Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на протяжении его развития и совершенствования. Великие мужи в своих трудах подчеркивали необходимость всестороннего развития молодежи, не выделяя приоритет физического или духовного воспитания, глубоко понимая, насколько переоценка, акцентированное формирование каких-либо качеств приводят к нарушению гармоничного развития личности [3, с 4.]. Стоматология – одна из самых полезных и престижных профессий на сегодняшний день. Врачи данной специальности занимаются диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний органов полости рта и челюстно-лицевой области, помогают докторам смежных специальностей диагностировать соматические заболевания других органов и систем. Работа стоматолога - тяжелый и напряженный труд. Интересная деятельность нередко полностью увлекает врача, принося ему радость, но в то же время требует большой отдачи сил. В повседневной практической его деятельности встречаются неосознанные нарушения правил гигиены труда, которые влекут за собой нежелательные последствия [4, 1с.]. Не смотря на то что в XXI веке стоматология далеко шагнула вперед, как у и любого другого специалиста у врача-стоматолога с течением времени могут возникать определенные профессиональные заболевания в связи нарушением техники безопасности, режима труда и отдыха, а также в связи с наличием соматической патологии у самого доктора. По данным ВОЗ в структуре общей заболеваемости стоматологов первые места занимают невротические расстройства (21,5%), болезни органов пищеварения – (18,1%), болезни кровообращения – (17%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (14,5%) [2, с 38]. Установлено, что у врачей-стоматологов высокая заболеваемость приходится на возрастные интервалы 30-39 лет (31,7%) и 40-49 лет (39%), т.е. периоды наибольшей работоспособности. Существенное значение для здоровья врача-стоматолога имеет рабочая поза при выполнении манипуляций. Общепринятая в России поза, сидящего справа от пациента, приводит к «винтообразному» искривлению позвоночника в грудном и поясничном отделе, а также к формированию S-образного сколиоза в результате длительного напряжения мышц, что подтверждено данными рентгенологического обследования врачей данной специальности. У докторов, работающих в этой позе, периодически возникают головные боли, имеет место явление плечелопаточного периартрита, боли в шее с затруднением вращения в шейном отделе вокруг вертикальной оси, «хруст» при поворотах головы. Кроме того, в повседневной практике врача-стоматолога сопровождают следующие факторы риска: вращение запястья и предплечья, работа с ручным инструментом во время удаления зубного камня и обследования, контакт с ультразвуковым инструментами, неудобная вынужденная поза в течение длительного периода времени, пониженная температура в помещении и т.д. Ряд авторов посвятили свои исследования изучению статической нагрузки на руки стоматолога-терапевта, поскольку во время всего рабочего времени ему приходится длительно на весу удерживать с напряжением вибрирующий наконечник бормашины, тонкие ручки инструментов, совершать мелкие стереотипные движения [4, 17 с.]. При этом работа выполняется в вынужденной неудобной рабочей позе. Как известно, в настоящее время многие врачи пренебрегают занятием физкультурой из-за мнимой нехватки времени, однако снизить риск и предупредить развитие заболеваний опорно-двигательного аппарата (тендовагинит, искривление позвоночника, остеохондроз) можно при помощи регулярного выполнения специальных упражнений. Студенты 3 курса – будущие врачи, через несколько лет окончат университет и будут полноценно работать в стоматологических учреждениях, поэтому очень важно заранее позаботится о том, чтобы минимизировать риск развития заболеваний опорно-двигательного аппарата в будущем.
Материалы и методы исследования: С целью выявления уже имеющихся заболеваний опорно-двигательного аппарата и предпосылок для их развития было проведено анонимное анкетирование студентов 3 курса стоматологического факультета Кировского ГМУ. В опросе приняло участие 42 человека. Студентам было предложено ответить на 8 вопросов, содержащихся в анкете. 1.Посещаете ли тренажерный зал как минимум 2-3 раза в неделю? 2. Занимаетесь ли вы физической культурой в свободное время (спортивная секция)? 3. Замечаете ли вы за собой, когда сутулитесь во время сидения за столом или при ходьбе? 4. Имеете ли вы заболевания опорно-двигательного аппарата? (остеохондроз, сколиоз, и т.д., заболевания суставов). 5. Задумываетесь ли вы о профессиональных заболеваниях опорно-двигательного аппарата врача-стоматолога? 6. Сколько мин в день вы ходите? (менее 60 мин, более 60 мин). 7.Хотели бы вы ознакомиться со специальными упражнениями для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата (в частности для укрепления мышц рук и спины)? 8. Смогли бы вы сейчас, не задумываясь, назвать 5 правил для того, чтобы избежать возникновения патологий опорно-двигательного аппарата в будущем? На каждый вопрос студенты должны были дать односложный ответ. Подсчет результатов осуществлялся в процентах. В данной работе применялись методы эмпирического и теоретического научного познания.
