Согласно мнениям исследователей, применяемое в вузе «компьютерное тестирование несет информацию не только преподавателю, который по результатам определяет уровень каждого студента и группы в целом, но и позволяет самим студентам объективно оценить свой уровень фундаментальных знаний по предмету и, стараясь повысить его, быть активно вовлеченными в процесс обучения» [4, с. 8]. Похожего эффекта можно достигнуть, проводя тестирование среди школьников.
Большинство современных педагогов используют тестовые методы контроля для проверки сформированных знаний, умений и навыков учащихся по предметам. В этом случае тесты, как правило, имеют стандартный характер и не предполагают наличия элементов соревновательности и занимательности. Однако у большинства педагогов возникает необходимость подготовки дней науки, праздничных мероприятий и внеурочных занятий по предметам. Применение стандартного тестирования в этом случае уменьшает степень праздничности мероприятия, превращая его в обыденное учебное занятие, а тестирование в игровой форме, проводимое среди команд школьников, оказывает положительный эффект в процессе социализации детей и в воспитании командного духа, а также является стимулом для дальнейшего изучения предметов.
С целью помощи учителю информатики в проведении дня науки «Информатика и ИКТ» на языке программирования Java была написана программа-шаблон для проведения тестирования (см. рис. 1). Скачать и бесплатно использовать нашу авторскую программу мы предлагаем по ссылке: https://yadi.sk/d/bMuy-XVL3QuTJy. В базе программы созданы 50 вопросов по различным разделам информатики. По умолчанию (без изменения настроек) программа выводит для тестирования 20 случайным образом выбранных вопросов. Таким образом, программа полностью готова к эксплуатации после установки Java Runtime Environment [2], которая является свободно распространяемым продуктом и не требует специальных настроек для установки.
Рис. 1. Главное меню программы для проведения тестирования
Программа выполняет функции тренажера. Важной её особенностью является отсутствие возможности получить ноль. Все вопросы в программе являются вопросами с выбором одного верного из четырёх ответов (пример вопроса на рис. 2). Если выбран верный ответ, то осуществляется переход к следующему вопросу. При неверном ответе издается звук (при наличии звукового устройства), а кнопка с этим вариантом ответа блокируется от последующих нажатий. Таким образом, игрок будет выбирать ответ на вопрос до тех пор, пока им не будет найден верный.
Рис. 2. Прохождение теста
В соответствии с тем, с какого раза был дан правильный ответ, начисляется определённое количество баллов (см. таблицу).
Соответствие количества баллов и попыток
Количество попыток |
Количество баллов |
1 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
4 |
1 |
Названия разделов и количество тестовых вопросов, взятых случайным образом у каждого из них, пользователь может самостоятельно изменить, отредактировав файл конфигурации «conf.ini» (см. рис. 3). Файлы с вопросами, изначально находятся в папках «format» (вопросы по популярным форматам), «inform» (общая теория информации), «pascal» (вопросы по языку программирования Pascal), «web» (вопросы по работе с сетью).
Параметры конфигурации: «COUNT_SECTION» – количество разделов, SECTIONn_NAME и SECTIONn _COUNT_TEST – название папки раздела под номером n и количество тестов, которые будут взяты оттуда соответственно.
Преимуществом данного комплекса является то, что пользователь может самостоятельно удалять стандартными средствами, изменять и добавлять вопросы, находящиеся в папках с файлами, с использованием специализированной авторской программы «qcreator» (см. рис. 4).
Рис. 3. Скриншот файла «conf.ini», открытого в программе «Блокнот»
Рис. 4. Программа для создания и редактирования файлов с тестами
Как видно из интерфейса программы, вопрос может представлять собой несколько строк текста, либо какое-то изображение. Образец заполнения полей программы отражен на рис. 5.
Рис. 5. Программа с открытым тестом из набора
Пользователь может установить программу Java Runtime Environment только на своем компьютере, а затем преобразовать папку с тестами, сформированными в программе редактирования, в презентацию PowerPoint (см. рис. 6) с помощью ещё одной программы данного пакета – конвертер тестов «QPowerPoint». Такой тест в формате презентации с поддержкой макросов (*.pptm) будет работать на любом компьютере, где установлен Microsoft PowerPoint 2007 и выше.
Рис. 6. Тест в Microsoft PowerPoint, сгенерированный программой
Приложение «QPowerPoint» написано с применением библиотеки JACOB [1].
В данный момент широко используются тесты, созданные на основе Шаблона для подготовки тестов в МS PowerPoint, разработанного Комаровским А. Н. [3]. В сравнении с данным функционально аналогичным программным продуктом наш шаблон позволяет сохранять каждый из созданных тестовых вопросов в виде отдельного файла, который может быть использован для дальнейшей работы не только на компьютерах с PowerPoint.
В качестве перспектив развития нашей программы можно отметить наращивание функционала: преобразование папки с тестами в презентацию в свободном формате OpenDocument для использования на компьютерах с LibreOffice и другими бесплатными аналогами; организация гибкой настройки системы тестирования и внешнего вида самого приложения; преобразование тестов в форматы других продуктов для организации тестирования.
Библиографическая ссылка
Смирнов В.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18466 (дата обращения: 23.11.2024).