Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

GENDER IDENTITY AND SELF-ATTITUDE AMONG MALE AND FEMALE ADOLESCENTS

Flotskiy N.S. 1
1 Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
In the present article the author turns to the study of the basic characteristic of a person – gender identity. The study suggests that types of gender identity will determine the formation of structural components of self-attitudes of subjects. The respondents of the study were teenagers aged between 14 and 15. The article presents analysis of correlational interrelations between the types of gender identity and personal self-attitude among male and female adolescents. The results of the empirical study show that adolescents with androgynous type of gender identity are characterized by independence, self-confidence, positive attitude to others, high self-esteem, while adolescents with the undifferentiated type of gender identity are not self-confident, they are characterized by conflicts with themselves, they do not know how to cope with emotions and experiences, they tend to negatively treat themselves and other people. The author concludes that gender identity is an important component of the dynamic structure of the personality and determines the self-attitude and adaptive capabilities of the individual.
gender identity
self-attitude
adolescents

Среди базовых характеристик человека особое место занимает гендерная идентичность. Она в большей степени определяет самосознание индивидуума, его интересы, становление всей системы представлений о себе, своей принадлежности к определенному полу, и, соответственно, особые для мужчин и женщин ценностные ориентации, мотивы, потребности, формы поведения. Сформированность гендерной идентичности влияет на взаимоотношения индивида с окружающими, на психическое здоровье, на уровень семейного благополучия.

Последние десятилетия характеризуются политическими и социальными трансформациями как в России, так и в мире в целом. Возникающие новые социальные ситуации обостряют проблемы самоидентификации женщин и мужчин, заставляют активизировать личностный потенциал каждого индивидуума в аспекте формирования собственной гендерной идентичности. Современному состоянию социума присуще отсутствие строгих моделей полоролевого поведения.

В итоге неизбежно меняется процесс становления гендерной идентичности, являющейся компонентом динамической структуры личности и регулятором адаптационных процессов при освоении новых социальных ролей. Отметим, что адаптивная активность личности напрямую направлена как на социум, так и на внутреннее состояние субъекта. В связи с этим для социальной адаптации и самоадаптации большую роль играет положительное или отрицательное отношение к себе. Самоуважение, ощущение собственной ценности определяет позитивную Я-концепцию. Непринятие себя, ощущение своей неполноценности, негативное отношение личности к себе отражает отрицательная Я-концепция. Данная позиция представлена в работе В.С. Чудновского, А.Ю. Кржечковского, А.А. Можейко [8].

Интересно, что И.С. Кон подчеркивает прямую взаимосвязь отношения человека к себе и его отношения к окружающим: позитивней воспринимает окружающих тот, кто положительно относится к [4]. Личность, характеризующаяся высоким самоуважением, самостоятельностью, малой внушаемостью положительно относится к окружающим. И, наоборот: для субъекта с низким самоуважением, склонностью к психической изоляции, характерно отрицательное отношение к окружающим и стремление утвердить себя за счет окружающих [1].

Одним из показателей того, что личность психологически благополучна, является положительное отношение к себе, что подтверждается данными эмпирических исследований [2, 3, 5].

В исследовании Н.Ю. Флотской представлены результаты, свидетельствующие о том, гендерная идентичность оказывает влияние на формирование личностного самоотношения субъекта. Автор утверждает, что у представителей мужского и женского пола разных возрастных категорий с недифференцированным (дезадаптивным) типом гендерной идентичности формируется негативное самоотношение, а для представителей с андрогинным (адаптивным) типом гендерной идентичности характерно отсутствие внутриличностных конфликтов и позитивное самопринятие [9].

Цель нашего исследования мы обратились к изучению корреляционных взаимосвязей гендерной идентичности и личностного самоотношения у представителей мужского и женского пола в подростковом возрасте (14–15 лет), поскольку данный возраст является наиболее значимым периодом развития идентичности человека.

Исследование проводилось в городе Архангельске, респондентами явились подростки 14–15 лет (70 девочек и 86 мальчиков).

В ходе проведения эмпирического исследования был использован Тест-опросник С.Р. Пантилеева [7], который позволил выявить у респондентов особенности самоотношения, самопринятия, аутосимпатии, самообвинения, самоинтереса, саморуководства и др. Для изучения типа гендерной идентичности обратились к Анкете половых ролей С. Бем [6].

