Среди базовых характеристик человека особое место занимает гендерная идентичность. Она в большей степени определяет самосознание индивидуума, его интересы, становление всей системы представлений о себе, своей принадлежности к определенному полу, и, соответственно, особые для мужчин и женщин ценностные ориентации, мотивы, потребности, формы поведения. Сформированность гендерной идентичности влияет на взаимоотношения индивида с окружающими, на психическое здоровье, на уровень семейного благополучия.
Последние десятилетия характеризуются политическими и социальными трансформациями как в России, так и в мире в целом. Возникающие новые социальные ситуации обостряют проблемы самоидентификации женщин и мужчин, заставляют активизировать личностный потенциал каждого индивидуума в аспекте формирования собственной гендерной идентичности. Современному состоянию социума присуще отсутствие строгих моделей полоролевого поведения.
В итоге неизбежно меняется процесс становления гендерной идентичности, являющейся компонентом динамической структуры личности и регулятором адаптационных процессов при освоении новых социальных ролей. Отметим, что адаптивная активность личности напрямую направлена как на социум, так и на внутреннее состояние субъекта. В связи с этим для социальной адаптации и самоадаптации большую роль играет положительное или отрицательное отношение к себе. Самоуважение, ощущение собственной ценности определяет позитивную Я-концепцию. Непринятие себя, ощущение своей неполноценности, негативное отношение личности к себе отражает отрицательная Я-концепция. Данная позиция представлена в работе В.С. Чудновского, А.Ю. Кржечковского, А.А. Можейко [8].
Интересно, что И.С. Кон подчеркивает прямую взаимосвязь отношения человека к себе и его отношения к окружающим: позитивней воспринимает окружающих тот, кто положительно относится к [4]. Личность, характеризующаяся высоким самоуважением, самостоятельностью, малой внушаемостью положительно относится к окружающим. И, наоборот: для субъекта с низким самоуважением, склонностью к психической изоляции, характерно отрицательное отношение к окружающим и стремление утвердить себя за счет окружающих [1].
Одним из показателей того, что личность психологически благополучна, является положительное отношение к себе, что подтверждается данными эмпирических исследований [2, 3, 5].
В исследовании Н.Ю. Флотской представлены результаты, свидетельствующие о том, гендерная идентичность оказывает влияние на формирование личностного самоотношения субъекта. Автор утверждает, что у представителей мужского и женского пола разных возрастных категорий с недифференцированным (дезадаптивным) типом гендерной идентичности формируется негативное самоотношение, а для представителей с андрогинным (адаптивным) типом гендерной идентичности характерно отсутствие внутриличностных конфликтов и позитивное самопринятие [9].
Цель нашего исследования мы обратились к изучению корреляционных взаимосвязей гендерной идентичности и личностного самоотношения у представителей мужского и женского пола в подростковом возрасте (14–15 лет), поскольку данный возраст является наиболее значимым периодом развития идентичности человека.
Исследование проводилось в городе Архангельске, респондентами явились подростки 14–15 лет (70 девочек и 86 мальчиков).
В ходе проведения эмпирического исследования был использован Тест-опросник С.Р. Пантилеева [7], который позволил выявить у респондентов особенности самоотношения, самопринятия, аутосимпатии, самообвинения, самоинтереса, саморуководства и др. Для изучения типа гендерной идентичности обратились к Анкете половых ролей С. Бем [6].
О типе гендерной идентичности мы судили по соотношению выраженности показателей маскулинности и фемининности (высокие показатели выраженности маскулинности и фемининности свидетельствуют об андрогинном типе гендерной идентичности; высокие показатели маскулинности и низкие показатели выраженности фемининности характерны для маскулинного типа гендерной идентичности, высокие показатели фемининности и низкие показатели маскулинности характеризуют фемининный тип гендерной идентичности и для недифференцированного типа гендерной идентичности характерны низкие показатели выраженности как маскулинности, так и фемининности.
Использование метода корреляционного анализа позволило нам установить у подростков 14–15 лет взаимозависимости между структурными компонентами самоотношения и типами гендерной идентичности.
