Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

РОЛЬ MOODLE В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Кокарева М.Е. 1 Пасечник А.С. 1 Егорова М.И. 1 Гордеев К.С. 1 Жидков А.А. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Самостоятельная работа является важной частью образовательного процесса. С появлением новых технологий и меняется организация образовательного процесса, больше времени стали уделять контактной самостоятельной работе. Важно отметить, что при выполнении какого либо задания могут возникнуть вопросы и электронная образовательная среда позволяет получить на них быстрый ответ. Существует несколько электронных образовательных систем и как раз одной из широко Стали появляться электронные системы позволяющие организовывать преподавателям этот вид деятельности. Это является новым витком в развитии образования и сейчас все больше внимания уделяют данному аспекту, пытаются его улучшить. Это позволяет организовать дистанционное обучение и учащимся, если даже они не находятся в образовательном учреждении получать образование, что экономит время и позволяет в наиболее удобное для студентов время выполнить то или иное задание. применяемых систем является Moodle. Роль Moodle в организации самостоятельной работы является очень важной составляющей организации современного образования, которое должно отвечать международным стандартам и становиться все более и более эффективным. В данной статье проводится анализ применения системы Moodle, преимущества и аспекты использования этой системы в организации самостоятельной работы учащихся.
moodle
самостоятельная работа
электронная среда
электронный курс
учебный процесс.
1. Moodle - Open-source learning platform // Moodle.org [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moodle.org
2. Буракова Г.Ю. Самостоятельная работа студентов-бакалавров в условиях реализации новых стандартов образования // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - С. 95-100.
3. Заводчикова Н.И., Плясунова У.В. Особенности методики обучения информатике с использованием дистанционной среды MOODLE // Ярославский педагогический вестник. - 2015. -№ 5. - С. 133-137.
4. Зенкин, А.С. Самостоятельная работа студентов: метод указания / сост.:А.С. Зенкин, В.М. Кирдяев, Ф.П. Пильгаев, А.П. Лащ – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 2009. - 35 с.
5. Корнилов П.А., Яцканич А.И. Система компьютерной диагностики знаний для выявления и устранения пробелов в знаниях обучаемых // Вестник Костромского
6. Панишева, Е. В. Возможности LMS Moodle для инновационного обучения студентов в ВУЗе // Сборник научных материалов Открытой дистанционной (заочной) школы-конференции «Тенденции и инновации системы образования в XXI веке: теория, методика и основы практического применения в учебном процессе, социология и культура» [Электронный ресурс]. – Москва. 2012 . – Режим доступа: http://konf.ychitel.com.
7. Покало, О.Г. Руководство преподавателю Moodle / Под ред. Г.П. Ланец, Е.В. Забалканцевой. – СПб., 2009. – 39 с.
8. Трубина, М.А. Опыт использования веб-технологий в учебном процессе // Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч. – практ. конф. Екатеренбург. 2012. – 538 с.
9. Электронные курсы ОГУ в системе обучения Moodle [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://moodle.osu.ru.

С момента введения многоуровневого образования как никогда раньше актуализировалась проблема организации, сопровождения и поддержки самостоятельной работы студентов, и поэтому особую значимость в практике использования в современном высшем образовании приобретают такие формы и методы работы преподавателя,  которые поощряют и реализуют самостоятельность и творчество студентов. Поэтому, разумно говорить об информационном и учебно-методическом обеспечении самостоятельной работы студентов, являющееся более широким понятием, которое представляет собой дидактический комплекс форм, методов и средств обучения, учебно-методических рекомендаций по планированию, организации  и контролю контактной самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа – это вид учебно-познавательной деятельности, который выполняется обучающимися без непосредственного контакта с преподавателем. Или же организуемый преподавателем опосредованно через определенные учебные материалы. Также это обязательное неотъемлемое звено процесса обучения, которое предусматривает, прежде всего, индивидуальную работу обучающихся в соответствии с установкой учебника,  преподавателя или программы обучения. Самостоятельная работа может осуществляться во внеаудиторное время (дома, в специально оборудованном месте, например, лаборатории) и на аудиторных занятиях. Она может быть коллективной, парной или индивидуальной. Учебные материалы для проведения самостоятельной работы организуются таким образом, что компенсируют отсутствие непосредственного контакта с преподавателем и поэтому на них возлагают функции управления работой учащихся. [4]

Самостоятельная работа студентов делится на бесконтактную самостоятельную работу и контактную самостоятельную работу. Контактная самостоятельная работа – это устроенные формы учебной деятельности по освоению конкретной образовательной программы, в том числе и с применением электронного обучения, которые предполагают непосредственный контакт обучающихся с преподавателем.

