Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЫЯВЛЕНИЕ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАТОЛОГИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Маслова В.А. 1 Скорохватов В.П. 1
1 Кировский Государственный медицинский университет
Каждый будущий специалист должен заботиться о своём здоровье с молодого возраста. Особенно это важно для будущих врачей. Стоматологи не являются исключением из данного правила. Стоматология – это отрасль медицинских наук, посвящённая сохранению здоровья зубов, дёсен и других твёрдых и мягких тканей ротовой полости. Стоматолог – это учёный и врач, имеющий высшее образование и занимающийся профилактикой, диагностикой и лечением заболеваний и состояний ротовой полости. Целью данного исследования было выявить риск возникновения патологий опорно-двигательного аппарата среди студентов 3 курса стоматологического факультета и дать рекомендации будущим специалистам по профилактике данных нарушений. Для выявления уровня риска были подготовлены специальные вопросы, которые помогают определить предпосылки для развития патологии данной системы организма. В анонимном анкетировании участвовали студенты 3 курса специальности «Стоматология». Все результаты показаны в процентах. Путём анкетирования было установлено, что риск возникновения заболеваний костно-мышечной системы у студентов достаточно высок. Студентам были даны рекомендации по основам здорового образа жизни, профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата и упражнения для выполнения на рабочем месте.
патологии опорно-двигательного аппарата
студенты стоматологического факультета
стоматолог
профилактика
здоровый образ жизни.
1. Григорович Е.С., Переверзев В.А. Методические рекомендации Физические упражнения и их роль в профессиональной деятельности врача стоматолога, хирурга и работников умственного труда: Минск 2004 г. - 28 с.
2. Данилина Т. Ф., Колесова Т. В., Моторкина Т. В. Современный стоматологический прием : технологические и эргономические аспекты: учеб. пособие для спец. : 060201 (060105) 65 - "Стоматология" / ; Минздрав РФ, ВолгГМУ . - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ , 2012 . - 100 c.
3. Евсеев Ю.И. Е 25 Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 384 с.
4. В. Ф. Михальченко, Э. С. Темкин, Н. М. Морозова, Н. В. Калинина, А. Г. Петрухин, А. А. Кондратенко «Профессиональные вредности в работе врача-стоматолога и профилактика последствий их воздействия» / Учебно-методическое пособие Волгоградская медицинская академия, кафедра терапевтической стоматологии, Волгоград, 1998 г. – 7 с.
5. О. М. Рукавцова, А.О. Карелин К оценке функции и состояния некоторых анализаторов стоматологов-терапевтов / А.О.Карелин, О.М.Рукавцова, И.В.Налимова // Оптимизация больничной среды средствами новых технологий. – СПб., 2004. – С.128–130. 7. Катаева, В.А. Актуальные вопросы.
6. Черепахин Д.А. Щанкин А.А. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата средствами атлетической гимнастики: учебное пособие: Директ Медиа 015 г. ISBN: 978-5-4475-4871-1 – 92 с.
7. Щанкин А. А., Николаев В. С., Двигательная активность и здоровье человека: (теоретико-методические основы оздоровительной физической тренировки) / учебное пособие Директ-Медиа, 2015 г. - 80 с.

Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на протяжении его развития и совершенствования. Великие мужи в своих трудах подчеркивали необходимость всестороннего развития молодежи, не выделяя приоритет физического или духовного воспитания, глубоко понимая, насколько переоценка, акцентированное формирование каких-либо качеств приводят к нарушению гармоничного развития личности [3, с 4.]. Стоматология – одна из самых полезных и престижных профессий на сегодняшний день. Врачи данной специальности занимаются диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний органов полости рта и челюстно-лицевой области, помогают докторам смежных специальностей диагностировать соматические заболевания других органов и систем. Работа стоматолога - тяжелый и напряженный труд. Интересная деятельность нередко полностью увлекает врача, принося ему радость, но в то же время требует большой отдачи сил. В повседневной практической его деятельности встречаются неосознанные нарушения правил гигиены труда, которые влекут за собой нежелательные последствия [4, 1с.]. Не смотря на то что в XXI веке стоматология далеко шагнула вперед, как у и любого другого специалиста у врача-стоматолога с течением времени могут возникать  определенные профессиональные заболевания в связи нарушением техники безопасности, режима труда и отдыха, а также в связи с наличием соматической патологии у самого доктора. По данным ВОЗ в структуре общей заболеваемости стоматологов первые места занимают невротические расстройства (21,5%),  болезни органов пищеварения – (18,1%),  болезни кровообращения – (17%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (14,5%) [2, с 38]. Установлено, что у врачей-стоматологов высокая заболеваемость приходится на возрастные интервалы 30-39 лет (31,7%) и 40-49 лет (39%), т.е. периоды наибольшей работоспособности. Существенное значение для здоровья врача-стоматолога имеет рабочая поза при выполнении манипуляций. Общепринятая в России поза, сидящего справа от пациента, приводит к «винтообразному» искривлению позвоночника в грудном и поясничном отделе, а также к формированию S-образного сколиоза в результате длительного напряжения мышц, что подтверждено данными рентгенологического обследования врачей данной специальности. У докторов, работающих в этой позе, периодически возникают головные боли, имеет место явление плечелопаточного периартрита, боли в шее с затруднением вращения в шейном отделе вокруг вертикальной оси, «хруст» при поворотах головы. Кроме того, в повседневной практике врача-стоматолога сопровождают следующие факторы риска: вращение запястья и предплечья, работа с ручным инструментом во время удаления зубного камня и обследования, контакт с ультразвуковым инструментами, неудобная вынужденная поза в течение длительного периода времени, пониженная температура в помещении и т.д. Ряд авторов посвятили свои исследования изучению статической нагрузки на руки стоматолога-терапевта, поскольку во время всего рабочего времени ему приходится длительно на весу удерживать с напряжением вибрирующий наконечник бормашины, тонкие ручки инструментов, совершать мелкие стереотипные движения [4, 17 с.]. При этом работа выполняется в вынужденной неудобной рабочей позе. Как известно, в настоящее время многие врачи  пренебрегают  занятием физкультурой  из-за мнимой нехватки времени, однако снизить риск и  предупредить развитие заболеваний опорно-двигательного аппарата (тендовагинит, искривление позвоночника, остеохондроз) можно при помощи регулярного выполнения специальных упражнений. Студенты 3 курса – будущие врачи, через несколько лет окончат университет и будут полноценно работать в стоматологических учреждениях, поэтому очень важно заранее позаботится о том, чтобы минимизировать риск развития заболеваний опорно-двигательного аппарата в будущем.

Материалы и методы исследования: С целью выявления уже имеющихся заболеваний опорно-двигательного аппарата и предпосылок для их развития было проведено анонимное анкетирование студентов 3 курса стоматологического факультета Кировского ГМУ. В опросе приняло участие 42 человека. Студентам было предложено ответить на 8 вопросов, содержащихся в анкете. 1.Посещаете ли тренажерный зал как минимум 2-3 раза в неделю? 2. Занимаетесь ли вы физической культурой в свободное время (спортивная секция)? 3. Замечаете ли вы за собой, когда сутулитесь во время сидения за столом или при ходьбе? 4. Имеете ли вы заболевания опорно-двигательного аппарата? (остеохондроз, сколиоз, и т.д., заболевания суставов). 5. Задумываетесь ли вы о профессиональных заболеваниях опорно-двигательного аппарата врача-стоматолога?  6. Сколько мин в день вы ходите? (менее 60 мин, более 60 мин). 7.Хотели бы вы ознакомиться со специальными упражнениями для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата (в частности для укрепления мышц рук и спины)? 8. Смогли бы вы сейчас, не задумываясь, назвать 5 правил для того, чтобы избежать возникновения патологий опорно-двигательного аппарата в будущем?  На каждый вопрос студенты должны были дать односложный ответ. Подсчет результатов осуществлялся в процентах. В данной работе применялись методы эмпирического и теоретического научного познания.

