Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ МОЛОДЁЖНОГО ЦЕНТРА В СИБИРСКОЙ ГЛУБИНКЕ

Кулакова С.М. 1 Лесовская М.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»
Предлагаемый проект создания молодёжного центра в г. Лесосибирске на базе Технологического техникума нацелен на создание условий для поощрения и развития интереса молодёжи к социально позитивным направлениям внеучебной деятельности, позволяющим человеку открывать и совершенствовать свои лучшие качества, направлять свою энергию для созидательной активности в среде конструктивного общения. Актуальность проекта обусловлена тем, что он ориентирован на сохранение основных традиций образования в сложных и нестабильных условиях настоящего времени. Подобных формирований в структуре средних специальных учебных заведений г. Лесосибирска в целом и в Технологическом техникуме в частности ранее не было. В структуру и программу работы центра включены новые, наиболее современные и востребованные направления молодёжного досуга, которые создают основу для раннего профессионального самоопределения и способны сформировать общекультурные умения, необходимые для успешной социализации молодых людей.
культурная среда
молодёжь
молодёжный центр
проект
1. Гофман М. Свобода личности или свобода индивида. М-лы сайта Еconet.ru. [Электронный ресурс]. – https://econet.ru/articles/63170–svoboda-lichnosti-ili-svoboda-individa.
2. Дворцы и дома культуры в Лесосибирске // Справочник организаций [Электронный ресурс] / http://lesosibirsk.jsprav.ru/dvortsyi-i-doma-kulturyi/.
3. Коломийцев В.Ф. Социология Г. Спенсера // СоцИс. – 2004. – №1. – С. 37–44.
4. Лесовская Л.В. Новое – это плохо усвоенное старое // Вестник Красноярского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. – 2001. – № 1. – С. 44–47.
5. Луговцева А., Барановская М. Молодёжный центр как форма работы: отечественный и зарубежный опыт // Адукатар. – 2005. – №2(5). – С. 12–17.
6. Маланьин А.Г. Эволюция сознания. Челябинск: Цицеро, 2011. – С. 33.
7. Молодежь новой России: ценностные приоритеты: Научный доклад. М-лы сайта Инстиутта социологии РАН. [Электронный ресурс] / http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_7_2.html.
8. Полушина А.В., Лесовская М.И. Суициды в подростковой среде как мольба о помощи // Современные наукоёмкие технологии. – 2013. – №7–2. – С. 153–155.
9. Случаи нападений в российских школах в 2017–2018 годах. Досье // Информационное агентство России Тass.ru [Электронный ресурс] / http://tass.ru/info/4885783.

Шаблонное высказывание о том, что «молодёжь – будущее общества», постепенно уступает место более актуальному представлению о том, что молодёжь – это живое настоящее, активно взаимодействующее с социальной средой, влияющее на неё, оставаясь при этом соподчинённым элементом общественной иерархии. Герберт Спенсер уподоблял социальную систему биологическому организму [3]. Жизнеспособность как биологической, так и социальной системы зависит от согласованности взаимодействия всех составных частей, важнейшей из которых в социуме, безусловно, является молодёжь. Обеспечение условий, при которых молодые люди успешно социализируются, получают общее и профессиональное образование, развивают свой культурный кругозор, приобщаются к культурным и нравственным ценностям – это самые выгодные «венчурные инвестиции», способные принести социальные дивиденды в виде устойчивого и безопасного развития общества в целом.

Подобные условия возникают не самопроизвольно, а в результате систематической целенаправленной работы с учётом двух основных факторов. Первый состоит в том, что молодёжь не является пассивным объектом воспитательных воздействий. Люди данной демографической группы обладают свободой воли и выбора, высокой самонадеянностью и энтузиазмом, заведомо не располагая достаточным уровнем знаний, позволяющим сделать этот выбор обоснованным. Об этом в своё время сказал Конфуций: как известно, изучать что-либо, не размышляя при этом, означает бесполезную трату времени; в то же время размышлять, не изучив предварительно предмет размышлений – занятие весьма небезопасное. Воспитание культуры, в первую очередь культуры мышления, происходит инерционно, через трудное усвоение истин и соприкосновение с эталонами, проверенными веками, а кропотливая работа и молодёжный темперамент не всегда совместимы.

Данное противоречие вполне разрешимо с учётом второго фактора. Познание любой сложной системы (включая человека) настолько, чтобы произвести в ней качественные изменения, невозможно без выхода за её пределы [6]. Это означает предоставление молодым людям как можно более широких, даже избыточных, условий в виде многообразной культурной среды для пробы своих сил, раскрытия талантов, расширения социального кругозора и приобретения вкуса к созидательной работе вообще и к работе над собой в частности.

Классическая парадигма образования состоит в неразделимости задач обучения и воспитания. Необходимым условием эффективного воспитания является развитие личности в пространстве ценностных ориентаций, опирающихся на культурно-нравственные традиции социума, причём это пространство не возникает само по себе, его необходимо создать. Безусловно, сформулировать этот тезис намного проще, чем воплотить. Однако изобретать принципиально новые конструкты совсем не обязательно; в богатом опыте отечественной системы образования можно почерпнуть хорошо забытые (а нередко и плохо усвоенные) идеи [4], способные стать инновациями в современных условиях общественной жизни.

Организационные формы молодёжных объединений по интересам прошли ряд этапов эволюции от клубно-кружковой работы до крупных движений, включая спортивно-военизированную концепцию скаутинга, комсомольские стройотряды, пионерские дружины, клубы и кружки по интересам, а затем претерпела идейный кризис в 1991 году при обрушении тоталитарного государства.

