Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду и всегда. Общение многолико; оно имеет много форм, видов. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.
Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия, говорящего на слушателей, имеет, как, известно, давнюю историю, насчитывающую более двадцати столетий. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно им определены основные коммуникативные задачи говорящего: «что сказать, где сказать и как сказать». Рассматривая каждую из этих задач, Цицерон выделил такое качество речевого высказывания, как уместность - ведь не всякое положение, не всякий авторитет, не всякий возраст и не всякое место, время и публика допускают держаться одного для всех случаев рода мыслей и выражений. В наше время это одно из основных правил общения - правило зависимости формы и содержания высказывания от особенностей конкретной аудитории.
Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с обучающимися на учебном занятии или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и обучающимися внутри студенческого коллектива [3].
Педагогическое общение, это еще и многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и студентами, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Профессионально-педагогическое общение - это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых [7].
В. А. Кан-Калик был одним из основателей исследований проблем профессионально-педагогического общения, рассматривая его как важнейшую составляющую профессиональной творческой деятельности педагога. Он трактовал профессиональное – педагогическое общение, как систему приемов и навыков органичного социально - психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательных воздействий, организация взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств. Педагог выступает активатором этого процесса. Организует его и управляет им [1].
Структура профессионального – педагогического общения, включает ряд стадий:
1) ориентирование в условиях общения осознание педагогом стиля собственного педагогического общения с аудиторией, восстановление в коммуникативной памяти предыдущих особенностей общения в данном коллективе, уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях, создание предкоммуникативной атмосферы;
2) привлечение к себе внимания объекта педагогического общения, здесь особо значимы речевые характеристики коммуникативной деятельности;
3) своеобразный поисковый этап: происходит, быстрая корректировка и окончательное уточнение приемов педагогического общения;
4) вербальное педагогическое общение, изложение педагогом учебного материала. Подчеркиваются вербальные способности преподавателя: выразительная яркая речь, которую характеризует точность и умение вызывать яркие образы у слушающих;
5) обратная связь - содержательная и эмоциональная. У начинающего педагога могут возникнуть психологические барьеры: боязнь аудитории, отсутствие контакта; сужение функций общения.
Процесс профессионально-педагогического общения в вузе подчиняется ряду закономерностей, которые обычно называют «эффектами» [2].
Эффект имиджа. В восьми из десяти случаев основное впечатление на аудиторию первоначально оказывает внешний вид педагога. Именно первое зрительное впечатление способствует самоорганизации к слушанию или выражению скепсиса по поводу того, что еще не сказал педагог. Это относится не только к первому появлению нового преподавателя в новой аудитории, а и к ежедневному приходу педагога на свои занятия - хотя, конечно, в меньшей - приемы, позволяющие продуктивно начать учебное занятие: интересный факт; неожиданные цифры; эмоциональная цитата; эпиграф - стихотворный или прозаический; короткий видеофрагмент; загадка.
Эффект релаксации. Чем напряженнее протекает профессионально-педагогическое общение, тем больше приходится его участникам прилагать усилий по самоорганизации своего внимания. Преподаватель, который является в процессе педагогического общения «дирижером», должен предусмотреть периодические возможности для разрядки, эмоционального расслабления и умственного переключения (шутка, временный перевод разговора на нейтральную тему, перерыв во времени). В противном случае студент будет «отключаться» сам, используя принцип «экономии внимания».
Эффект рассеяния. Многие студенты изложенную педагогом информацию воспринимают не совсем четко, противоречиво, а некоторые остаются при своем мнении. Если за 100 % обозначить замысел какого-либо выступления педагога, то 90 % замысла обрели словесное обозначение, 80% информации словесно обозначенной были озвучены, 70 % озвученной информации было услышано аудиторией, 60 % информации услышанной было понято, 45 % информации было принято к размышлению, 25 % информации через некоторое время осталось в памяти. [5]
Основная функция вуза - формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского профессионально-педагогического общения в звене «преподаватель – студент» качественно отличается от школьного самого факта их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.
В системе вузовского профессионально-педагогического общения сочетаются два фактора [4]:
- взаимоотношения ведомый - ведущий;
- взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.
Основные требования к отношениям «преподаватель – студент», «студент – студент» можно сформулировать следующим образом:
- взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;
- формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогом;
- ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;
- использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.
Использование следующих требований может привести к качественному воспитанию будущих специалистов.
Такой стиль формируется под влиянием двух активных факторов:
- увлеченности наукой, предметом;
- стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.
Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемом в повседневном профессионально-педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей. Важной задачей начинающего вузовского педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения со студентами. Его выработке способствуют такие приемы:
- Включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности;
- Создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т.д.;
- Совместная научно-исследовательская работа
- Совместные не регламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;
- Участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, «круглые столы»).
Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному профессионально-педагогическому общению. Особые требования предъявляются к этико-психологической основе взаимодействия ученого-педагога и студентов. В этом плане важную роль играют индивидуально-типологические характеристики или стиль общения.
В стиле находят выражение:
- особенности коммуникативных возможностей педагога;
- достигнутый уровень взаимоотношений;
- творческая индивидуальность педагога;
- особенности студенческого коллектива.
Нельзя не отметить специфические особенности профессионально-педагогического общения в образовательно-воспитательной среде вуза. Этот процесс включает в себя следующие этапы:
- Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:
- педагогическим целям и задачам;
- общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;
- творческой индивидуальности самого педагога;
- индивидуальным особенностям студентов;
- предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
Данный этап является важным в процессе обучения, т.к. здесь педагог планирует пошагово свою деятельность на занятии.
- Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой. Важнейшими элементами этого этапа являются:
- конкретизация спланированной модели общения;
- уточнение условий и структуры предстоящего общения;
- осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Непосредственное взаимодействие с обучающимися во многом определяется умением педагога организовать общение с группой в начальный период. Условно его называют «коммуникативной атакой», когда завоевывается инициатива в общении. Управление познавательной деятельностью обучающихся на занятиях и управлением воспитанием осуществляется через управление общением [6].
- Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Кроме дидактических и методических требований к лекции, существует ряд социально-психологических требований к ней:
- становление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия студентами;
- разработка психологически обоснованной партитуры лекции;
- создание обстановки коллективного поиска и совместных раздумий;
- управление познавательной деятельностью студентов;
- единство делового и личностного аспектов;
- целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и студентов.
На этапе управления общением важно точно ориентировать общение на аудиторию или на конкретного обучающегося, отражать в сообщаемом материале личное отношение к тому, о чем идет речь, выбирать формы передачи и информации, речевые средства и создавать ситуации общения, диктуемые педагогическими задачами, предвидеть реакцию аудитории и отдельных студентов, конкретизировать учебно-воспитательную информацию по ходу общения, приспосабливая ее к меняющимся ситуациям педагогического процесса, учитывать индивидуальные особенности личности обучающегося.
- Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
На этапе анализа осуществленного общения педагог должен выявить слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с группой, представить ощущения обучающихся от прошедшей встречи и спланировать предстоящее общение с ними, внеся необходимые коррективы [4].
Важна роль общения в профессионально-педагогической деятельности, она требует от педагога профессионального управления своей коммуникативной деятельностью, что предполагает наличие у него ряда коммуникативных умений. Условно умения профессионально-педагогического общения можно разделить на три группы:
- умения межличностной коммуникации – передавать рациональную и эмоциональную информацию; пользоваться вербальными и невербальными средствами передави информации; организовывать и поддерживать диалог; активное слушание.
- умения межличностного взаимодействия – организовывать совместную деятельность студентов; управлять групповой динамикой; занимать адекватную ролевую позицию; оказывать психологическую поддержку обучающимся; занимать позицию конструктивной конфронтации; конструктивно разрешать педагогические конфликты.
- умения восприятия и понимания других людей – ориентироваться в коммуникативной ситуации; понимать эмоциональное состояние партнеров по общению; распознавать скрытые мотивы и психологические защиты; социальная рефлексия.
Зарубежные исследования, посвященные анализу структуры профессионально-педагогического взаимодействия преподавателя с учащимися, показывают, что приблизительно 2/3 общего вербального взаимодействия на занятии приходится на речь преподавателя [6]. Таким образом, преподаватель говорит на занятии в два раза больше, чем его обучающиеся.
Эта тенденция подтверждается также и данными отечественных исследований. Отношение продолжительности речи преподавателя к продолжительности речи обучающихся варьирует от 2,3 до 6,3, а среднее значение этого отношения больше 4. Можно предполагать, что подобная диспропорция объясняется сложившимися в большинстве культур взглядами на деятельность преподавателя. По сложившейся традиции, вербальная активность общения преподавателя должна занимать большую часть времени занятия. В противном случае поведение преподавателя рассматривается как уклонение от своих обязанностей.
Конечно, такие воззрения вряд ли справедливы с педагогической точки зрения: известно, что эффективность обучения связана именно с уровнем собственной активности обучающихся на занятии и, в более широком смысле, эффективности развития личности обучающегося. Поэтому в случае, когда ориентация на информационно-перцептивное обучение является доминирующей, когда ставка делается лишь на активность педагога, необходимо изменение самой концепции преподавания.
Профессионально-педагогическое общение, на наш взгляд, выходит за пределы пространства взаимодействия в системе «педагог - обучающийся», такое общение обязательно включает в себя взаимодействия с различными лицами, имеющими отношение к профессиональной деятельности педагога. Так, во взаимодействии с коллегами происходит профессиональное самоутверждение педагога, его интенсивный профессионально-личностный рост.
Библиографическая ссылка
Лапшова А.В., Тюмина Н.С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ВУЗЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18339 (дата обращения: 27.12.2024).