Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PATRIOTIC IDEAS IN EDUCATION OF GROWING GENERATION

Zaripov N.A. 1
1 Ufa state aviation technical university
The article examines questions about patriotic education in modern conditions. The phenomenon of patriotism is shown as one of the most significant timeless values of the society. The phenomenon is based on the highest level of the development of all personality qualities. It is underlined that patriotism is the most important psychological quality of a motherland’s defender and it is usually expressed in love for our homeland and feeling close to native history, culture, achievements, problems as well as constant and successive starvation for higher development and realization of personal potential. Patriotism defines one’s civic position, system of morals and a desire to protect our Motherland even when it requires self-sacrifice. The etymology of the concept «patriotism» is shown. Particular attention is paid to analysis of education of patriotism in Russia through the moral component.
patriotism
motherland
public consciousness
moral education
art

Идеи патриотизма в новейший период развития государства приобрели особую актуальность. Это связано с рядом событий, произошедших в последние годы. Изменилось отношение и к самому понятию «патриот». Теперь оно наполнено другим смыслом и каждый индивид вкладывает в него свое содержание.

Прежде чем говорить о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо раскрыть сущность данного понятия. Большинство источников под патриотизмом понимают принципы, чувства, которые выражают любовь к Родине, готовность ради нее пожертвовать своими интересами, собой, быть преданным ей. Н. Чернышевский говорил: «Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это народ» [4, с.142]. Другими словами, патриотизм – это такое отношение человека к Родине и Отечеству, когда личное благо приносится в жертву обществу.

Зарождение идей патриотизма происходило еще в античности. Тогда термин «родина» применялся к родному городу-государству. В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» и имперского. Римские правители в целях объединения народа империи, делали попытки сформировать общеимперские культы. А некоторые из них были основаны на обожествлении императора.

В более поздний период, в эпоху французской и американской буржуазных революций (ХVIII в.) понятие «патриотизм» претерпело смысловое изменение. Он было тождественно понятию «национализм». Другим синонимом патриотизма во Франции и Америке в этот же период было понятие «революционер» [5].

История человечества знала множество примеров, когда в сложные периоды (к примеру, войны) развития какой-либо страны находились люди-патриоты, которые вставали на защиту своей Родины и ценой собственной жизни отстаивали ее независимость. Благодарные потомки, в память о них, называли их именами площади, улицы, устанавливали памятники, стеллы, барильефы, которые имели не только художественный, но и воспитательный смысл.

В СССР в период с 1917 по 1930 годы понятие «патриотизм» имело негативный смысл. Это обуславливалось тем, что таких людей считали «буржуями». Такое понимание было во всем обществе. Но с середины 1930-х годов в идеологии советского государства произошел переворот и идея «национального патриотизма», «советского народа» стала одной из ведущих. Это течение стало усиливаться во время Великой Отечественной войны. Начиная с конца 1960-х и в начале 1980-х в ряде социальных наук получила развитие точка зрения, согласно которой патриотизм должен был исследоваться как явление общественного сознания. Примерно с середины 1980-х он уже стал объектом изучения обществоведов как феномен общественного сознания.

В наше время воспитанию патриотизма уделяется большое внимание. По данным опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения 2014 года, более 80% опрошенных граждан считают себя патриотами. Можно утверждать, что и в 2017 году уровень патриотизма граждан нашей страны нисколько не упал. В качестве доказательства достаточно вспомнить проведение в России зимних Олимпийских игр в Сочи, присоединение полуострова Крым, парады победы на Красной площади, в ходе которых была продемонстрирована мощь нашей державы. Также не стоит забывать про богатую историю страны, событиями которой мы все гордимся и восхищаемся. Все это способствовало поднятию патриотических настроений. 3 февраля 2016 года президент России В.В. Путин на встрече с предпринимателями, входящими в Клуб лидеров отметил: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» [3].

На наш взгляд, для воспитания патриотических чувств, недостаточно проводить лишь конкурсы и мероприятия в дошкольных и школьных учреждениях. Ведь чем старше становится ребенок, тем больше он осознает, что страна, в которой он живет, не такая идеальная. Если государство хочет воспитать поколение патриотов, необходимо уделять внимание и другим сферам жизни, смотря на которые, это поколение будет любить свою Родину.

Патриотическое воспитание в России имеет общественно-государственный характер и реализуется во всех сферах образования и культуры.

Воспитание патриотизма начинается c самого детства. Уже в дошкольных учреждениях и в школе проводятся различные конкурсы, дети участвуют в мероприятиях, посвященные праздникам, также существует детские военно-патриотические общественные организации. Все это помогает сформировать чувство патриотизма. Немаловажную роль в развитии патриотизма играют и родители с педагогами. Еще в 18 веке писатель и философ Шарль де Монтескье писал: «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у их отцов» [2, с. 36].

Формирование патриотизма у студентов осуществляется в рамках тематических конкурсов, а также через реализацию проведения профильных смен в рамках всероссийских образовательных форумов «Селигер», «Машук», «Бирюса» и других.

На протяжении нескольких лет в России существует несколько общественных организаций, которые реализуют общественные проекты, такие как: Бессмертный полк, Подвиг народа ВОВ, Российское военно-историческое общество, Моя страна – моя Россия и другие.

Когда говорят о патриотизме, нельзя не отметить нравственное воспитание. Нравственность – это склад души, который выражается в страстях и поступках, это духовные и этические нормы и правила, правила поведения. Основным источником нравственного воспитания подрастающего поколения является учебная деятельность. На протяжении всего периода обучения ребенка происходит формирование его духовной и нравственной стороны. Большое влияние имеют такие предметы, как история и литература. Но самих предметов недостаточно. Немаловажен и такой фактор, как педагог. Именно его отношение к работе, его уважение к истории, профессионализм, отношение к другим людям определяет и укрепляет в подростках понятие морали и нравственности.

Еще одним источником нравственного опыта подростка можно назвать искусство, то есть знакомство подрастающего поколения с музыкой, театром, живописью и т.д. Оно должно быть разнообразным и постоянным. Можно сказать, что искусство незаменимо в воспитании, так как оно может показать те моменты, с которыми подросток еще не сталкивался, но эти моменты могут повлиять на формирование нравственных качеств [1].

Также в России существует нормативно-правовые акты и регулирующие органы, которые поддерживают формирование патриотизма:

• распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 134–р «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года»;

• государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016–2020 гг.»;

• приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года N 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».

Безусловно, в настоящее время – воспитание патриотизма является важным моментом. Несмотря на все разногласия между странами, каждый человек должен любить свою страну. Патриотизм должен формировать духовные и нравственные ценности, которые граждане России должны соблюдать. Без этих составляющих, не будет единого гражданского общества.

Еще не так давно патриотизм сводился к военно-патриотической теме. Эта традиция сохраняется. Об этом могут сказать программы в направлении патриотизма, которые участвуют в разных субъектах Российской Федерации.

Без патриотизма нет государства, нет народа. Именно поэтому в последнее время возрождается воспитание духовного патриотизма. В связи с этим ужесточают законы в отношении насилия, жестокости, несвойственного россиянам образа жизни.