С момента введения многоуровневого образования как никогда раньше актуализировалась проблема организации, сопровождения и поддержки самостоятельной работы студентов, и поэтому особую значимость в практике использования в современном высшем образовании приобретают такие формы и методы работы преподавателя, которые поощряют и реализуют самостоятельность и творчество студентов. Поэтому, разумно говорить об информационном и учебно-методическом обеспечении самостоятельной работы студентов, являющееся более широким понятием, которое представляет собой дидактический комплекс форм, методов и средств обучения, учебно-методических рекомендаций по планированию, организации и контролю контактной самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа – это вид учебно-познавательной деятельности, который выполняется обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем. Или же организуемый преподавателем опосредованно через определенные учебные материалы. Также это обязательное неотъемлемое звено процесса обучения, которое предусматривает, прежде всего, индивидуальную работу обучающихся в соответствии с установкой учебника, преподавателя или программы обучения. Самостоятельная работа может осуществляться во внеаудиторное время (дома, в специально оборудованном месте, например, лаборатории) и на аудиторных занятиях. Она может быть коллективной, парной или индивидуальной. Учебные материалы для проведения самостоятельной работы организуются таким образом, что компенсируют отсутствие непосредственного контакта с преподавателем и поэтому на них возлагают функции управления работой учащихся. [4]
Самостоятельная работа студентов делится на бесконтактную самостоятельную работу и контактную самостоятельную работу. Контактная самостоятельная работа – это устроенные формы учебной деятельности по освоению конкретной образовательной программы, в том числе и с применением электронного обучения, которые предполагают непосредственный контакт обучающихся с преподавателем.
Важность этого вида учебной деятельности обуславливается с ее новой ролью: она понемногу становится ведущей формой организации учебного процесса. В результате такой формы деятельности студентов происходит процесс приобретения, закрепления и структурирования знаний. На данный момент роль самостоятельной работы настолько возросла, что её приходится специально планировать, создавать для неё специальные формы и методы, выделять время, помещения и технические ресурсы.
Для наиболее результативного сопровождения организации данного вида работы обучающихся нужна программная среда по изучаемой дисциплине, которая является логическим продолжением теоретических занятий. Один из способов решения данной проблемы - это создание электронных курсов в системе Moodle.
Moodle - электронная среда, которая предназначена для разработки и редактирования электронных курсов и управления обучением. Которая была разработана австралийским ученым Мартином Дугиамасом. Курс, который был создан в системе Moodle, представляет большой набор интерактивных элементов, систематизированных в учебные модули по темам или датам обучения. Особая роль при разработке дидактического модуля как средства организации самостоятельной работы студентов отводится оперативной обратной связи. Система Moodle уже применяется более чем в 30 000 учебных заведений по всему миру и переведена почти что на 80 языков, в том числе и на русский. [9].
Электронная система Moodle предоставляет большие возможности для взаимодействия и коммуникации нескольких участников образовательного процесса:
- реализация информативно-консультативной обратной связи между студентом и преподавателем посредством модуля личных сообщений;
- коллективное формирование учебных материалов и электронных документов на основе баз данных, wiki-технологий [3].
Самостоятельная работа в системе Moodle необходима для:
- закрепления, обобщения и систематизации, полученных на теоретических занятиях, знаний, а так же практических умений;
- расширения и углубления теоретических знаний;
- вырабатывания умений применить правовую, справочную, нормативную документацию, а также специальную литературу;
- формирования творческой инициативы, познавательных способностей самостоятельности, ответственности, организованности и активности обучающихся;
- формирования способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, самостоятельности мышления;
- развития и применения на практике исследовательских умений. [5]
Курс по конкретной изучаемой дисциплине предоставляет студентам все новые-новые возможности, например, существует возможность не только в любое время просматривать весь нужный студенту материал в режиме онлайн, но и пройти тестирование по изучаемой дисциплине, проверить полученные знания, ознакомиться с дополнительной литературой и источниками, которые в свою очередь соответствуют темам данной дисциплины. [8] В таком случае обучающиеся имеют возможность также применить различные дополнительные элементы при изучении дисциплины:
- глоссарий
- вики
- анкетный опрос
- опрос в режиме голосования
- чат
- форум
- и др.[1]
Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе. Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов. Дискуссии и коллективная работа могут быть проведены с помощью форумов и чатов. Чаты, опросы и форумы можно применить для того, чтобы получить обратную связь в группах.
В Moodle используются следующие роли:
- Администратор (лицо, которое может делать все действия на сайте и в любом созданном курсе);
- Создатель курса (тот, кто может создать курс и организовать учебную деятельность в нем);
- Учитель (он может многое делать внутри курса, редактировать сам курс и его материалы);
- Учитель без права редактировать (тот, кто может обучатьчить студентов, а так же оценивать их работу);
- Студент (тот, кто проходит обучение в курсе и имеет доступ к материалам курса)
- Гость (лицо, которое может иметь доступ к каким-либо курсам при получении разрешения администратором или создателями курса гостевого доступа). [7]
Электронная среда Moodle позволяет использование в качестве ресурсов модуля различные форматы электронных документов. Главными преимуществами Moodle являются:
- генерирование индивидуальной программы обучения, выбор скорости, места и времени внеаудиторной и аудиторной работы;
- наглядное представление учебного материала и четкая структуризация;
- хранение выполненных работ студентов портфолио;
- ведение активности и посещаемости студентов;
- проверка контроля успеваемости и знаний студентов;
- и др. [2].
Среда Moodle при ее использовании предоставляет:
- определить дату и время начала и окончания сроков сдачи определенных заданий, работ или тестов;
- ограничить время ответа, это позволяет определить количество времени, в пределах которого студентам разрешается делать выбор ответа. Если же нет необходимости ограничивать по времени выбор ответа, то эту установку можно не включать;
- показать результаты, то есть можно определить, когда объявить результаты работы студентам. Доступ к результатам также можно указать или не указать. [6]
Таким образом, c появлением многоуровневого образования информационно - коммуникационные технологии, которые позволяют существенным образом расширить возможности образовательного процесса, приобрели особую значимость в образовании и сделали его содержательнее и эффективнее.
Библиографическая ссылка
Жидков А.А., Гордеев К.С., Егорова М.И., Пасечник А.С., Кокарева М.Е. РОЛЬ MOODLE В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18174 (дата обращения: 27.12.2024).