Современная молодёжная политика страны исходит из общемировых представлений о личности как высшей социальной ценности и её праве на реализацию своего духовного потенциала [1]. При этом важным условием развития личности современного тинейджера является постоянная погружённость в общение, тем более что информационные технологии, электронные гаджеты и дивайсы позволяют многократно расширять и разнообразить круг неформальных связей. Возобновление архаичных форм клубной деятельности на таком информационном фоне невозможно и нецелесообразно, зато ничто не препятствует продолжению творческого развития идеи в виде современных социально ориентированных организованных структур на базе учебных учреждений с учётом объективной картины актуальных предпочтений и социальных установок молодёжи.

Масштабные исследования Института социологии РАН выявили доминирующие предпочтения тинейджеров в области досуговых практик (рис. 1), отражающие общее возрастание социальной активности молодых людей, особенно на фоне поколения «отцов» (рис. 2) [7].

kul1.tiff

Рис. 1. Динамика досуговых практик российской молодёжи (цит. по [7])

kul2.tiff

Рис. 2. Темпоральная динамика досуговых практик (цит. по [7])

Из рис. 2 видно, что в отличие от взрослых, тинейджеры в значительно большей степени нацелены на реализацию собственных запросов и индивидуальных предпочтений вне дома в физической и виртуальной реальности. Пространство дистанционного общения активно используется тинейджерами для позиционирования своих достоинств и успехов, для получения от окружающих внимания, одобрения, подтверждения собственной уникальности и повышения своей самооценки. Этой части личностного роста придаётся тем большее значение, чем меньше внимания тинейджер получает в формализованных отношениях (учебная среда, семья, круг знакомых).

Очевидно, чтобы предъявлять свои успехи, их надо сначала добиться, а для этого нужна соответствующая территория и среда. При отсутствии реальных достижений происходят деформации личности, трагичные последствия которых приходится наблюдать всё чаще (детские суициды, «группы смерти», наркомания, алкоголизм, вооруженная агрессия школьников и др.) [8, 9]. Если не направлять бурлящую энергию подростков в социально позитивное русло, она будет выплёскиваться во всё более асоциальные формы.

В крупных городах инфраструктура досуговой сферы хорошо развита, чего нельзя сказать о сибирской глубинке. Город Лесосибирск (40 лет существования, 275 км от Красноярска, 64 тыс. населения) по официальным данным [2] располагает городским выставочным залом, краеведческим музеем леса, двумя художественными и тремя музыкальными школами, десятью библиотеками, а также пятью дворцами культуры, на базе которых существуют народные ансамбли «Веснушки», «Узоры», театр танца «Чудеса» и хор ветеранов «Ивушка». При этом стандартный график работы домов культуры (понедельник–пятница, 9.00–18.00) таков, что они работают в то время, когда подростки учатся, и закрыты в самое нужное для молодёжного контингента время. Представленные формы культурной работы, безусловно, имеют свою аудиторию, но далеко не способны охватить запросы современной молодёжи, заглядывающей через экран компьютера, как через окно, в жизнь сверстников в других городах России, где бурно развиваются незнакомые нам раньше чирлидинг, медиа-проекты, музыкальные и танцевальные стили. Подобное сравнение формирует ощутимое противоречие между имеющимся и желаемым состоянием дел в управлении собственной жизнью.

Чтобы снять это противоречие и сделать досуг тинейджеров более осмысленным и насыщенным позитивными эмоциями, необходимы систематические целенаправленные усилия. Одним из шагов в этом направлении может стать создание молодёжного центра «МолодеЦ» на базе технологического техникума Лесосибирска. Актуальность и новизна этого проекта обусловлена нацеленностью этой формы работы на общение, возникающее вокруг совместной конструктивной деятельности, постоянное расширение которой позволяет вовлекать в свою орбиту новых заинтересованных участников, не закрепощая их формальными обязательствами.

Концептуальной основой такого естественного объединения молодёжи, не терпящей принуждения, является то, что приоритетом работы центра являются интересы отдельных тинейджеров или их групп в контексте социально одобряемых видов деятельности [5]. Основными условиями реализации этой концепции являются, во-первых, адекватное отражение запросов целевых групп, и во-вторых, методическое и организационное сопровождение досуговой деятельности в рамках центра. Проект предусматривает включение в структуру центра одиннадцати наиболее модных направлений молодёжного досуга (рис. 3), при этом все они имеют отчётливое применение для профессионального самоопределения. Это ещё одна примета времени и особенность, отражающая инновационный характер проекта.

kul3.tiff

Рис. 3. Структура молодёжного центра, проектируемого для создания на базе Технологического техникума г. Лесосибирска

Выводы

Предлагаемый проект создания молодёжного центра в г. Лесосибирске на базе Технологического техникума нацелен на создание условий для поощрения и развития интереса молодёжи к социально позитивным направлениям внеучебной деятельности, позволяющим человеку открывать и совершенствовать свои лучшие качества, направлять свою энергию для созидательной активности в среде конструктивного общения.

Актуальность проекта обусловлена тем, что он ориентирован на сохранение основных традиций образования в сложных и нестабильных условиях настоящего времени.

Инновационный характер проекта обусловлен отсутствием подобных формирований в структуре средних специальных учебных заведений г. Лесосибирска в целом и в Технологическом техникуме в частности. В структуру и программу работы центра включены новые, наиболее современные и востребованные направления молодёжного досуга, которые создают основу для раннего профессионального самоопределения и способны сформировать общекультурные умения, необходимые для успешной социализации молодых людей.


Библиографическая ссылка

Кулакова С.М., Лесовская М.И. ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ МОЛОДЁЖНОГО ЦЕНТРА В СИБИРСКОЙ ГЛУБИНКЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18554 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674