Сегодня как никогда становится актуальной латинская фраза Sivispacem, parabellum («хочешь мира – готовься к войне»), авторство которой приписывается римскому историку Корнелию Непоту. Совершенно очевидно, что современное государство, не способно отстаивать суверенитет в своей внутренней и внешней политике без сильной опоры, которой являются Вооруженные Силы.
Экономика государства, как совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, оказывает многостороннее, а порой и первоочередное влияние на развитие Вооруженных Сил, формы и способы вооруженной борьбы, характер проводимых боевых действий, а также на предположительный исход войны и локализацию ее последствий. Экономика является материально-технической базой войны.
Особую группу военно-экономических отношений составляют военно-финансовые отношения. Военными финансами или финансами Вооруженных сил называется система экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных средств, предназначенных для обеспечения боевой и мобилизационной готовности и боеспособности армии и флота [1]. Военные финансы являются частью системы военно-экономических отношений, которые в свою очередь складываются в процессе создания, распределения и использования стоимости совокупного военного продукта, формирования у субъектов военно-экономической деятельности фондов денежных средств, необходимых для обеспечения военной безопасности государства.
Военный бюджет – это смета государственных затрат на содержание и развитие вооруженных сил за определенный период, преимущественно за календарный год. Являясь основным источником финансирования строительства Вооруженных Сил, а также проведения других мероприятий в военной сфере, военный бюджет играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности государства.
Денежными средствами, выделяемыми из государственного бюджета на оборону страны, оплачиваются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, военная техника, вооружение, боеприпасы, военное имущество, продовольствие, горюче-смазочные материалы и многое другое.
Эти деньги должны покрывать потребности войск в материально-технических средствах для ведения боевых действий, способствовать развитию производственных и научных предприятий Министерства обороны, удовлетворять потребности военнослужащих в денежном довольствии, а рабочих и гражданский персонал – в заработной плате.
Расходы федерального бюджета на 2017–2018 гг. и прогноз на 2019 г. на «Национальную оборону» и оборонные НИОКР приведены на рис. 1 и 2 [2].
Рис. 1. Расходы федерального бюджета на 2017–2018 гг. и прогноз на 2019 г. на «Национальную оборону»
Рис. 2. Расходы федерального бюджета на 2017–2018 гг. и прогноз на 2019 г. на «оборонные «НИОКР»
Основными принципами формирования оборонного бюджета в современных условиях являются:
– принцип приоритетности (предполагает обязательное выделение областей жизнедеятельности ВС РФ с повышенным финансированием исходя из потребности их развития);
– принцип альтернативности (предусматривает различные альтернативы строительства ВС РФ);
– принцип сбалансированности (предполагает гармоничное развитие всех компонентов ВС РФ);
– принцип программно-целевого планирования (предполагает целенаправленное военное строительство и выделение ресурсов для решения важнейших задач);
– принцип максимально допустимой прозрачности оборонного бюджета (вытекает из необходимости контроля расходов на военные цели различными структурами, а также международными организациями) [3].
Военно-финансовая политика – это составная часть военно-экономической политики государства, непосредственно связанная с финансовым обеспечением военных потребностей страны. Она включает предусмотренную законодательством систему форм и методов мобилизации военно-финансовых ресурсов, их распределения и использования в интересах поддержания обороноспособности страны. Военно-финансовая политика определяется с одной стороны, уровнем развития экономики и финансов государства, а с другой – необходимостью укрепления военной мощи и национальной безопасности. Поэтому содержание военно-финансовой политики весьма многогранно.
Оборонные расходы на 2017 г. представлены на рис. 3 [2]
Рис. 3. Структура оборонных расходов на 2017 г.
В силу несбалансированности бюджета и превышения расходов над доходами национальная экономика сталкивается с таким явлением, как бюджетный дефицит. Прогнозируемый дефицит бюджета РФ в процентах от ВВП представлен на рис. 4.
Рис. 4. Прогнозируемый дефицит бюджета РФ в процентах от ВВП
Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние. Из вне, дефицит бюджета можно покрывать кредитами иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования). Таким образом, накапливается государственный долг Российской федерации. Пик Российского государственного долга пришелся на 1998 г. (146,4 % ВВП), сейчас эти цифры намного меньше и составляют около 15 % от ВВП.
Динамика доли расходов России на национальную оборону в структуре ВВП на 2017 г. и планируемые 2018–2019 гг. приведены на рис. 5 [4].
