Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОЦЕСС «УТЕЧКИ УМОВ» КАК ОДНО ИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Вердеш Т.А. 1
1 Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
Аннотация: Статья посвящена проблемы процесса «утечке умов» как одного из последствий образовательной миграции российской молодежи. В работе рассматриваются ключевые понятия проблемы «утечки умов», ее основные последствия и способы урегулирования данного процесса. На современном этапе развития человечества глобализация имеет нарастающие темпы. Один из важнейших факторов глобализации – нарастание миграционных потоков. Сама миграция обусловлена различными факторами, в данной научной работе уделяется внимание образовательной миграции и процессу «утечки умов». Основной поток молодого населения направлен на крупные города для обучения и работы в дальнейшем. Это способствует развитию так называемого явления «утечки умов» из регионов в центр страны и из периферии в крупные областные города Российской Федерации, что неблагоприятно сказывается на их дальнейшем развитии во всех сферах, которые обеспечивают их благополучие.
молодежь
миграция
«утечка умов»
функции миграции
стимулы молодежной миграции
1. Алексеева Е.Н. Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций / Е.Н. Алексеева // Вестник Московского Университета. Сер.18, Социология и политология. – 2012. – № 04. – С. 113–136.
2. Большой толковый социологический словарь. – М.: Вече, АСТ, 2001. Т. 2. П-Я. 528 с.
3. Бритвина И.Б. Миграция и эффективность массовой коммуникации: учеб.-метод. пособие / И.Б. Бритвина; М-во образования и науки Рос. – 166 с.
4. Волков, Ю.Г. Социология молодёжи: учебное пособие / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков и [др.] / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 576 с.
5. Кон, И.С. Молодёжь / И.С. Кон // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 815 с.
6. Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. Г.В. Осипова. – М., 1998. – С. 486
7. Ролдугина Н.В. «Утечка мозгов» как угроза экономической безопасности государства (на примере РФ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ibl.ru.
8. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. – М.: Наука, 1987. 199 с.
9. Шевцова Е.В. Миграционная политика: учебн.пособие / Е.В. Шевцова; РАНХиГС, Сиб, ин-т упр. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. – 140 с.
10. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи: учебник. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 336 с.
11. Яковлева Т.А., Юхлин Р. «Утечка умов» в условиях глобализации: риски для России // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7–3. – С. 63–64.
12. Данилова И.Н., Александрова И.В. Миграция молодежи в современном мире (электронный ресурс)- http://www.scienceforum.ru/2015/831/8357.
13. Общие итоги миграции населения (по потокам передвижения) // РФ Федеральная служба государственной статистики. Население. Демография. Миграция [Электронный ресурс] / РФ Федеральная служба государственной статистики – М., 1999–2009. – Режим доступа к сайту: http://www.gks.ru.

В данной работе рассматривается проблема процесса «утечки умов» как одного из последствий образовательной миграции российской молодежи.

Молодежь – самый миграционно- активный сегмент общества. Преобладание молодых людей в миграциях началось в 80–90–е гг. и сейчас остается на высоком уровне.

Чаще всего, миграция молодых людей носит образовательный характер. Понятие «образовательная миграция» охватывает как поездки, связанные с удовлетворением потребности в получении образования и повышении уровня квалификации, так и разнообразные стажировки, дополнительное образование, курсы и другие формы повышения квалификации. Данный тип миграции несет в себе определенные последствия, одним из которых является процесс «утечки умов» из периферии в центральные города. Миграционные процессы и их последствия являются чрезвычайно важным фактором в оценке перспектив развития любого общества.

В теории можно говорить не только о внешней, но и о внутренней «утечке умов», что мы и рассматриваем в данной научной работе. Актуальность данной темы обусловлена тем, что миграция населения играет важную роль в формировании численности населения, трудоресурсного потенциала и территориальной структуры расселения страны. Миграционные процессы последних десятилетий привели к негативным изменениям в социально-демографической структуре как сельского, так и населения малых городов. В то время как в областных центрах и столице численность населения с каждым годом стабильно увеличивается значительная часть малых городов и сельских населенных пунктов его теряет.

Целью данной работы является изучение процесса «утечки умов» как одного из последствий образовательной миграции российской молодежи.

Ключевыми понятиями в данной научной работе являются: молодежь, миграция «утечка умов». В социологии молодежь рассматривается как часть общества и выделяется в составе населения прежде всего по демографическим признакам. Она составляет значительную часть любого общества. Возрастная граница молодежи составляет 14–30 лет. Обозначим определение понятия «молодежь», которое выдвинул И.С. Кон [5]. Молодежь- социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Именно молодёжь- наиболее мобильная часть общества, оказывающая активное воздействие на динамику социальной структуры, изменение классового и слоевого состава населения. Мобильность относится к понятию движения, которое может быть социальным, профессиональным и т.д. Я в своей работе основываюсь на территориальное перемещение молодежи, а именно: миграцию. Для характеристики данного понятия я взяла определение Л.Л. Рыбаковского [8]. Миграция- любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от его продолжительности, регулярности и целевой направленности. Один из последствий образовательной миграции является процесс «утечки умов». Термин «утечка умов» сегодня применим для описания случаев, связанных с продолжением научной деятельности за рубежом или работой в другой организации. В научной работе данный процесс мы рассматриваем в контексте внутренней миграции, осуществляемый студентами в целях получения образования. Утечка умов – миграция образованных или профессиональных кадров из одной страны, сектора экономики или области в другую обычно для получения лучшей оплаты или условий жизни [9]. В качестве условий жизни выступает получение образования.

