Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ КАК СУБКУЛЬТУРА В РОССИИ

Сидоренко Ю.С. 1 Демьянова Л.М. 1 Усенко С.В. 1
1 ФГАУ ВО «Южный федеральный универститет»
В статье освещаются теоретические аспекты футбольного фанатского движения как субкультуры молодежи, присущие ей черты, функционально-динамические параметры, а так же рассматривается субкультурный феномен, как инструмент одновременно положительного и негативного воздействия болельщицкой поддержки на состязательный результат непосредственно во время футбольного матча. Это связано с тем, что субкультуры футбольных фанатов уже играют не маленькую роль в российской молодежной культуре. Поэтому в статье присутствует углубление в терминологию по данной тематике – выявление отличий между «фанатом» и »болельщиком», обращение к историческим корням данной своеобразной культуры. Так же идет обращение к примерам в реальном времени, о взаимосвязи с действующими футбольными клубами, а все это с учетом общественного мнения, применения данных статистики и аналитики. Что позволяет выявить тенденцию влияния фанатского движения не только на ход спортивных состязаний, но и на культуры молодежи в целом
профессиональный футбол
молодежь
молодежная культура
субкультура футбольных фанатов
массовая культура
1. Ермолин С. Футбольный фанатизм, 2016. – URL: http://moskvam.ru/publications/publication_1542 (дата обращения 16.12.2017).
2. Исаев О.В., Демьянова Л.М., Усенко С.В. Позиционирование футбольных фанатов на примере болельщиков футбольного клуба «Ростов», 2017. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30375219 (дата обращения 20.12.2017).
3. Кузнецов М.В. Структура футбольного фанатского движения, 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-futbolnogo-fanatskogo-dvizheniya (дата обращения 16.12.2017).
4. Пронин В.В., Ревякин Ю.Т., Ситников А.С. Профессиональный футбол как культурный феномен современного социума, 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-futbol-kak-kulturnyy-fenomen-sovremennogo-sotsiuma (дата обращения 15.12.2017).
5. Футбольные фанаты – вгляд изнутри. – URL: http://sport-peoples.com/futbolnie-fanati-vzglyad-iznutri/ (дата обращения 16.12.2017).
6. Эпштейн Е.Д. Образ футбольного фаната: история и современность. – URL: http://www.scienceforum.ru/2015/17824 (дата обращения 18.12.2017).
7. Якуба А.В. Футбольные фанаты как субкультура в России, 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/futbolnye-fanaty-kak-subkultura-v-rossii (дата обращения 15.12.2017).

На рубеже II и III тысячелетий в современной социальной практике истории человечества основалось достаточно новое явление в профессиональном спорте – это глобальный культурный феномен. Это вполне можно считать справедливым относительно такого вида спортивного состязания, как футбол, имеющего самый большой состав участников в мире, как спортсменов, так и зрителей. У спортивных болельщиков зрительская аудитория включает в себя не только фанатов на стадионах во время футбольных матчей, а так же зрителей всемирной телевизионной сети. Футбол – это достаточно популярное увлечение миллионов людей по всему миру, поэтому такое понятие, как «футбольные фанаты» вошло в нашу жизнь, как нечто привычное. Данный вид спорта смог объединяет заинтересованных вокруг себя, тем самым образовывая субкультуру [3, 7].

Для начала стоит обратится к такому термину, как «фан-движение». Оно в своем употреблении имеет несколько значений: во-первых, обозначая общественное движение, поддерживающее какой-либо конкретный футбольный клуб, ну и, во-вторых, подразумевая общероссийское фан-движение, объединяющего в себе всех фанатов, не зависимо от клуба, который они поддерживают и от отношений с фанатами этих других клубов. Состав фан – группы, как правило, небольшой: 15–30 человек, где каждый подчиняется определенным нормам и выполняет уже определенную роль. У многих таких групп существует свой собственный «устав», где прописаны обязанности члена фан-группы, несоблюдение которых влечет за собой исключение из этой группы. И, наконец, существует общая для всех российских фан-движений субкультура, которая и стала основной причиной появления фан-движения в России, возникшее именно для того, чтобы воспроизводить определенную культурную традицию. Если рассматривать фанатское движение в России, то, прежде всего, следует определить, что именно понимается под футбольным фан-движением и футбольными фанатами.

