Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

NON-COMMERCIAL RATING OF PREFERENCES OF COOPERATION OF TRAVEL AGENCIES OF THE ROSTOV REGION IN THE SUMMER SEASON OF 2017

Zhdanova E.V. 1 Kasyanova V.A. Kurchenko T.S. 1 Lisun V.V. 1 Lozitskaya V.A. 1 Ponomarenko O.V. 1
1 VSB SFU
The article presents the results of the research of the student scientific society «Students in the tourism business» in the Higher School of Business of the Southern Federal University. The analysis of preferences of travel agencies in work with tour operators in the Rostov region is presented. The countries and regions that are leaders of demand in the consumer market in the Rostov region are defined, leading tour operators of the main tourist destinations are presented. This study also raised the issue of managers’ awareness of the opening of new directions in the tourist market and the forecasting of recreation for a certain category of consumers in Rostov-on-Don and the Rostov region. All the results obtained were carefully processed and, on the basis of this, important conclusions and conclusions were drawn that largely describe the current situation in the tourism sector, and also give important forecasts about the development of the tourist industry in the Rostov region.
tour operators
international outbound tourism
rating of preferences of travel agencies
travel agencies of the Rostov region

В ноябре 2017 г. студентами 2 курса направления подготовки «Туризм» Высшей школы бизнеса Южного федерального университета было проведено исследование предпочтений сотрудничества турагентств Ростовской области с туроператорскими компаниями в летнем сезоне 2017 г. Подобного рода исследования проводится ежегодно, начиная с 2015 г. Для проведения телефонного опроса из реестра турагентств ассоциации «Турпомощь» было отобрано 83 турагентства Ростова-на-Дону, Таганрога и Азова [2]. Для сравнения, в 2015 г. из различных открытых источников для проведения опроса было выбрано 127 турагентств [1]. В результате 55 % респондентов приняли участие в опросе, ответив на поставленные вопросы (53 % в 2015 г.), 28 % отказались принимать участие в опросе (11 % в 2015 г.), в 17 % турагентств (36 % в 2015 г.) по телефонным номерам никто не отвечал (рис. 1).

zdan1.tiff

Рис. 1. Активность участия респондентов в опросе

В процессе телефонного опроса было задано три вопроса:

По каким направлениям туризма (странам), Вы активно работали в прошедшем летнем сезоне?

Если Вы продавали туры по российским направлениям, какие из них пользовались наибольшим спросом?

Какие туроператоры, по Вашему мнению, по итогам летнего сезона работали наиболее успешно и достойны занять лидирующие позиции в рейтингах предпочтений сотрудничества по названным Вами странам? (по одной стране можно было назвать несколько туроператоров).

В результате были получены следующие результаты (рис. 2). На первых двух позициях с существенным отрывом по количеству предпочтений расположились Россия (91 % турагентств предлагали отечественные курорты) и Турция (89 % опрошенных).

Тройку лидеров замкнула Греция (69 %). Далее расположились Испания (37 %), Болгария (17 %) и Тунис (15 %). Все направления (кроме России) предлагали отдых преимущественно в купально-пляжных туристских дестинациях. Аналогичное распределение позиций наблюдалось в 2015 г., за исключением выбывшего из ассортимента предложений Египта (4 строчка рейтинга) и Италии (6 позиция). В рейтинге 2017 г. в числе продаваемых турагентствами направлений так же присутствуют Италия, Чехия, ОАЭ, реализуемые 7–8 % турагентами и ряд стран, занимавших совсем небольшой удельный вес в структуре продаж (менее 4 %), таких, как Франция, Доминиканская Республика, Куба, Кипр, Таиланд.

zdan2.tiff

Рис. 2. Рейтинг популярности направлений туризма, %

Особый интерес в рамках проведенного исследования вызывала структура распределения реализованных туров по территории России (рис.3). На первой позиции оказались черноморские курорты Краснодарского края (90 % турагентств продавали туры этого направления), на втором курорты Республики Крым (26 %). Далее с существенным отрывом следовали регионы, специализирующиеся на историко-культурном туризме: Москва (10 %), Санкт-Петербург (10 %). На долю курортов лечебно-оздоровительного туризма (Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск) пришлось 7 % голосов.

Выявление наиболее востребованных в Ростовской области туроператоров показало следующее. На турецком направлении традиционными лидерами являются «Анекс тур» (78 %) и «Корал Тревел» (56 %). Меньшее количество респондентов заявили о своем сотрудничестве с «Санмаром» (29 %), «Пегас Туристик» (17 %). В единичных случаях упоминался вернувшийся в регион туроператор «НТК Интурист» (1 %) (рис. 4).

zdan3.tiff

Рис. 3. Рейтинг предпочтений по регионам внутреннего туризма, %

zdan4.tiff

Рис. 4. Рейтинг предпочтений работы турагентств по направлению Турция, %

На греческом направлении за трехлетний период произошли существенные изменения в структуре распределения предпочтений турагентств. На первые позиции вышли многопрофильные туроператоры массовых направлений, а именно «Пегас туристик» (46 %) и «Анекс тур», разделивший вторую строчку с лидером рейтинга 2015 г. «Музенидис тревел» (каждый по 35 %). Недалеко от этой тройки расположился еще один крупный туроператор «Корал Тревел» (28 %). Существенно потерял в голосах туроператор «Амботис» (7 %), занимавший в 2015 г. вторую позицию. В целом структура распределения предпочтений на греческом направлении выглядела равномерно благодаря распределению турпотока между разными дестинациями, предлагавшимися туроператорами эксклюзивно или в исполнении консолидированной чартерной цепочки.

На рынке туров в Испанию в летнем сезоне 2017 г. турагенты назвали лидером туроператора «Анекс тур» (64 %), который эксклюзивно осуществлял чартерные перелеты из Ростова-на-Дону в аэропорт Барселоны. Примечательно, что в рейтинге предпочтений все остальные туроператоры набрали по 1 голосу. Среди них «Корал Тревел», «Санмар», «Пегас Туристик», «НТК Интуриcт».

Рейтинг предпочтений сотрудничества с туроператорами по внутреннему туризму оказался достаточно размытым. Значительная часть турагентств ответила на этот вопрос неопределенно или заявила, что одновременно являются туроператорами по внутреннему туризму и сами отправляют туристов на черноморское побережье или в горы Кавказа. Оставшиеся 60 % респондентов показала следующие результаты. Наибольшее количество голосов (23 %) получил туроператор «Корал Тревел», по 12 % каждый получили «Алеан» и «Анекс тур». Около 7 % голосов было отдано туроператору «Дельфин».

Среди других направлений следует отметить туроператоров. По Чехии: «Веди тургрупп», «Росинтур», «Пакгрупп». По Италии: «Росинтур», «Пакгрупп», «Корал Тревел», «Пегас Туристик». По Тунису: «Анекс тур», «Пегас Туристик». По Болгарии: «Анекс тур». По ОАЭ: «Арт тур», «Пегас Туристик».

Подводя итог проделанных исследований можно сделать некоторые выводы. К сожалению, далеко не все турагентства готовы к диалогу и обсуждению итогов прошедшего летнего сезона. Наибольшее количество голосов получили крупные туроператоры федерального уровня, осуществляющие перевозку собственными или консолидированными чартерными рейсами. Абсолютное большинство голосов как по зарубежным, так и по внутренним направлениям было отдано купально-пляжному туризму. После перерыва в 2016 г. Турция снова вернула себе лидирующие позиции, однако курорты Российской Федерации по-прежнему пользуются стабильным спросом.