Миграционные процессы выполняют важные социальные функции перераспределения населения по территории [3], «селекции» населения и организации пространственной подвижности населения. Перераспределительная функция населения связана с размещением производительных сил, распределением производственных мощностей и инвестиций между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для переселений необходимо взаимодействие населения, как минимум, двух регионов. Перераспределительная функция способствует и решению мигрантами своих жизненных задач: путем переселения люди стремятся улучшить свою жизнь.

Вторая функция миграции – селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Велики различия в миграционной подвижности лиц различных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и населения, недавно вселившегося туда из других местностей. Эти функции миграции можно назвать общими. Они обладают известной самостоятельностью и вместе с тем тесно взаимосвязаны.

За последние 10 лет отмечается более высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России. С другой стороны, нехватка рабочих мест и низкий уровень заработных плат и отсутствие доступности качественного образования служит причиной оттока населения в соседние края и области, а также в города Европейской России. Эта миграция идет как в форме переселения на постоянное жительство, так и в форме выезда на временную работу и учебу, точные масштабы этих потоков неизвестны.

Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России. Основной центр притяжения внутренних мигрантов в России – Москва и Московская область, причем свою роль эти регионы в последние годы нисколько не утратили. Фактически, Москва и Московская область (столичный регион) – единый рынок труда и жилья; миграционная привлекательность Подмосковья базируется на желании большого числа людей жить если не в Москве, то в непосредственной близости от нее, совершать ежедневные маятниковые поездки. Второй центр всероссийского масштаба, существенно уступающий столичному, – Санкт-Петербург с Ленинградской областью.

Переток населения из сельской местности в города ведет к сокращению сельского населения и, что не менее важно, к его ускоренному старению. Несмотря на то, что сельское население сокращается за счет миграции существенно меньшими темпами, отток идет, прежде всего, молодежи. В последние два десятилетия схожие с сельской местностью масштабы оттока молодого населения имели малые и средние городские поселения, расположенные на некотором удалении от региональных столиц. По расчетам, основанным на данных переписей населения 2002 и 2010 гг., районы и города внутрирегиональной периферии теряют ежегодно более 30 % выпускников школ, направляющихся на учебу в региональные столицы [13]. Очень немногие из них возвращаются, оставаясь в дальнейшем проживать и работать в региональных центрах, или переезжая в столицу. В результате оттока молодежи в сельской местности, поселках и малых городах не только изменяется структура населения, но и сокращается база для его дальнейшего воспроизводства. Напротив, региональные столицы, в том числе самые миграционно привлекательные, получают дополнительную подпитку за счет молодежи, прибывающей с периферии. Образованная молодежь является привлекательным ресурсом для любого региона, но неравномерное распределение молодого населения образует такой процесс как «утечка умов».

Основные причины миграционных процессов молодёжи в целом совпадают с таковыми у взрослого населения, однако для молодёжи характерны и специфические стимулы миграции, в частности [4]:

1. Активность молодёжи, лучшая приспособленность к новым условиям проживания.

2. Желание быть независимыми от родителей, проявить самостоятельность.

3. Нестабильная экономическая ситуация в регионе.

4. Стремление познать новое, неизведанное. Желание познать мир.

5. Не отягощённость различными проблемами и сдерживающими факторами.

6. Направленность молодёжной миграции (в более стабильные регионы).

7. Частая беспричинность миграции.

Наиболее высокая интенсивность миграционных процессов характерна для молодёжи в возрасте от 19 до 24 лет. Влияя на общую численность населения и на социально-экономическую структуру общества, миграция становится постоянной составляющей его политического, социально-экономического и культурного развития, одной из причин изменения самого типа общества.

Миграция является довольно сложным и противоречивым процессом. Имея ряд плюсов и позитивных результатов для развития принимающих и отправляющих сторон, она ведет и к негативным последствиям. Чем больше население страны вовлечено в миграционные процессы, тем острее проявляются его последствия. При процессе «утечки умов» принимающие регионы обогащаются новыми потенциальными трудовыми ресурсами, в свою очередь, отдающие регионы страдают от нехватки высококвалифицированных специалистов.

Очевидно, что проблема «утечки мозгов» – это острейшая проблема снижения интеллектуального потенциала региона. В современных условиях, когда в произведенном общественном продукте доля интеллектуального труда достигает 70 и более процентов, можно уверенно говорить, интеллектуальный ресурс стал главным фактором обеспечения развития любого региона и страны в целом. Затормозить «утечку мозгов» можно, создав условия для жизни и творческой деятельности молодежи, повысив престиж и социальный статус в обществе научного работника, грамотного инженерно-технического, квалифицированного рабочего. Чтобы повысить заинтересованность молодых людей. Это очень сложный и продолжительный процесс, требующий активного нормативного и финансового участия со стороны государства.

Меры по остановке массовой «утечки умов» из страны могут быть следующими [7]:

1. Повышение уровня оплаты труда научной интеллигенции, инженерно-технического корпуса, квалифицированных рабочих.

2. Создание федерального агентства по связям с интеллектуальными кадрами соотечественниками за рубежом для создания и поддержки совместных научных и научно-технических исследовательских программ. Как в рамках взаимодействия между регионами, так и между странами.

3. Разработка и реализация национальной политики, направленной на приоритетное финансирование тех исследований, которые отвечают научным интересам молодых специалистов.

Все вышеперечисленное указывает на необходимость создания конкретных мер по сокращению глобальной «утечки умов» из регионов. Это очень сложный и длительный процесс, который требует активного нормативного и финансового участия со стороны государства. Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что миграционные процессы будут только усиливаться. Поэтому государству следует подстраиваться под стремительные изменения данных процессов и корректировать их в необходимом ему русле.


Библиографическая ссылка

Вердеш Т.А. ПРОЦЕСС «УТЕЧКИ УМОВ» КАК ОДНО ИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18565 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674