Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

INFLUENCE OF THE STABILITY OF THE FINANCIAL SYSTEM ON MILITARY AND ECONOMIC NEEDS

Bulavkin I.V. 1 Yumasheva E.V. 1
1 Krasnodar Higher Military School. General of the Army S.M. Shtemenko
This article examines the system of military-financial relations in the Russian Federation, identifies military finance as part of the system of military-economic relations of the state, outlines the main principles for the formation of the military budget in the modern economy, shows the structure of federal budget expenditures for defense in 2017, expenditures for military needs, as well as the dynamics of the growth of the gross domestic product of the Russian Federation in 2017–2019 (taking into account the forecasts), identified the main problems of the financial system the Russian Federation proposed measures to strengthen financial stability in order to ensure defense needs in conditions of external and internal pressure, with specific examples from the country’s defense industry, and outlines the basic principles of Russia’s military-financial policy under these conditions.
national defense
military budget
military-financial policy
gross domestic product

Сегодня как никогда становится актуальной латинская фраза Sivispacem, parabellum («хочешь мира – готовься к войне»), авторство которой приписывается римскому историку Корнелию Непоту. Совершенно очевидно, что современное государство, не способно отстаивать суверенитет в своей внутренней и внешней политике без сильной опоры, которой являются Вооруженные Силы.

Экономика государства, как совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления, оказывает многостороннее, а порой и первоочередное влияние на развитие Вооруженных Сил, формы и способы вооруженной борьбы, характер проводимых боевых действий, а также на предположительный исход войны и локализацию ее последствий. Экономика является материально-технической базой войны.

Особую группу военно-экономических отношений составляют военно-финансовые отношения. Военными финансами или финансами Вооруженных сил называется система экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных средств, предназначенных для обеспечения боевой и мобилизационной готовности и боеспособности армии и флота [1]. Военные финансы являются частью системы военно-экономических отношений, которые в свою очередь складываются в процессе создания, распределения и использования стоимости совокупного военного продукта, формирования у субъектов военно-экономической деятельности фондов денежных средств, необходимых для обеспечения военной безопасности государства.

Военный бюджет – это смета государственных затрат на содержание и развитие вооруженных сил за определенный период, преимущественно за календарный год. Являясь основным источником финансирования строительства Вооруженных Сил, а также проведения других мероприятий в военной сфере, военный бюджет играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности государства.

Денежными средствами, выделяемыми из государственного бюджета на оборону страны, оплачиваются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, военная техника, вооружение, боеприпасы, военное имущество, продовольствие, горюче-смазочные материалы и многое другое.

Эти деньги должны покрывать потребности войск в материально-технических средствах для ведения боевых действий, способствовать развитию производственных и научных предприятий Министерства обороны, удовлетворять потребности военнослужащих в денежном довольствии, а рабочих и гражданский персонал – в заработной плате.

Расходы федерального бюджета на 2017–2018 гг. и прогноз на 2019 г. на «Национальную оборону» и оборонные НИОКР приведены на рис. 1 и 2 [2].

bul1.tiff

Рис. 1. Расходы федерального бюджета на 2017–2018 гг. и прогноз на 2019 г. на «Национальную оборону»

bul2.tiff

Рис. 2. Расходы федерального бюджета на 2017–2018 гг. и прогноз на 2019 г. на «оборонные «НИОКР»

Основными принципами формирования оборонного бюджета в современных условиях являются:

– принцип приоритетности (предполагает обязательное выделение областей жизнедеятельности ВС РФ с повышенным финансированием исходя из потребности их развития);

– принцип альтернативности (предусматривает различные альтернативы строительства ВС РФ);

– принцип сбалансированности (предполагает гармоничное развитие всех компонентов ВС РФ);

– принцип программно-целевого планирования (предполагает целенаправленное военное строительство и выделение ресурсов для решения важнейших задач);

– принцип максимально допустимой прозрачности оборонного бюджета (вытекает из необходимости контроля расходов на военные цели различными структурами, а также международными организациями) [3].

Военно-финансовая политика – это составная часть военно-экономической политики государства, непосредственно связанная с финансовым обеспечением военных потребностей страны. Она включает предусмотренную законодательством систему форм и методов мобилизации военно-финансовых ресурсов, их распределения и использования в интересах поддержания обороноспособности страны. Военно-финансовая политика определяется с одной стороны, уровнем развития экономики и финансов государства, а с другой – необходимостью укрепления военной мощи и национальной безопасности. Поэтому содержание военно-финансовой политики весьма многогранно.

Оборонные расходы на 2017 г. представлены на рис. 3 [2]

bul3.tiff

Рис. 3. Структура оборонных расходов на 2017 г.