Рис. 5. Динамика доли расходов России на национальную оборону в структуре ВВП
Динамика роста ВВП РФ за 2017 г. и прогнозируемые 2018–2019 гг. представлены на рисунке 6 [4].
Несмотря на снижение уровня расходов на национальную оборону в структуре валового внутреннего продукта в 2018–2019 гг., положительный баланс должен сохраниться за счет прогнозируемого прироста ВВП.
Рис. 6. Динамика роста ВВП РФ за 2017 г. и прогнозируемые 2018–2019 гг.
Неустойчивость финансовой системы страны создает серьезные трудности для эффективного развития Вооруженных Сил. Разработанная программа модернизации российских вооружений до 2020 года в ее изначальном варианте оказалась невыполнима. Конечной целью реализации этой госпрограммы вооружений являлось увеличение доли новой техники, принятой на вооружение России, до 80–85 %. Однако, в 2014 году глава Минфина РФ заявил, что с учетом состояния национальной экономики не удастся выполнить программу в полном объеме. В итоге, правительство было вынуждено отказаться от закупок образцов современного и перспективного вооружения в пользу модернизации хорошо зарекомендовавшей себя техники прошлых поколений. Это значит, что вместо освоения истребителей Су-57, танков Т-14, ЗРС С-500, в войсках будут довольствоваться, бесспорно, хорошими, надежными и уже такими знакомыми обновленными истребителями Су-35, танками Т-72Б3 и Т-90, зенитно-ракетными системами С-400 и другими удачными продуктами отечественного ОПК конца 1990-х начала 2000-х годов.
В условиях дефицита финансовой системы необходимо обеспечить оборонные потребности и сохранить при этом положительную динамику в остальных секторах экономики. По замыслу военно-экономических стратегов этому поспособствует технология двойного назначения, как производственная, проектная, эксплуатационная или любая другая технологическая цепочка, которая может найти применение для производства как гражданской, так и военной продукции
На первый взгляд продукты оборонной промышленности используются по своему назначению и не приносят в бюджет никакого дополнительного ВВП.
Стратегический атомный подводный крейсер, предназначенный для нанесения ракетных ударов по ключевым военно-промышленным объектам противника, произведенный на заводе «Северного машиностроительного предприятия» (СЕВМАШ) не способен выполнять альтернативные функции, кроме как боевой подводной лодки. Эта АПЛ не может использоваться в качестве танкера, сухогруза или круизного лайнера. Но в то же время на стапелях СЕВМАШа, расположенного в Северодвинске трудятся и получают свою достойную заработную плату 25 тысяч человек. Предприятие вместе со своей стратегической деятельностью, ведет гражданское судостроение, реализует проекты по созданию российской морской техники и оборудования для нефтегазовой индустрии, производит товары массового спроса, изготавливает режущий и измерительный инструмент, высококачественный хирургический и стоматологический медицинский инструмент. В общей сложности более двух десятков крупнейших оборонных корпораций реализуют продукцию двойного назначения, являются градообразующими предприятиями. В оборонной промышленности России работают более 3 млн человек. Доля России на мировом рынке вооружений составляет 25 %, и уступает только доле США (33 %) [5].
В условиях военно-политической нестабильности, продолжающихся экономических санкций и в целях укрепления национальной безопасности России военно-финансовая политика должна строиться на следующих основных принципах:
– четкое соответствие выделяемых финансовых ресурсов задачам, стоящим перед Вооруженными Силами, а также текущим и долгосрочным планам и программам военного строительства;
– максимально возможная открытость бюджета военной организации государства;
– жесткий контроль за целевым расходованием финансовых средств на всех уровнях военно-хозяйственной деятельности.
Увеличение доли военных расходов ведет к милитаризации экономики. Однако военные расходы РФ сбалансированы несколькими содержательными моментами, заключающимися в обеспечении безопасности, и недопущении разрушения экономики [6].
Формирование оборонного бюджета в России представляет собой сложную комплексную задачу, решение которой требует анализа множества факторов и тенденций. В условиях напряженности мировой военно-политической и экономической обстановки устойчивость финансовой системы оказывает ключевое влияние на обеспечение военной и национальной безопасности Российской Федерации.
Библиографическая ссылка
Булавкин И.В., Юмашева Е.В. ВЛИЯНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18973 (дата обращения: 26.12.2024).