Коснувшись темы субкультуры, можно отметить, что футбольные фанаты как раз и есть ее члены, которые действуют, согласно определенных норм и ценностей. О движение фанатов именно в России начали говорить с 70-х годов XX века. Тогда зарождались первые фан-группы, постоянно совершавшие выезды на матчи, проявляя специфическое поведение на стадионе. Данному движению, как и любому другому присущи: специальная символика, сленг и прочие атрибуты субкультуры. Территориально же оно ограничилось следующими крупными городами: Москва, Ленинград, Киев и т.д., а численность членов движения не превышала несколько сотен человек. Однако необходимо отметить, что именно в это время начинали все лидеры современного фан-движения, тем самым заработав себе авторитет в данной среде, а зависит это от числа совершенных выездов. Существует даже специальная иерархия – чем дальше, тем почетнее, а так же существуют такие понятия, как «двойники», «тройники» для тех, кто осуществлял выезд в 2 или 3 города подряд без заезда домой. В настоящее время фан-движение расширилось и продолжает расширяться не только численно, но и территориально – практически во всех городах, где имеются свои клубы в высшем футбольном дивизионе [7].

Отходя от раскрытия такого понятия, как «фанат», необходимо обратится и к следующему термину – «болельщик». Между ними существует определенная разница, которую необходимо понимать – это доведенная до крайности преданность команде. Фанат всегда посещает все домашние матчи и выезжает с командой в другие города, а большая же часть болельщиков предпочитает посещать матчи вместе с друзьями. Как правило, болельщики – это люди старшего возраста, с семьей и постоянной работой. Футбол не есть смысл жизни для них, а скорее вид времяпрепровождения. Основная масса фанатов – подростки из достаточно неблагополучных семей, но конечно есть и исключения. Среди фанатов существует особая часть, вызывающая неоднозначное отношения общества – «футбольные хулиганы». Их действия носят специфический характер, а их изучение волнует не только социологов, психологов, но и политологов. Потому что особое место в жизни хулиганов занимает охота на атрибутику противника. Отнятый стяг, например, становится настоящим боевым трофеем в руках фанатов. Это не только доставляет им удовольствие, но повышает их авторитет среди группы. Прежде чем углубится к истокам появления данного течения, необходимо вернутся к образу фаната [5].

Каковы ассоциации при упоминании фразы «футбольные фанаты»? Одни представляют сумасшедший драйв на стадионе, неумолкающую толпу. Другие – только насилие, притом бесконтрольное. Третьи же видят в этом все вышеупомянутое сразу. А как ощущают себя сами фанат? С кем себя ассоциируют? Но существует и такой интересный факт – российскому фанатскому сообществу свойственно позиционирование футбольных болельщиков к тем или иным профессиональным сообществам. Например, рассмотрев разные футбольные клубы стало ясно, фанаты (ФК) «ЦСКА» выделяют себя как сообщество военных, «Динамо» – сотрудники правоохранительных органов «Локомотив» – работники железных дорог, «Спартак» – творческая интеллигенция. Что касается города Ростова-на-Дону, болельщики же ФК «Ростов» соотносят себя с рабочими завода «Ростсельмаш», а это все уже отражается в символике и кричалках футбольных фанатов [2].

