Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ГРУПП ДЕТЕЙ «НОРМА» И «ДЕВИАЦИЯ»

Некрасова М.В. 1
1 Московский университет Министерства внутренних дел РФ им. В.Я. Кикотя
В статье описаны некоторые причины возникновения девиантного поведения подростков, выявленные в ходе педагогической практики, на основе чего проведен сравнительный анализ личностных и поведенческих особенностей подростков группы «норма» и группы с девиантным поведением. Предложены варианты занятий, которые помогут в профилактической работе с указанными категориями подростков. Отмечена значимость умений сотрудника ПДН понимать причины тех или иных видов девиантного поведения, выявляемых в различных социальных институтах (семья, школа, профессиональные образовательные организации, группы сверстников, субкультуры). Выяснили, что отсутствие специальной практико-ориентированной подготовки не позволяет сотруднику полиции эффективно реализовать потенциал воспитательно-профилактического воздействия на несовершеннолетнего, его семью и в целом социальную среду, препятствует своевременному и правильному выявлению природы отклоняющегося поведения, неблагоприятных факторов, способствующих девиации, а также выработке профилактических мер.
поведение
девиантное поведение
педагогическая практика
сотрудник полиции
1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: / Дорфман И.А. // Девиантное поведение подростков как социальная проблема современного российского общества. – Уфа: ВЭГУ, 2015.
2. Маркова С.В., Никитская Е.А. Исследование проблематики копинг-стратегий подростков с девиантным поведение в процессе социализации // Социальная педагогика в современных социальных практиках: Сборник научных статей V Международного симпозиума. Научные редакторы А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина, 2015. – С. 166–172.
3. Маркова С.В., Никитская Е.А. Содержательные аспекты организации производственной практики студентов на базе образовательного учреждения для подростков с девиантным поведением // Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Л.Ф. Уварова, Е.В. Федосенко, 2015. – С. 359–365.
4. Менделевия В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделеева. – СПб.: Речь, 2013.
5. Унарова Л.Д. Социально-педагогическая деятельность сотрудников органов внутренних дел по профилактике девиантности несовершеннолетних: Дис., Якутск, 2010. – С. 1–2.

Известным фактом является увеличение числа детско-подростковых преступлений, влекущих за собой тяжкие последствия. Рост межличностных и межгрупповых конфликтов, популярность отдельных асоциальных и антисоциальных группировок еще сильнее усугубляют ситуацию. [2]

В современной педагогике и психологии принято понимание девиантного поведения как проявление определенных действий, противоречащих социальным нормам и культурным ценностям.[1] Девиантное поведение в подростковом возрасте – это особый предмет теоретического изучения и практической сферы деятельности педагогов, психологов, социологов, юристов, медиков, поскольку подростковый возраст – это период не только глобальных пересмотров и перестроек, ранее сложившихся личностных особенностей, но и проявления сознательности в выборе и стратегии поведения, реализации нравственных представлений и социальных установок [3].

В нашем часто изменяющимся и быстро развивающимся мире, дети, часто не могут найти свое место в обществе и понять свое предназначение. Много факторов влияет на то, как ребенок социализируется. По мнению исследователей, ключевое место в вопросе социализации подрастающего поколения занимает семья. Именно атмосфера в семье формирует и закладывает фундамент морали, нравственности, культуру поведения ребенка. Объясняет ребенку, что такое «хорошо», и, что такое «плохо». Следующая по степени значимости группа, это ближайшее окружение ребенка: его друзья, соседи, одноклассники. Зачастую именно ближайшее окружение оказывает наибольшее влияние на подростков при совершении ими правонарушений. От компании, в которой общается подросток, часто зависит, чем он увлекается, как проводит свободное время.

Безусловно, причиной девиантного поведения является не одна причина, а целый комплекс причин, среди которых: биологические, психологические, социальные, семейные, социально-экономические и морально-этические [4].

Изменения социально-экономических, политических и социально-культурных условий, имеющие место в России сегодня, обусловливают необходимость интенсификации исследований в области теории и практики предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также предъявляют серьезные требования к профессиональной готовности сотрудников ПДН, к их компетенциям в области профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних. Особую значимость приобретают умения сотрудника ПДН понимать причины тех или иных видов девиантного поведения, выявляемых в различных социальных институтах (семья, школа, профессиональные образовательные организации, группы сверстников, субкультуры). Очевидно, что отсутствие специальной практико-ориентированной подготовки не позволяет сотруднику полиции эффективно реализовать потенциал воспитательно-профилактического воздействия на несовершеннолетнего, его семью и в целом социальную среду, препятствует своевременному и правильному выявлению природы отклоняющегося поведения, неблагоприятных факторов, способствующих девиации, а также выработке профилактических мер. Сложившаяся ситуация свидетельствует, что меры профилактики определяются сотрудниками, зачастую, интуитивно, без психолого-педагогического и социально-педагогического анализа ситуации, что не может привести к устойчивым положительным результатам.[5] В связи с этим, кафедрой педагогики УНК ПСД подготовлен проект образовательной программы по специальности педагогика и психология девиантного поведения (спец.– Социальная педагогика), подразумевающий использование дискретной (рассредоточенной) формы проведения учебной и производственной практик со II по IV курсы. Проведение практики предусмотрено в ряде образовательных и социальных организациях, с которыми заключены договоры о сетевом взаимодействии, и органично сочетается с теоретическими знаниями, получаемыми обучающимися на занятиях в Университете.

Реализация данного проекта служит связующим звеном между теоретическим обучением курсанта и его самостоятельной работой, а также способствует развитию устойчивой мотивации к получению будущей профессии, приобретению опыта реальной деятельности, актуализирует и закрепляет знания, полученные на семинарах, практикумах и других видах учебной деятельности курсантов.

По итогам практики курсантами выделено ряд особенностей, которые следует учитывать при организации профилактической и просветительской работы:

Для детей группы «норма» характерно:

• открытость и легкость в общении;

• коммуникабельность;

• легкость в адаптации;

• оптимизм;

• Для детей группы «девиации» характерно:

• замкнутость;

• расплывчатые и малореальные жизненные перспективы;

• склонность к вранью и лжи;

• не всегда корректное поведение в общении с взрослыми «нарушение границ»;

• принцип «все виноваты, кроме меня».

Основываясь на полученном опыте, который курсанты приобрели в ходе практики, можно сделать следующий вывод: чтобы заинтересовать детей группы «девиация» необходимо проводить интерактивные, многоступенчатые занятия в форме квестов, деловых игры, театрализованных занятий. Обычные формы занятий, например, традиционные уроки для группы с девиантным поведением оказались не актуальны, так как психофизиологические особенности подростков не позволяют им длительное время удерживать внимание. Активные формы занятий в виде квестов, тренингов, игр помогают в безопасной обстановке снять напряжение, выплеснуть накопившиеся эмоции и энергию, не прибегая при этом к деструктивным формам.

Детей группа «норма» заинтересовали занятия, которые были направлены на патриотическое и эстетическое воспитание. В данных занятиях дети могли продемонстрировать свои достижения, свою индивидуальность и уровень знаний и умений.

Исходя из опыта взаимодействия с данными категориями подростков можно сделать вывод о том, что независимо с какой группой детей мы работаем, необходимо уважать их индивидуальность, учитывать жизненный опыт, строить занятия с учетом интересов и мнения, уметь вести конструктивный диалог.


Библиографическая ссылка

Некрасова М.В. ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ГРУПП ДЕТЕЙ «НОРМА» И «ДЕВИАЦИЯ» // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18473 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674