Результаты и их обсуждение: По результатам анкетирования, на вопрос № 1 «Посещаете ли Вы тренажерный зал как минимум 2-3 раза в неделю?» 36 % студентов ответили «Нет». Всего 14 % опрашиваемых (6 человек из 42) занимаются в какой-либо спортивной секции в настоящее время. Менее 1 часа в день почти половина (42 % студентов) совершает пешие прогулки. Все это может свидетельствовать о том, что больше половины студентов 3 курса стоматологического факультета страдают гиподинамией, что несомненно в будущем может негативно повлиять в частности на их костно-мышечную систему. Заболеваниями опорно-двигательного аппарата страдают 55 % опрошенных (остеохондроз, искривление позвоночника, заболевания суставов) – 23 человека. 77 % респондентов периодически замечают за собой, что сутулятся во время сидения за столом или при ходьбе. Всего 35 % студентов задумывались о профилактике возможных патологий опорно-двигательного аппарата, однако 68 % респондентов не могут, не задумываясь, назвать 5 правил для того, чтобы избежать развития заболеваний данной системы. И практически все студенты (98 %) желали бы изучить упражнения для укрепления мышц рук и спины. В результате исследования установлено, что студенты-стоматологи мало внимания уделяют состоянию своего здоровья, практически не занимаются физическим упражнениями и нуждаются в профессиональной помощи специалистов по основам здорового образа жизни. Врачи-стоматологи нуждаются не только в сильных мышцах, но и в способности этих мышц длительное время поддерживать статическое напряжение. Такие упражнения (по В. Ковалику) можно выполнять на рабочих местах путем напряжения отдельных мышц с последующим расслаблением. Напряжение следует удерживать от 5 до 8 сек., расслабление – 10-12 секунд. Повторять 6-8 раз. [6, с 59]. Упражнения следующие:
- Приподнять ноги над полом, напрягая мышцы. Выполнять движения ступнями в различных направлениях.
- Прижать пятки к ножкам стула и напрягать мышцы.
- Выпрямлять ноги в коленях и напрячь мышцы ног. Если условия не позволяют выпрямлять ноги, обхватить носками ножки стула и напрягать мышцы.
- Напрягая мышцы плечевого пояса, выполнять движения плечами в различных направлениях.
- Напрягая мышцы спины, прогибаться.
- Выполнять движения животом: вперед – вдох, назад – выдох.
- Напрягать ягодичные мышцы и мышцы тазового дна.
- Напрягая мышцы туловища, выполнять наклоны и повороты в различных направлениях.
- Напрягая мышцы шеи, выполнять движения головой.
10.Напрягать все мышцы тела [1, с 12].
Выводы: 1) В ходе анализа полученных данных с помощью анкетирования было установлено, что степень риска возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата у студентов 3 курса стоматологического факультета Кировского государственного медицинского университета достаточно высока.
2) Студентам необходимо заботиться о своем здоровье (совершать гимнастику, общеукрепляющие процедуры – закаливание, пешие прогулки не менее 1 часа в день, проводить витаминотерапию, соблюдать основы рационального питания, спать не менее 7-8 часов в сутки) [7, с 34].
3) Работу стоматолога необходимо отнести к наиболее высокому классу (условия и характера труда) и степени вредных условий труда.
4) Стоматолог должен соблюдать режим труда и отдыха, максимально использовать новейшие изобретения для улучшения качества и облегчения своей работы.
5) Человек любого возраста и профессии должен быть избавлен от нагрузок, превышающих его физиологические возможности.
6) Работая над развитием силы мышц, следует выбирать такой вес отягощения, при котором можно повторить движения 8-12 раз подряд. Темп выполнения устанавливать не быстрый, между сериями (2-3) делать интервалы отдыха от 2 до 4 минут.
7) Стоматологам необходимо выполнять не только динамические упражнения, но и статические, так как лечение стоматологического пациента предусматривает нахождение врача длительное время в достаточно однообразных позах.
8) Больше 50 % рабочего времени стоматолог использует различные инструменты. Известно, что нерационально тонкие ручки инструментов ведут к перенапряжению и спазмам мускулатуры пальцев, кистей. При держании тонкого инструмента мускулатура напряжена, рука утрачивает тонкую чувствительность. Необходимо использовать инструменты с ручкой, соответствующей анатомической форме руки, когда мускулатура расслаблена и разгружена. Пальцы рук должны свободно лежать на инструменте. Также необходимо выполнять следующие упражнения для профилактики и лечения возникающих артрозов и искривления пальцев: а) кончики пальцев обеих рук складываются и руки многократно с усилием движутся навстречу друг другу; б) большой палец с усилием скользит от основания пальца к его кончику (проделать для всех пальцев); в) пальцы сложить в кулак, большой палец внутри. Сжимая кулак, медленно вынимать большой палец.[4, 2 с.]