Важность этого вида учебной деятельности обуславливается с ее новой ролью: она понемногу становится ведущей формой организации учебного процесса. В результате такой формы деятельности студентов происходит процесс приобретения, закрепления и структурирования знаний. На данный момент роль самостоятельной работы настолько возросла, что её приходится специально планировать, создавать для неё специальные формы и методы, выделять время, помещения и технические ресурсы.

Для наиболее результативного сопровождения организации данного вида работы обучающихся нужна программная среда по изучаемой дисциплине, которая является логическим продолжением теоретических занятий. Один из способов решения данной проблемы - это создание электронных курсов в системе Moodle.

Moodle - электронная среда, которая предназначена для разработки и редактирования электронных курсов и управления обучением. Которая была разработана австралийским ученым Мартином Дугиамасом. Курс, который был создан в системе Moodle, представляет большой набор интерактивных элементов, систематизированных в учебные модули по темам или датам обучения. Особая роль при разработке дидактического модуля как средства организации самостоятельной работы студентов отводится оперативной обратной связи. Система Moodle уже применяется более чем в 30 000 учебных заведений по всему миру и переведена почти что на 80 языков, в том числе и на русский. [9].

Электронная система  Moodle предоставляет  большие возможности  для  взаимодействия и коммуникации нескольких участников образовательного процесса:

  • реализация информативно-консультативной  обратной  связи  между студентом и преподавателем посредством модуля личных сообщений;
  • коллективное формирование учебных материалов и электронных документов на основе баз данных, wiki-технологий [3].

Самостоятельная работа в системе Moodle необходима для:

  • закрепления, обобщения и систематизации, полученных на теоретических занятиях, знаний, а так же практических умений;
  • расширения и углубления теоретических знаний;
  • вырабатывания умений применить правовую, справочную, нормативную документацию, а также специальную литературу;
  • формирования творческой инициативы, познавательных способностей самостоятельности, ответственности, организованности и активности обучающихся;
  • формирования способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, самостоятельности мышления;
  • развития и применения на практике исследовательских умений. [5]

Курс по конкретной изучаемой дисциплине предоставляет студентам все новые-новые возможности, например, существует возможность не только в любое время просматривать весь нужный студенту материал в режиме онлайн, но и пройти тестирование по изучаемой дисциплине, проверить полученные знания, ознакомиться с дополнительной литературой и источниками, которые в свою очередь соответствуют темам данной дисциплины. [8] В таком случае обучающиеся имеют возможность также применить различные дополнительные элементы при изучении дисциплины:

  • глоссарий
  • вики
  • анкетный опрос
  • опрос в режиме голосования
  • чат
  • форум
  • и др.[1]

Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе. Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов. Дискуссии и коллективная работа могут быть проведены с помощью форумов и чатов. Чаты, опросы и форумы можно применить для того, чтобы получить обратную связь в группах.

В Moodle используются следующие роли:

  • Администратор (лицо, которое может делать все действия на сайте и в любом созданном курсе);
  • Создатель курса (тот, кто может создать курс и организовать учебную деятельность в нем);
  • Учитель (он может многое делать внутри курса, редактировать сам курс и его материалы);
  • Учитель без права редактировать (тот, кто может обучатьчить студентов, а так же оценивать их работу);
  • Студент (тот, кто проходит обучение в курсе и имеет доступ к материалам курса)
  • Гость (лицо, которое может иметь доступ к каким-либо курсам при получении разрешения администратором или создателями курса гостевого доступа). [7]

Электронная среда Moodle позволяет использование в качестве ресурсов модуля различные форматы электронных документов. Главными преимуществами Moodle являются:

  • генерирование индивидуальной программы обучения, выбор скорости, места и времени внеаудиторной и аудиторной работы;
  • наглядное представление учебного материала и четкая структуризация;
  • хранение выполненных работ студентов портфолио;
  • ведение активности и посещаемости студентов;
  • проверка контроля успеваемости и знаний студентов;
  • и др. [2].

Среда Moodle при ее использовании предоставляет:

  • определить дату и время начала и окончания сроков сдачи определенных заданий, работ или тестов;
  • ограничить время ответа, это позволяет определить количество времени, в пределах которого студентам разрешается делать выбор ответа. Если же  нет   необходимости   ограничивать   по   времени   выбор   ответа,   то   эту  установку можно не включать;
  • показать результаты, то есть можно определить, когда объявить результаты работы студентам. Доступ к результатам также можно указать или не указать. [6]

Таким образом, c появлением многоуровневого образования информационно - коммуникационные технологии, которые позволяют существенным образом расширить возможности образовательного процесса, приобрели особую значимость в образовании и сделали его содержательнее и эффективнее.


Библиографическая ссылка

Жидков А.А., Гордеев К.С., Егорова М.И., Пасечник А.С., Кокарева М.Е. РОЛЬ MOODLE В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18174 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674