Постоянная социальная динамика, различные инновационные процессы, формирование принципиально новых взглядов на решение тех или иных общественных задач, ставят перед каждым, без исключения, человеком, новые повышенные требования, связанные с постоянным личностным развитием и самореализацией. Исходя из поставленных социальных задач, мы приходим к выводу о том, что в значительной мере различные инновации ставят соответствующие требования перед подрастающем поколением. При этом, перед семьей и образовательным учреждением возникает задача в создании оптимальных условий для самореализации и социализации каждого ребенка, с учетом индивидуальных качеств и особенностей каждого из участников образовательного процесса.
Особенно актуальным в последние годы становится процесс качественной социализации детей с нарушением развития интеллекта. Как было установлено в процессе многолетних научных исследований – чем раньше начинается работа с детьми при наличии нарушения интеллектуального развития, тем выше качество социальной адаптации у данной категории в последствии. Таким образом, сегодня происходят изменения не только в содержании специального образования, но и в структуре преподавания, технологии их преподавания, методах, формах и приёмах. Для четкого понимания влияния социализации школьника на дальнейшую успешную адаптацию в обществе, необходимо рассмотреть теоретические аспекты и ознакомиться с приоритетными понятиями в контексте рассматриваемой проблематики.
Собственно, понятие «социализация» представляет собой получение индивидом фундаментальных жизненных навыков, предназначенных для полноценной социальной жизни. В ходе успешной социализации, человек получает возможность реализации более глобального понятия – социальной адаптации. В терминологическом контексте, «социальная адаптация» представляет собой область активного и динамичного приспособления личности к разнообразным условиям социальной среды. При этом, фактор адаптации непременно реализуется на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном (рис. 1) [1, с.78].
Рис. 1. Уровни адаптации (Источник: рисунок автора)
Физиологический уровень представляет собой отсутствие каких – либо нарушений со стороны функциональной деятельности всех систем и органов человека. Социальный уровень – умение устанавливать межличностные связи, являться полноценным, активным участником социума. Психологический уровень – отсутствие нарушений в области психического развития [1,с.80].
При этом значительную роль в процесс оценки процесса социальной адаптации играет изучение социометрического статуса респондента. Данный термин был предложен Я. Морено для исследования позиции человека (школьника, студента, специалиста) в той или иной социальной группы, с учетом анализа эмоциональных, интеллектуальных, деловых связей между членами коллектива. При этом, можно оценить уровень авторитета человека, в глазах его окружения, что в определенной мере характеризует степень социальной адаптации в обществе. Для формирования понимания социометрического статуса, необходимо четко применять дифференциацию показателей, определяющих статус (табл. 1) [1, с. 93].
Таблица 1
Показатели социометрического статуса
«Звезды» |
Дети, которые приняты и педагогом и другими детьми |
«Принятые учителем» |
Дети, которые проявляют себя, как хорошие ученики, являясь позитивом для учителя, однако, у которых возникают сложности при общении с одноклассниками |
«Неформальные лидеры» |
Дети, которые приняты в детском коллективе, однако не являются позитивом для учителя (проблемы с дисциплиной, успеваемостью). |
«Отвергнутые» |
Дети, которые не являются позитивом ни для учителя, ни для одноклассников |
Для оценки особенностей социализации детей с нарушением интеллектуального развития, прежде всего необходимо оценить содержание термина «умственная отсталость».
В процессе ознакомления с теоретической литературой по данному вопросу мы установили, что под понятием «умственная отсталость» специалисты подразумевают выраженное и необратимое нарушение различных аспектов познавательной деятельности, которое отличается систематичностью при наличии стойкого диффузного органического повреждения коры головного мозга [4, с.47]. В этом определении следует подчеркнуть наличие трех признаков (рис. 2).
Рис. 2. Признаки умственной отсталости (Источник: рисунок автора)
1) органического диффузного повреждения коры головного мозга – то есть в данном случае наблюдается обширное и глубинное нарушение отделов головного мозга в следствие различных факторов – врожденные пороки развития, генетические факторы, родовые травмы и т. д;
2) системного нарушения интеллекта – в данном случае наблюдается наличие не какого – либо одного дефекта в сфере интеллектуального развития, а целый симптомо комплекс, который характеризует и подтверждает представления ученых о нарушении интеллектуальной деятельности;
3) выраженность и необратимости этого нарушения – все интеллектуальные нарушения имеют выраженный характер, в силу различных обстоятельств подлежат определенной психолого – педагогической коррекции, но полностью устранить разнообразные дефекты невозможно [4, с. 56].