О типе гендерной идентичности мы судили по соотношению выраженности показателей маскулинности и фемининности (высокие показатели выраженности маскулинности и фемининности свидетельствуют об андрогинном типе гендерной идентичности; высокие показатели маскулинности и низкие показатели выраженности фемининности характерны для маскулинного типа гендерной идентичности, высокие показатели фемининности и низкие показатели маскулинности характеризуют фемининный тип гендерной идентичности и для недифференцированного типа гендерной идентичности характерны низкие показатели выраженности как маскулинности, так и фемининности.

Использование метода корреляционного анализа позволило нам установить у подростков 14–15 лет взаимозависимости между структурными компонентами самоотношения и типами гендерной идентичности.

Результаты исследования. Результаты проведенного исследования, свидетельствующие о корреляционных связях между типами гендерной идентичности и структурными компонентами самоотношения у мальчиков и девочек 14–15 лет, представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Корреляционные связи между типами гендерной идентичности и компонентами самоотношения у мальчиков 14–15 лет

Тип

Отк.

СУв

ОС

СР

СЦ

СПр

СПз.

ВК

СО

Маскулинный

 

**

0,61

 

*

0,35

**

0,39

 

**

0,39

   

Фемининный

 

**

-0,65

             

Андрогинный

 

**

0,63

 

**

0,38

**

0,52

 

**

0,46

   

Недифференцированный

 

**

-0,67

*

-0,30

**

-0,38

**

-0,43

 

**

-0,42

   

Примечание. СУв – самоуверенность; СЦ – самоценность; СПр – самопринятие; СПз – самопривязанность; СО – самообвинение, Отк. – открытость; ОС – отр. самоотношение; СР – саморуководство; ВК – внутренние конфликты; * – р ≤ 0,05; ** – р ≤ 0,001.

Таблица 2

Корреляционные связи между типами гендерной идентичности и компонентами самоотношения у девочек 14–15 лет

Тип

Отк.

СУв

ОС

СР

СЦ

СПр

СПз.

ВК

СО

Маскулинный

   

*

0,31

           

Фемининный

 

*

-0,31

             

Андрогинный

 

**

0,41

 

**

0,39

**

0,44

       

Недифференцированный

 

**

-0,59

*

-0,32

 

**

-0,42

       

Примечание. СУв – самоуверенность;; СЦ – самоценность; СПр – самопринятие; СПз – самопривязанность; ВК – внутренние конфликты; СО – самообвинение, Отк. – открытость, ОС – отраженное самоотношение; СР – саморуководство. * – р ≤ 0,05; ** – р ≤ 0,001.

Результаты проведенного исследования показали, что у мальчиков и девочек 14–15 лет выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между андрогинным типом гендерной идентичности и такими компонентами самоотношения, как саморуководство, самоуверенность и самоценность.

Данные результаты позволяют нам судить о том, что подростки с андрогинным типом гендерной идентичности контролируют свои эмоции, эффективно решают жизненные проблемы, уверены в себе, в трудных ситуациях надеются на самих себя. У подростков мужского пола с маскулинным типом гендерной идентичности выявлены положительные корреляционные взаимосвязи с самоуверенностью, отсутствием внутренней конфликтности.У представителей фемининного типа гендерной идентичности, наоборот, установлены отрицательные корреляционные взаимосвязи с самоуверенностью, что свидетельствует о неуверенности подростков в своих силах, в проявлениях зависимости в суждениях и поведении. И у представителей мужского и женского пола 14–15 лет с недифференцированным типом гендерной идентичности установлены отрицательные корреляционные связи с такими компонентами самоотношения как отраженное самоотношение, самоуверенность и самоценность. Анализ полученных результатов показал, что подростки с недифференцированным типом гендерной идентичности не умеют справляться со своими эмоциями, для них характерна внутренняя конфликтность, во всех своих проблемах они обвиняют окружающих людей.

Выводы. Проведенное исследование показало, что подростки с андрогинным типом гендерной идентичности характеризуются самостоятельностью, уверенностью в себе, положительным отношением к окружающим, высоким самоуважением, тогда как представители недифференцированного типа гендерной идентичности не уверены в себе, для них характерны конфликты с собой, чаще такие подростки не умеют справляться с эмоциями и переживаниями, отрицательно относятся к себе и другим людям. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют нам сделать вывод, что тип гендерной идентичности определяет самоотношение и адаптационные возможности личности.