Футбольный же фанатизм со временем перерастает во что- то глобальное, так как это движение, местами столь агрессивное, постоянно пополняется представителями молодежи. Вообще такое понятие, как «фанат» (от английского «the fancy»), зародилось еще в начале XVIII веке в Англии, что в переводе означало любить что-то или отдаваться полностью какому-либо делу. Ближе к XIX веку слово «the fancy» сократили до «fan», уже более привычного для нас. Правда изначально фанатами называли любителей бокса, традиционного для Англии спорта. «Хулиганизм» – целое явление футбольного фанатизма. Корнями данное течение уходит в 1314 год, когда королю Эдварду II пришлось запретить футбол, так как крестьянская масса, любившая пинать мяч, вызывала опасения своей страстью к данному занятию по причине возможности возникновения крупных беспорядков. Подъем футбольный фанатизм получает только в 50–е годы XX века, а популярность и особую жестокость уже к 80–м годам XX века, где имеет место быть четкая структурированность футбольного фанатизма, а уже из него начинают зарождаться три основных течения. Например, «футбольные хулиганы» – это те представители фан-движения, которые участвуют во всех драках, выступают как зачинщики беспорядков, как в пределах стадиона, так и вне их. В среде «хулиганов» наблюдается четкая организация, все действия проводятся под четким контролем более опытных участников. Следующим течением являются «ультрас» – это самые активные представители на самом стадионе. В их задачи входит различного рода продвижение клуба. Иными словами, «ультрас» рисуют граффити, распространяют листовки, участвуют в организации выездов. У каждой их группировки есть свой кодекс поведения на стадионе с определенным менталитетом. Например, у всех «ультрас» в обязанности входит распевание гимна команды, не смотря на счет; нельзя садиться на протяжении всего матча; так же нельзя пить, курить, принимать наркотики во время игры; необходимо посещать как домашние, так и выездные матчи. Невозможно не упомянуть и обычных фанатов, не принадлежащих каким-либо группировкам. На сленге «хулиганы» называют их «кузьмичами», то есть теми, кто мало разбирается в самом футболе, но приходит просто его посмотреть. Из-за того, что они пользуются атрибутикой и цветами клуба, имеющимися в открытой продаже, такие фанаты подвергаются нападкам со стороны «хулиганов» других фирм, то есть группировок, за принадлежность к другим клубам [6].

Средний возраст обычных фанатов в среднем от 16 до 30 лет, что подчеркивает отнесение к молодежи. Представители этой категории составляют 10, а то и 45 % от числа всех болельщиков на стадионе, а представляют собой ярко выраженных активных фанатов конкретного футбольного клуба. Помимо вышесказанного, существуют так же следующие определения, например, «кузьмичи». Это самая большая категория футбольных болельщиков, которых на стадионе от 50 до 80 %. Они просто наслаждаются игрой любимой команды, посещая матчи. Теперь более подробно следует раскрыть следующее определение – «футбольные хулиганы» (или hooligan’s, казуалы, ультрас) – те самые 5– 10 % самых активных и в то же время агрессивных представителей футбольных фанатов. Эти самые «хулиганы» обязаны постоянно совершать выезды на игры своей команды, особенно в те города, где есть фан-движения, враждебно настроенные по отношению к ним, но в основном к команде. Главная цель участие в драках на основе интересов клуба. В этих столкновениях фанатов двух команд целью так же является получение своеобразных трофеев (атрибуты враждебной команды). Поэтому особую ценность для представителей данного направления несет эмблема этой самой враждебной команды, что есть повод для гордости [3].

В настоящее время в общество вернулся культ футбольного хулиганства и фанатства. Можно полагать, что на сегодняшний день ситуация содержит в себе элементы процессов саморазрушения, так как футбольные хулиганы подвергаются манипуляциям относительно направления ненависти, гнева и агрессии. Они калечат друг друга ради спорта, ссылаясь именно на накал конкуренции, тем самым бессмысленно расходуя ресурсы и энергию. Развивается такой факт, как футбольное насилие. Пусть с 14 января 2014 г. в России действует закон, регламентирующий поведение болельщиков во время спортивных состязаний, вне стадиона все же беспорядки продолжают происходить. Основываясь на этом факте можно сделать следующий вывод, фан-движение, как и любая другая субкультура, несомненно, является средством социализации человека, правда средством опасным, которое требует особого контроля со стороны правоохранительных органов. Молодежь может попасть под разрушительное воздействие своеобразной идеологии, что влечет за собой перемену моральных ценностей. Здесь уже встает вопрос об ультраправых взглядах и воспитании определенного патриотизма, толерантности и несомненно даже расовой терпимости. Стоит задуматься о будущем молодежи, так как в этом и состоит эффект любой субкультуры: ты должен под нее подстроиться.


Библиографическая ссылка

Сидоренко Ю.С., Демьянова Л.М., Усенко С.В. ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ КАК СУБКУЛЬТУРА В РОССИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18568 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674