В данном контексте мы можем предположить, что для детей и подростков с умственной отсталостью общей чертой является наличие разнообразных общих черт и факторов:
– проблемы в осмыслении ситуации общения;
– проблемы в восприятии и понимании личности другого человека (в частности, партнера по общению) и проблемы в сфере эмпатии (сопереживания другому человеку);
– проблемы в использовании средств общения;
– нарушение динамики мыслительной деятельности проявляется в форме лабильности и инертности мышления. Инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую, т. е. вязкость мышления, проявляется в обстоятельности и излишней детализации. У таких умственно отсталых обнаруживается замедленность, туго подвижность интеллектуальных процессов, при решении задач появляется стереотипность мышления [5,с.38].
Однако, в процессе различных многолетних исследований в данной области, проводимых различными специалистами, было установлено, что систематичное проведение психолого – педагогической коррекционной деятельности при наличии высокого уровня квалификации у специалистов, возможно в определенной мере способствовать формированию элементарных навыков, в том числе в области социализации.
Основные идеи и цели коррекционно – развивающего обучения сформулированы современным научным деятелем В.А. Гуружаповым:»...Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления или, более широко, основ теоретического сознания, к сфере приложения которого наряду с наукой относятся экономика, промышленность, искусство, нравственность, религия, право и политика. Мыслить теоретически нам приходится всегда, когда невозможно действовать по известному правилу на основе старого опыта, когда надо принимать решение на основе разнообразной информации, отделяя существенное от несущественного…» [2, с.27].
Таким образом, В.А. Гуружапов акцентирует внимание на том, что вне зависимости от уровня сформированности интеллектуальных способностей у того или иного человека, в современном обществе возникает острая необходимость в разностороннем развитии людей, в том числе и интеллектуальном, что в итоге характеризует важность проведения систематической коррекционной работы в контексте формирования навыков социального взаимодействия и межличностного общения.
В области предложенных рекомендаций наиболее актуальными остаются следующие:
– качественное и своевременное проведение диагностики, с целью установления точного уровня интеллектуального развития и степени умственной отсталости.
– чёткое понимание структуры сущности умственной отсталости. При наличии четкого понимания, специфики данного нарушения, у специалистов появляется возможность в развитии таких аспектов личности как: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы;
– у детей с умственной отсталостью довольно долго сохраняется игровая мотивация деятельности, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Таким образом, образовательная деятельность при наличии коррекции, подразумевает создание такой атмосферы, которая во многом включает в себе игровые компоненты и изучение моделей пространственного и предметного мышления по средству игры и аналогии;
– специалисты в работе с такими детьми должны не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности школьников с нарушением интеллекта: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают информацию, обучаются использовать предлагаемую помощь [4, с. 96].
В последнее время, все большее внимание специалистов принадлежит внедрению принципов активной внеурочной деятельности (игры, ипотерапия, дельфинотерапия, индивидуальная и групповая коррекционно – развивающая работа и т.д.), которая должна в значительной мере обеспечить и повысить результативность социализации у школьников с нарушением интеллектуального развития. Особое место в данном аспекте занимает игровая деятельность. С точки зрения специалистов, именно в игре ребенок имеет полноценную возможность развития своих коммуникативных, познавательных, творческих и организационных навыков. Игра, является единственной стабильной, неизменной и целенаправленной деятельностью, которая характерна в этом периоде развития. В момент игры со сверстниками, у ребенка происходит формирование главнейших коммуникативных навыков, которые играют немаловажную роль в процессе общения: развивается ответственность, находчивость, инициативность [5, с.89].
При этом, вне зависимости от динамики и активности проведения работы в данной сфере, главная задача специалистов данной области заключается в реализации и соблюдении основного критерия – наличие компонента активного социального взаимодействия, основанного на доверии, взаимопонимании и принятии точки зрения всех участников. В момент построения качественных взаимоотношений со сверстниками, происходит формирование главнейших коммуникативных навыков, которые играют немаловажную роль в процессе общения: развивается ответственность, находчивость, инициативность – благодаря чему происходит движение и самореализация ребенка.
Таким образом, использование принципа социализирующего воздействия в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью позволит приблизить нас к заветной цели – максимальной социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе.
Библиографическая ссылка
Панова М.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18580 (дата обращения: 21.11.2024).