Результаты и их обсуждение: По результатам анкетирования, на вопрос № 1 «Посещаете ли Вы тренажерный зал как минимум 2-3 раза в неделю?» 36 % студентов ответили «Нет». Всего 14 % опрашиваемых  (6 человек из 42) занимаются в какой-либо спортивной секции в настоящее время. Менее 1 часа в день почти половина (42 % студентов) совершает пешие прогулки. Все это может свидетельствовать о том, что больше половины студентов 3 курса стоматологического факультета страдают гиподинамией, что несомненно в будущем может негативно повлиять в частности на их костно-мышечную систему. Заболеваниями опорно-двигательного аппарата страдают 55 % опрошенных (остеохондроз, искривление позвоночника, заболевания суставов) – 23 человека. 77 % респондентов периодически замечают за собой, что сутулятся во время сидения за столом или при ходьбе. Всего 35 % студентов задумывались о профилактике возможных патологий опорно-двигательного аппарата, однако 68 % респондентов не могут, не задумываясь, назвать 5 правил для того, чтобы избежать развития заболеваний данной системы.  И практически все студенты (98 %) желали бы изучить упражнения для укрепления мышц рук и спины. В результате исследования установлено, что студенты-стоматологи мало внимания уделяют состоянию своего здоровья, практически не занимаются физическим упражнениями и нуждаются в профессиональной помощи специалистов по основам здорового образа жизни. Врачи-стоматологи нуждаются не только в сильных мышцах, но и в способности этих мышц длительное время поддерживать статическое напряжение. Такие упражнения (по В. Ковалику) можно выполнять на рабочих местах путем напряжения отдельных мышц с последующим расслаблением. Напряжение следует удерживать от 5 до 8 сек., расслабление – 10-12 секунд. Повторять 6-8 раз.  [6, с 59]. Упражнения следующие:

  1. Приподнять ноги над полом, напрягая мышцы. Выполнять движения ступнями в различных направлениях.
  2. Прижать пятки к ножкам стула и напрягать мышцы.
  3. Выпрямлять ноги в коленях и напрячь мышцы ног. Если условия не позволяют выпрямлять ноги, обхватить носками ножки стула и напрягать мышцы.
  4. Напрягая мышцы плечевого пояса, выполнять движения плечами в различных направлениях.
  5. Напрягая мышцы спины, прогибаться.
  6. Выполнять движения животом: вперед – вдох, назад – выдох.
  7. Напрягать ягодичные мышцы и мышцы тазового дна.
  8. Напрягая мышцы туловища, выполнять наклоны и повороты в различных направлениях.
  9. Напрягая мышцы шеи, выполнять движения головой.

10.Напрягать все мышцы тела [1, с 12].

Выводы: 1) В ходе анализа полученных данных с помощью анкетирования было установлено, что степень риска возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата у студентов 3 курса стоматологического факультета Кировского государственного медицинского университета достаточно высока.

2) Студентам необходимо заботиться о своем здоровье (совершать гимнастику, общеукрепляющие процедуры – закаливание, пешие прогулки не менее 1 часа в день, проводить витаминотерапию, соблюдать основы рационального питания, спать не менее 7-8 часов в сутки) [7, с 34].

 3) Работу стоматолога необходимо отнести к наиболее высокому классу (условия и характера труда) и степени вредных условий труда.

4) Стоматолог должен  соблюдать режим труда и отдыха, максимально использовать новейшие изобретения для улучшения качества и  облегчения  своей работы.

5) Человек любого возраста и профессии должен быть избавлен от нагрузок, превышающих его физиологические возможности.

 6) Работая над развитием силы мышц, следует выбирать такой вес отягощения, при котором можно повторить движения 8-12 раз подряд. Темп выполнения устанавливать не быстрый, между сериями (2-3) делать интервалы отдыха от 2 до 4 минут.

7) Стоматологам необходимо выполнять не только динамические упражнения, но и статические, так как лечение стоматологического пациента предусматривает нахождение врача длительное время в достаточно однообразных позах.

8) Больше 50 %  рабочего времени стоматолог использует различные инструменты. Известно, что нерационально тонкие ручки инструментов ведут к перенапряжению и спазмам мускулатуры пальцев, кистей. При держании тонкого инструмента мускулатура напряжена, рука утрачивает тонкую чувствительность. Необходимо использовать инструменты с ручкой, соответствующей анатомической форме руки, когда мускулатура расслаблена и разгружена. Пальцы рук должны свободно лежать на инструменте. Также необходимо выполнять следующие упражнения для профилактики и лечения возникающих артрозов и искривления пальцев:   а)  кончики пальцев обеих рук складываются и руки многократно с усилием движутся навстречу друг другу;   б) большой палец с усилием скользит от основания пальца к его кончику (проделать для всех пальцев); в) пальцы сложить в кулак, большой палец внутри. Сжимая кулак, медленно вынимать большой палец.[4, 2 с.]


Библиографическая ссылка

Маслова В.А., Скорохватов В.П. ВЫЯВЛЕНИЕ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАТОЛОГИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18674 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674