Идеи патриотизма в новейший период развития государства приобрели особую актуальность. Это связано с рядом событий, произошедших в последние годы. Изменилось отношение и к самому понятию «патриот». Теперь оно наполнено другим смыслом и каждый индивид вкладывает в него свое содержание.
Прежде чем говорить о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо раскрыть сущность данного понятия. Большинство источников под патриотизмом понимают принципы, чувства, которые выражают любовь к Родине, готовность ради нее пожертвовать своими интересами, собой, быть преданным ей. Н. Чернышевский говорил: «Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это народ» [4, с.142]. Другими словами, патриотизм – это такое отношение человека к Родине и Отечеству, когда личное благо приносится в жертву обществу.
Зарождение идей патриотизма происходило еще в античности. Тогда термин «родина» применялся к родному городу-государству. В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» и имперского. Римские правители в целях объединения народа империи, делали попытки сформировать общеимперские культы. А некоторые из них были основаны на обожествлении императора.
В более поздний период, в эпоху французской и американской буржуазных революций (ХVIII в.) понятие «патриотизм» претерпело смысловое изменение. Он было тождественно понятию «национализм». Другим синонимом патриотизма во Франции и Америке в этот же период было понятие «революционер» [5].
История человечества знала множество примеров, когда в сложные периоды (к примеру, войны) развития какой-либо страны находились люди-патриоты, которые вставали на защиту своей Родины и ценой собственной жизни отстаивали ее независимость. Благодарные потомки, в память о них, называли их именами площади, улицы, устанавливали памятники, стеллы, барильефы, которые имели не только художественный, но и воспитательный смысл.
В СССР в период с 1917 по 1930 годы понятие «патриотизм» имело негативный смысл. Это обуславливалось тем, что таких людей считали «буржуями». Такое понимание было во всем обществе. Но с середины 1930-х годов в идеологии советского государства произошел переворот и идея «национального патриотизма», «советского народа» стала одной из ведущих. Это течение стало усиливаться во время Великой Отечественной войны. Начиная с конца 1960-х и в начале 1980-х в ряде социальных наук получила развитие точка зрения, согласно которой патриотизм должен был исследоваться как явление общественного сознания. Примерно с середины 1980-х он уже стал объектом изучения обществоведов как феномен общественного сознания.
В наше время воспитанию патриотизма уделяется большое внимание. По данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения 2014 года, более 80% опрошенных граждан считают себя патриотами. Можно утверждать, что и в 2017 году уровень патриотизма граждан нашей страны нисколько не упал. В качестве доказательства достаточно вспомнить проведение в России зимних Олимпийских игр в Сочи, присоединение полуострова Крым, парады победы на Красной площади, в ходе которых была продемонстрирована мощь нашей державы. Также не стоит забывать про богатую историю страны, событиями которой мы все гордимся и восхищаемся. Все это способствовало поднятию патриотических настроений. 3 февраля 2016 года президент России В.В. Путин на встрече с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров отметил: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [3].
На наш взгляд, для воспитания патриотических чувств, недостаточно проводить лишь конкурсы и мероприятия в дошкольных и школьных учреждениях. Ведь чем старше становится ребенок, тем больше он осознает, что страна, в которой он живет, не такая идеальная. Если государство хочет воспитать поколение патриотов, необходимо уделять внимание и другим сферам жизни, смотря на которые, это поколение будет любить свою Родину.
Патриотическое воспитание в России имеет общественно-государственный характер и реализуется во всех сферах образования и культуры.
Воспитание патриотизма начинается c самого детства. Уже в дошкольных учреждениях и в школе проводятся различные конкурсы, дети участвуют в мероприятиях, посвященные праздникам, также существует детские военно-патриотические общественные организации. Все это помогает сформировать чувство патриотизма. Немаловажную роль в развитии патриотизма играют и родители с педагогами. Еще в 18 веке писатель и философ Шарль де Монтескье писал: «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов» [2, с. 36].
Формирование патриотизма у студентов осуществляется в рамках тематических конкурсов, а также через реализацию проведения профильных смен в рамках всероссийских образовательных форумов «Селигер», «Машук», «Бирюса» и других.
На протяжении нескольких лет в России существует несколько общественных организаций, которые реализуют общественные проекты, такие как: Бессмертный полк, Подвиг народа ВОВ, Российское военно-историческое общество, Моя страна – моя Россия и другие.
Когда говорят о патриотизме, нельзя не отметить нравственное воспитание. Нравственность – это склад души, который выражается в страстях и поступках, это духовные и этические нормы и правила, правила поведения. Основным источником нравственного воспитания подрастающего поколения является учебная деятельность. На протяжении всего периода обучения ребенка происходит формирование его духовной и нравственной стороны. Большое влияние имеют такие предметы, как история и литература. Но самих предметов недостаточно. Немаловажен и такой фактор, как педагог. Именно его отношение к работе, его уважение к истории, профессионализм, отношение к другим людям определяет и укрепляет в подростках понятие морали и нравственности.
Еще одним источником нравственного опыта подростка можно назвать искусство, то есть знакомство подрастающего поколения с музыкой, театром, живописью и т.д. Оно должно быть разнообразным и постоянным. Можно сказать, что искусство незаменимо в воспитании, так как оно может показать те моменты, с которыми подросток еще не сталкивался, но эти моменты могут повлиять на формирование нравственных качеств [1].
Также в России существует нормативно-правовые акты и регулирующие органы, которые поддерживают формирование патриотизма:
• распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 134–р «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года»;
• государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 гг.»;
• приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года N 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».
Безусловно, в настоящее время – воспитание патриотизма является важным моментом. Несмотря на все разногласия между странами, каждый человек должен любить свою страну. Патриотизм должен формировать духовные и нравственные ценности, которые граждане России должны соблюдать. Без этих составляющих, не будет единого гражданского общества.
Еще не так давно патриотизм сводился к военно-патриотической теме. Эта традиция сохраняется. Об этом могут сказать программы в направлении патриотизма, которые участвуют в разных субъектах Российской Федерации.
Без патриотизма нет государства, нет народа. Именно поэтому в последнее время возрождается воспитание духовного патриотизма. В связи с этим ужесточают законы в отношении насилия, жестокости, несвойственного россиянам образа жизни.
Библиографическая ссылка
Зарипов Н.А. ИДЕИ ПАТРИОТИЗМА В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18487 (дата обращения: 23.11.2024).