В силу несбалансированности бюджета и превышения расходов над доходами национальная экономика сталкивается с таким явлением, как бюджетный дефицит. Прогнозируемый дефицит бюджета РФ в процентах от ВВП представлен на рис. 4.

bul4.tiff

Рис. 4. Прогнозируемый дефицит бюджета РФ в процентах от ВВП

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние. Из вне, дефицит бюджета можно покрывать кредитами иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования). Таким образом, накапливается государственный долг Российской федерации. Пик Российского государственного долга пришелся на 1998 г. (146,4 % ВВП), сейчас эти цифры намного меньше и составляют около 15 % от ВВП.

Динамика доли расходов России на национальную оборону в структуре ВВП на 2017 г. и планируемые 2018–2019 гг. приведены на рис. 5 [4].

bul5.tiff

Рис. 5. Динамика доли расходов России на национальную оборону в структуре ВВП

Динамика роста ВВП РФ за 2017 г. и прогнозируемые 2018–2019 гг. представлены на рисунке 6 [4].

Несмотря на снижение уровня расходов на национальную оборону в структуре валового внутреннего продукта в 2018–2019 гг., положительный баланс должен сохраниться за счет прогнозируемого прироста ВВП.

bul6.tiff

Рис. 6. Динамика роста ВВП РФ за 2017 г. и прогнозируемые 2018–2019 гг.

Неустойчивость финансовой системы страны создает серьезные трудности для эффективного развития Вооруженных Сил. Разработанная программа модернизации российских вооружений до 2020 года в ее изначальном варианте оказалась невыполнима. Конечной целью реализации этой госпрограммы вооружений являлось увеличение доли новой техники, принятой на вооружение России, до 80–85 %. Однако, в 2014 году глава Минфина РФ заявил, что с учетом состояния национальной экономики не удастся выполнить программу в полном объеме. В итоге, правительство было вынуждено отказаться от закупок образцов современного и перспективного вооружения в пользу модернизации хорошо зарекомендовавшей себя техники прошлых поколений. Это значит, что вместо освоения истребителей Су-57, танков Т-14, ЗРС С-500, в войсках будут довольствоваться, бесспорно, хорошими, надежными и уже такими знакомыми обновленными истребителями Су-35, танками Т-72Б3 и Т-90, зенитно-ракетными системами С-400 и другими удачными продуктами отечественного ОПК конца 1990-х начала 2000-х годов.

В условиях дефицита финансовой системы необходимо обеспечить оборонные потребности и сохранить при этом положительную динамику в остальных секторах экономики. По замыслу военно-экономических стратегов этому поспособствует технология двойного назначения, как производственная, проектная, эксплуатационная или любая другая технологическая цепочка, которая может найти применение для производства как гражданской, так и военной продукции

На первый взгляд продукты оборонной промышленности используются по своему назначению и не приносят в бюджет никакого дополнительного ВВП.

Стратегический атомный подводный крейсер, предназначенный для нанесения ракетных ударов по ключевым военно-промышленным объектам противника, произведенный на заводе «Северного машиностроительного предприятия» (СЕВМАШ) не способен выполнять альтернативные функции, кроме как боевой подводной лодки. Эта АПЛ не может использоваться в качестве танкера, сухогруза или круизного лайнера. Но в то же время на стапелях СЕВМАШа, расположенного в Северодвинске трудятся и получают свою достойную заработную плату 25 тысяч человек. Предприятие вместе со своей стратегической деятельностью, ведет гражданское судостроение, реализует проекты по созданию российской морской техники и оборудования для нефтегазовой индустрии, производит товары массового спроса, изготавливает режущий и измерительный инструмент, высококачественный хирургический и стоматологический медицинский инструмент. В общей сложности более двух десятков крупнейших оборонных корпораций реализуют продукцию двойного назначения, являются градообразующими предприятиями. В оборонной промышленности России работают более 3 млн человек. Доля России на мировом рынке вооружений составляет 25 %, и уступает только доле США (33 %) [5].

В условиях военно-политической нестабильности, продолжающихся экономических санкций и в целях укрепления национальной безопасности России военно-финансовая политика должна строиться на следующих основных принципах:

– четкое соответствие выделяемых финансовых ресурсов задачам, стоящим перед Вооруженными Силами, а также текущим и долгосрочным планам и программам военного строительства;

– максимально возможная открытость бюджета военной организации государства;

– жесткий контроль за целевым расходованием финансовых средств на всех уровнях военно-хозяйственной деятельности.

Увеличение доли военных расходов ведет к милитаризации экономики. Однако военные расходы РФ сбалансированы несколькими содержательными моментами, заключающимися в обеспечении безопасности, и недопущении разрушения экономики [6].

Формирование оборонного бюджета в России представляет собой сложную комплексную задачу, решение которой требует анализа множества факторов и тенденций. В условиях напряженности мировой военно-политической и экономической обстановки устойчивость финансовой системы оказывает ключевое влияние на обеспечение военной и национальной безопасности Российской Федерации.