Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Смирнов В.А. 1
1 Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
В статье представлен авторский программный комплекс для организации тестирования в игровой форме по школьному предмету «Информатика и ИКТ». Представленные здесь программы написаны на языке программирования Java и могут использоваться для организации образовательного процесса без каких-либо ограничений любым желающим. Комплекс включает в себя тренажер, редактор и конвертер тестов. Основной программой в нем является тренажер, который необходим для проведения тестирования на случайном наборе из имеющихся вопросов. Возможности комплекса позволяют изменять структуру теста, добавлять новые вопросы, а также изменять и удалять имеющиеся. Каждый вопрос хранится в виде отдельного файла. Конвертер тестов можно использовать для преобразования набора полученных тестов в презентацию PowerPoint 2007 с поддержкой макросов.
Java
тестирование
школа
информационные технологии
1. Dan Adler. The JACOB Project: A JAva-COM Bridge (JACOB) – Режим доступа: http://danadler.com/jacob/ – Дата обращения: 21.12.2017.
2. Загрузка Java SE Runtime Environment 8 – Режим доступа: http://www.oracle.com/technetwork/java/javase/downloads/2133155 – Дата обращения: 22.12.2017.
3. Комаровский А.Н. Тестирование в PowerPoint / Государственное областное образовательное учреждение «Россошанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Воронежская обл. – Режим доступа: http://www.rosinka.vrn.ru/pp/index.htm – Дата обращения: 21.12.2017.
4. Смык А.Ф., Гусева Е.А. Компьютерное тестирование как средство повышения качества образования по физике // Вестник Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). – М.: МАДИ, 2015 – №1 (40) – С. 3–8.

Согласно мнениям исследователей, применяемое в вузе «компьютерное тестирование несет информацию не только преподавателю, который по результатам определяет уровень каждого студента и группы в целом, но и позволяет самим студентам объективно оценить свой уровень фундаментальных знаний по предмету и, стараясь повысить его, быть активно вовлеченными в процесс обучения» [4, с. 8]. Похожего эффекта можно достигнуть, проводя тестирование среди школьников.

Большинство современных педагогов используют тестовые методы контроля для проверки сформированных знаний, умений и навыков учащихся по предметам. В этом случае тесты, как правило, имеют стандартный характер и не предполагают наличия элементов соревновательности и занимательности. Однако у большинства педагогов возникает необходимость подготовки дней науки, праздничных мероприятий и внеурочных занятий по предметам. Применение стандартного тестирования в этом случае уменьшает степень праздничности мероприятия, превращая его в обыденное учебное занятие, а тестирование в игровой форме, проводимое среди команд школьников, оказывает положительный эффект в процессе социализации детей и в воспитании командного духа, а также является стимулом для дальнейшего изучения предметов.

С целью помощи учителю информатики в проведении дня науки «Информатика и ИКТ» на языке программирования Java была написана программа-шаблон для проведения тестирования (см. рис. 1). Скачать и бесплатно использовать нашу авторскую программу мы предлагаем по ссылке: https://yadi.sk/d/bMuy-XVL3QuTJy. В базе программы созданы 50 вопросов по различным разделам информатики. По умолчанию (без изменения настроек) программа выводит для тестирования 20 случайным образом выбранных вопросов. Таким образом, программа полностью готова к эксплуатации после установки Java Runtime Environment [2], которая является свободно распространяемым продуктом и не требует специальных настроек для установки.

smir1.tiff

Рис. 1. Главное меню программы для проведения тестирования

Программа выполняет функции тренажера. Важной её особенностью является отсутствие возможности получить ноль. Все вопросы в программе являются вопросами с выбором одного верного из четырёх ответов (пример вопроса на рис. 2). Если выбран верный ответ, то осуществляется переход к следующему вопросу. При неверном ответе издается звук (при наличии звукового устройства), а кнопка с этим вариантом ответа блокируется от последующих нажатий. Таким образом, игрок будет выбирать ответ на вопрос до тех пор, пока им не будет найден верный.

smir2.tiff

Рис. 2. Прохождение теста

В соответствии с тем, с какого раза был дан правильный ответ, начисляется определённое количество баллов (см. таблицу).

Соответствие количества баллов и попыток

Количество попыток

Количество баллов

1

4

2

3

3

2

4

1

Названия разделов и количество тестовых вопросов, взятых случайным образом у каждого из них, пользователь может самостоятельно изменить, отредактировав файл конфигурации «conf.ini» (см. рис. 3). Файлы с вопросами, изначально находятся в папках «format» (вопросы по популярным форматам), «inform» (общая теория информации), «pascal» (вопросы по языку программирования Pascal), «web» (вопросы по работе с сетью).

Параметры конфигурации: «COUNT_SECTION» – количество разделов, SECTIONn_NAME и SECTIONn _COUNT_TEST – название папки раздела под номером n и количество тестов, которые будут взяты оттуда соответственно.

Преимуществом данного комплекса является то, что пользователь может самостоятельно удалять стандартными средствами, изменять и добавлять вопросы, находящиеся в папках с файлами, с использованием специализированной авторской программы «qcreator» (см. рис. 4).

smir3.tiff

Рис. 3. Скриншот файла «conf.ini», открытого в программе «Блокнот»

smir4.tiff

Рис. 4. Программа для создания и редактирования файлов с тестами

Как видно из интерфейса программы, вопрос может представлять собой несколько строк текста, либо какое-то изображение. Образец заполнения полей программы отражен на рис. 5.

smir5.tiff

Рис. 5. Программа с открытым тестом из набора

Пользователь может установить программу Java Runtime Environment только на своем компьютере, а затем преобразовать папку с тестами, сформированными в программе редактирования, в презентацию PowerPoint (см. рис. 6) с помощью ещё одной программы данного пакета – конвертер тестов «QPowerPoint». Такой тест в формате презентации с поддержкой макросов (*.pptm) будет работать на любом компьютере, где установлен Microsoft PowerPoint 2007 и выше.

smir6.tiff

Рис. 6. Тест в Microsoft PowerPoint, сгенерированный программой

Приложение «QPowerPoint» написано с применением библиотеки JACOB [1].

В данный момент широко используются тесты, созданные на основе Шаблона для подготовки тестов в МS PowerPoint, разработанного Комаровским А. Н. [3]. В сравнении с данным функционально аналогичным программным продуктом наш шаблон позволяет сохранять каждый из созданных тестовых вопросов в виде отдельного файла, который может быть использован для дальнейшей работы не только на компьютерах с PowerPoint.

В качестве перспектив развития нашей программы можно отметить наращивание функционала: преобразование папки с тестами в презентацию в свободном формате OpenDocument для использования на компьютерах с LibreOffice и другими бесплатными аналогами; организация гибкой настройки системы тестирования и внешнего вида самого приложения; преобразование тестов в форматы других продуктов для организации тестирования.


Библиографическая ссылка

Смирнов В.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18466 (дата обращения: 22.07.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674