Результаты исследования. Результаты проведенного исследования, свидетельствующие о корреляционных связях между типами гендерной идентичности и структурными компонентами самоотношения у мальчиков и девочек 14–15 лет, представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Корреляционные связи между типами гендерной идентичности и компонентами самоотношения у мальчиков 14–15 лет
Тип |
Отк. |
СУв |
ОС |
СР |
СЦ |
СПр |
СПз. |
ВК |
СО |
Маскулинный |
** 0,61 |
* 0,35 |
** 0,39 |
** 0,39 |
|||||
Фемининный |
** -0,65 |
||||||||
Андрогинный |
** 0,63 |
** 0,38 |
** 0,52 |
** 0,46 |
|||||
Недифференцированный |
** -0,67 |
* -0,30 |
** -0,38 |
** -0,43 |
** -0,42 |
Примечание. СУв – самоуверенность; СЦ – самоценность; СПр – самопринятие; СПз – самопривязанность; СО – самообвинение, Отк. – открытость; ОС – отр. самоотношение; СР – саморуководство; ВК – внутренние конфликты; * – р ≤ 0,05; ** – р ≤ 0,001.
Таблица 2
Корреляционные связи между типами гендерной идентичности и компонентами самоотношения у девочек 14–15 лет
Тип |
Отк. |
СУв |
ОС |
СР |
СЦ |
СПр |
СПз. |
ВК |
СО |
Маскулинный |
* 0,31 |
||||||||
Фемининный |
* -0,31 |
||||||||
Андрогинный |
** 0,41 |
** 0,39 |
** 0,44 |
||||||
Недифференцированный |
** -0,59 |
* -0,32 |
** -0,42 |
Примечание. СУв – самоуверенность;; СЦ – самоценность; СПр – самопринятие; СПз – самопривязанность; ВК – внутренние конфликты; СО – самообвинение, Отк. – открытость, ОС – отраженное самоотношение; СР – саморуководство. * – р ≤ 0,05; ** – р ≤ 0,001.
Результаты проведенного исследования показали, что у мальчиков и девочек 14–15 лет выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между андрогинным типом гендерной идентичности и такими компонентами самоотношения, как саморуководство, самоуверенность и самоценность.
Данные результаты позволяют нам судить о том, что подростки с андрогинным типом гендерной идентичности контролируют свои эмоции, эффективно решают жизненные проблемы, уверены в себе, в трудных ситуациях надеются на самих себя. У подростков мужского пола с маскулинным типом гендерной идентичности выявлены положительные корреляционные взаимосвязи с самоуверенностью, отсутствием внутренней конфликтности.У представителей фемининного типа гендерной идентичности, наоборот, установлены отрицательные корреляционные взаимосвязи с самоуверенностью, что свидетельствует о неуверенности подростков в своих силах, в проявлениях зависимости в суждениях и поведении. И у представителей мужского и женского пола 14–15 лет с недифференцированным типом гендерной идентичности установлены отрицательные корреляционные связи с такими компонентами самоотношения как отраженное самоотношение, самоуверенность и самоценность. Анализ полученных результатов показал, что подростки с недифференцированным типом гендерной идентичности не умеют справляться со своими эмоциями, для них характерна внутренняя конфликтность, во всех своих проблемах они обвиняют окружающих людей.
Выводы. Проведенное исследование показало, что подростки с андрогинным типом гендерной идентичности характеризуются самостоятельностью, уверенностью в себе, положительным отношением к окружающим, высоким самоуважением, тогда как представители недифференцированного типа гендерной идентичности не уверены в себе, для них характерны конфликты с собой, чаще такие подростки не умеют справляться с эмоциями и переживаниями, отрицательно относятся к себе и другим людям. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют нам сделать вывод, что тип гендерной идентичности определяет самоотношение и адаптационные возможности личности.
Библиографическая ссылка
Флотский Н.С. ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И САМООТНОШЕНИЕ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18578 (дата обращения: 21.11.2024).