.
Рис. 2. Рейтинг популярности направлений туризма, %
Особый интерес в рамках проведенного исследования вызывала структура распределения реализованных туров по территории России (рис.3). На первой позиции оказались черноморские курорты Краснодарского края (90 % турагентств продавали туры этого направления), на втором курорты Республики Крым (26 %). Далее с существенным отрывом следовали регионы, специализирующиеся на историко-культурном туризме: Москва (10 %), Санкт-Петербург (10 %). На долю курортов лечебно-оздоровительного туризма (Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск) пришлось 7 % голосов.
Выявление наиболее востребованных в Ростовской области туроператоров показало следующее. На турецком направлении традиционными лидерами являются «Анекс тур» (78 %) и «Корал Тревел» (56 %). Меньшее количество респондентов заявили о своем сотрудничестве с «Санмаром» (29 %), «Пегас Туристик» (17 %). В единичных случаях упоминался вернувшийся в регион туроператор «НТК Интурист» (1 %) (рис. 4).
Рис. 3. Рейтинг предпочтений по регионам внутреннего туризма, %
Рис. 4. Рейтинг предпочтений работы турагентств по направлению Турция, %
На греческом направлении за трехлетний период произошли существенные изменения в структуре распределения предпочтений турагентств. На первые позиции вышли многопрофильные туроператоры массовых направлений, а именно «Пегас туристик» (46 %) и «Анекс тур», разделивший вторую строчку с лидером рейтинга 2015 г. «Музенидис тревел» (каждый по 35 %). Недалеко от этой тройки расположился еще один крупный туроператор «Корал Тревел» (28 %). Существенно потерял в голосах туроператор «Амботис» (7 %), занимавший в 2015 г. вторую позицию. В целом структура распределения предпочтений на греческом направлении выглядела равномерно благодаря распределению турпотока между разными дестинациями, предлагавшимися туроператорами эксклюзивно или в исполнении консолидированной чартерной цепочки.
На рынке туров в Испанию в летнем сезоне 2017 г. турагенты назвали лидером туроператора «Анекс тур» (64 %), который эксклюзивно осуществлял чартерные перелеты из Ростова-на-Дону в аэропорт Барселоны. Примечательно, что в рейтинге предпочтений все остальные туроператоры набрали по 1 голосу. Среди них «Корал Тревел», «Санмар», «Пегас Туристик», «НТК Интуриcт».
Рейтинг предпочтений сотрудничества с туроператорами по внутреннему туризму оказался достаточно размытым. Значительная часть турагентств ответила на этот вопрос неопределенно или заявила, что одновременно являются туроператорами по внутреннему туризму и сами отправляют туристов на черноморское побережье или в горы Кавказа. Оставшиеся 60 % респондентов показала следующие результаты. Наибольшее количество голосов (23 %) получил туроператор «Корал Тревел», по 12 % каждый получили «Алеан» и «Анекс тур». Около 7 % голосов было отдано туроператору «Дельфин».
Среди других направлений следует отметить туроператоров. По Чехии: «Веди тургрупп», «Росинтур», «Пакгрупп». По Италии: «Росинтур», «Пакгрупп», «Корал Тревел», «Пегас Туристик». По Тунису: «Анекс тур», «Пегас Туристик». По Болгарии: «Анекс тур». По ОАЭ: «Арт тур», «Пегас Туристик».
Подводя итог проделанных исследований можно сделать некоторые выводы. К сожалению, далеко не все турагентства готовы к диалогу и обсуждению итогов прошедшего летнего сезона. Наибольшее количество голосов получили крупные туроператоры федерального уровня, осуществляющие перевозку собственными или консолидированными чартерными рейсами. Абсолютное большинство голосов как по зарубежным, так и по внутренним направлениям было отдано купально-пляжному туризму. После перерыва в 2016 г. Турция снова вернула себе лидирующие позиции, однако курорты Российской Федерации по-прежнему пользуются стабильным спросом.
Библиографическая ссылка
Жданова Е.В., Касьянова В.А., Курченко Т.С., Лисун В.В., Лозицкая В.А., Пономаренко О.В. НЕКОММЕРЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА ТУРАГЕНТСТВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЛЕТНЕМ СЕЗОНЕ 2017 Г. // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19036 (дата обращения: 08.12.2024).