На протяжении всей жизни человек сталкивается с агрессией в разных ее проявлениях, будь то агрессия, которую проявляем лично, или она идет со стороны нашей семьи, сверстников, коллег по работе, прохожих на улице, или даже в привычных для нас программах по телевизору, новостях, газетах, в Интернете. За последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных действий, особой жестокости. Но задумывались ли Вы откуда берет корни эта проблема? Такие социально опасные понятия как агрессия и агрессивность возникают как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, и должны вызывать серьезное беспокойство. Но почему понятия насилия и жестокости становится «нормой» уже с детства? Проблема агрессии стала одной из самых популярных тем в мировой психологии. Возникает самый важный вопрос: как можно исправить эту проблему, и возможно ли это вообще?
Ни для кого не секрет, что все основные поведенческие тенденции закладываются в детстве, значит, чтобы разобраться в этой проблеме необходимо обратиться к теории.
Для начала определим, что такое агрессия. Во-первых, под агрессией понимается стремление к самоутверждению, возможность противостоять внешним силам, а во-вторых, акты враждебности, атаки, разрушения, те или иные действия, которые вредят другому лицу (объекту). Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). А. Басе ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Таким образом, враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерениями причинить зло. Под инструментальной агрессий, в свою очередь, понимается поведение, не связанное с желаниями причинить вред, агрессия становится «инструментом» личного развития или обогащения [1].
Как мы уже отметили ранее, характер агрессивного поведения во многом зависит от возрастных особенностей, так как каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и определенные требования к личности. Адаптация к этим требованиям, как правило, сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Простыми словами, кризисные и переходные периоды связаны с неудовлетворенностью своим положением, капризностью, неуравновешенностью и протестным поведением. У человека на таком этапе появляются новые потребности, которые еще не могут удовлетвориться существующими умениями и отношениями, что сопровождается ростом агрессивности. Таким образом, если взрослые люди переживают кризис каждые 7–10 лет, то у ребенка такие явления можно наблюдать значительно чаще.
Поведение ребенка существенно зависит от эмоционального климата в семье, в большей степени от отношений с матерью, которые в раннем детстве влияют на формирование у младенца агрессивности и просоциальности.
В свое время канадский психолог Мэри Эйнсворт провела эксперимент, из которого получила данные, что 68% годовалых детей, надежно привязанных к матери, позже проявляют больше дружелюбия и готовности к выстраиванию эффективных социальных отношений, сотрудничеству. 32% младенцев, настроенных враждебно к матери или избегающе, в последующие годы чаще проявляли неуверенность, хуже учились, конфликтовали со взрослыми и сверстниками. То есть, те матери, которые сильно привязаны к детям, отличаются отзывчивостью и чуткостью, всегда реагируют на крик ребенка и удовлетворяют его потребности. А жестокое обращение и халатное отношение к выполнению своих материнских обязанностей приводит к сильным страданиям младенца, что формирует у него склонность к вспышкам гнева, а впоследствии и трудности в социальной адаптации. Неоднократно подтверждалось, что многие лица, демонстрирующие криминальное поведение, в детстве пережили травму материнской депривации и в раннем детстве не были надежно привязаны к матери [2].
В семье ребенок проходит первичную социализацию, и, как правило, агрессивные дети вырастают в семьях, где мало интересуются развитием ребенка, предпочитают наказание заботе и терпению в воспитании. Выявлено, что жестокие наказания вызывают высокий уровень агрессивности у детей, а недостаточный присмотр и вседозволенность связанны с асоциальной направленностью. Имеется в виду, что слишком большая свобода ребенка, неспособность родителей совладать с его энергичным и требовательным поведением, и неумение научить его правилам поведения формируют стиль силового доминирования и неподчинения. Таким образом, наказание является эффективным, если оно последовательно поступку, адекватно, сопровождается доброжелательным объяснением правил поведения. В качестве наказаний могут быть использованы, например, лишение поощрений или временная изоляция от сверстников, но никак не демонстрация враждебного отношения к ребенку. В целом, детская агрессивность есть ни что иное, как обратная сторона беззащитности. Другими словами, если ребенок чувствует себя незащищенным (когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи, стремясь справиться с которыми ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению.
Прибегая к научной литературе, можно понять, что существует множество различных технологий и методик коррекционной работы, среди которых особо следует выделить игротерапию. Под игротерапией понимается метод психотерапевтического воздействия на поведение ребенка, основой которого является игра. Суть такой игры заключается в создании различных ситуаций, в которых моделируется та или иная сюжетная линия и определяется стратегия ролевого поведения [3].
Игра в любом своем проявлении, при правильном ее проведении, позволяет снять напряжение ребенка, тревожность, дает возможность проявить себя в процессе взаимодействия и общения с другими детьми. Также, устанавливается благоприятный контакт между ребенком и взрослым, вследствие чего снимаются определенные психологические барьеры – в этом и заключается коррекционный эффект игры. Выделяют два вида игротерапии: директивная и недирективная. То есть, в первом случае предполагается, что педагог будет выполнять функции трансляции позитивного поведения, а недирективной организуется свободная игровая деятельность детей, позволяющая самовыражаться и реализовывать стратегии взаимодействия со сверстниками. Задача педагога в этом случае – помочь ребенку понять свои возможности, достоинства и недостатки, принять себя. Также, игротерапия делиться на групповую и индивидуальную. И если групповая направлена на активное взаимодействие ребенка с группой сверстников для формирования навыков общения, то индивидуальная игротерапия, в свою очередь, проводится в случае необходимости коррекции определенных личностных качеств ребенка, связанных с недостаточной сформированностью навыков коммуникации.
Рассматривая подробнее коррекцию агрессивного поведения, групповая терапия является более эффективной, так как она позволяет ребенку осознать свое внутреннее «Я», помогает выстроить правильное отношение к себе, узнать свои возможности, помогает выработать правильное отношение к конструктивной критике и к оценке других, а также снижает уровень тревожности и стресса у ребенка [4].
Как и любая коррекционная деятельность игра имеет свои определенные функции: диагностическая, терапевтическая и обучающая. Игротерапия будет являться эффективной, если ребенок получает практические знания в межличностных отношениях во время игры, как со взрослыми, так и с другими детьми. Таким образом, взамен агрессии и принуждения формируются отношения свободы и сотрудничества, что приводит к позитивному педагогическому эффекту.
Чтобы подтвердить данную теорию, был проведен педагогический эксперимент, в котором приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста:
1) испытуемые были поделены на экспериментальную группу и контрольную;
2) данные группы были протестированы различными методиками для выявления начального уровня агрессии;
3) далее была проведена игротерапия, состоящая из четырех занятий с детьми;
4) группы были протестированы повторно для выявления эффекта игротерапии и изменения или сохранения уровня агрессивности;
5) завершающим этапом была обработка и сравнение результатов и, соответственно, подведение итогов.
Программа игротерапии была разработана на основе возрастных особенностей выбранной группы детей и поделена на четыре встречи.
На первой встрече была поставлена задача познакомиться с детьми, определить их социальные роли в группе, их поведенческие особенности. С детьми проводились групповые беседы, выработка правил поведения в коллективе, и упражнения, нацеленные на снятие напряжения между детьми.
На второй проводились общие игры, направленные на снятие вербальной агрессии, выработку умения выплескивать гнев и негативные эмоции в приемлемой форме, а также упражнения саморегуляции, направленные на формирование правильной самооценки и умение контролировать себя.
На третьей встрече была проведена деловая ролевая игра, целью которой было установление дружеских, доброжелательных отношений в коллективе, сплочение, подчинения правилам, научение детей разнообразным способам разрешения конфликтных ситуаций, а также на снятие физической агрессии детей.
На заключительной четвертой встрече была проведена рефлексия, целью которой было выявить отношение детей к проведенным занятиям, чтобы в дальнейшем скорректировать программу, в случае, если она была бы неэффективной и вызвала негативное отношение у детей. Но, хочу отметить, что отзывы детей были крайне положительные и данный вид деятельности вызвал у них необычайный интерес и желание работать, меняться в лучшую сторону.
После того, как я провела данную программу коррекции, было повторно проведено тестирование детей, которое показало следующие результаты:
Уровень агрессии детей, находящихся в контрольной группе, остался на том же уровне, на котором он был при первоначальном тестировании.
Уровень агрессии детей из экспериментальной группы снизился почти вдвое, что говорит об эффективности разработанной программы коррекции.
Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, игротерапия всесторонне положительно влияет на личность ребенка. Необходимость подчиняться установленным правилам и соответствующим способом реагировать на сигнал, постоянно меняющиеся ситуации организуют и дисциплинируют детей, приучают их контролировать свое поведение, помогают справляться с негативными эмоциями, учат выплескивать эти эмоции и гнев приемлемыми способами, а также развивают двигательную инициативу и самостоятельность ребенка.
Библиографическая ссылка
Шурухина А.А. ИГРОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18476 (дата обращения: 21.11.2024).