Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СО СПОСОБАМИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Кленюшина В.Д. 1
1 ФГБОУ ВО "Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова"
Данная статья Кленюшиной Вероники Дмитриевны посвящена изучению взаимосвязи личностных особенностей со способами копинг-стратегий у девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием. Для проведения исследования автором были выдвинуты экспериментальные гипотезы, опрошены девушки, разных видов спорта, были использованы методики на выявление способов копинг-поведения, а так же личностных особенностей спортсменок. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: «Опросник о способах копинга" (Р.Лазарус, С.Фолкман), "16-ти факторный личностный опросник" (Р.Б.Кетелл), а так же статистический пакет программы SPSS-20 (критерий Манна-Уитни, корреляция Спирмена). В исследовании приняли участие 20 испытуемых юношеского возраста от 16 до 19 лет. 10 теннисисток, занимающихся теннисом не менее 7 лет и 10 девушек, занимающихся плаванием так же не менее 7 лет. Исходя из полученных результатов исследования, были сформулированы выводы, в которых отражаются основные способы копинг-поведения, которые характерны для теннисисток и пловчих, а так же их личностных характеристики. Результаты исследования могут быть использованы лицами профессионально ориентироваными для работы со спортсменами занятыми разными видами спорта.
спортсменки
личностные особенности
копинг-стратегии
спортивная деятельность.
1. Выявление особенностей совладающего поведения успешных спортсменов [Электронный ресурс] http://knowledge.allbest.ru/sport/2c0b65635b3ac78a4d53a88521316d36_0.html (дата обращения 30.03.2018)
2. Горбунов, Г.Д. Психодиагностика спорта /. М. : Советский спорт, 2008.
3. Опросник "Способы совладающего поведения" Лазаруса – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylab.info/ (дата обращения 15.02.2018)
4. Психологические особенности личности спортсмена – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-226846.html (дата обращения 19.03.2018)
5. Психология личности спортсмена – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sportradar.ru/article/personality-psychology-athlete.html (дата обращения 19.03.2018)
6. Теоретические особенности личности спортсмена – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studwood.ru/1891845/psihologiya/teoreticheskie_osobennosti_lichnosti_sportsmeno (дата обращения 23.03.2018)
7.Тест Кеттелла (Кеттела). 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла. Описание факторов – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vsetesti.ru/357/ (дата обращения 15.02.2018)
8. 16-Факторный личностный опросник – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4645300/ (дата обращения 15.02.2018)

На развитие психологических особенностей личности спорт оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностями, главными из которых  являются: соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником;  напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться хорошего результата; систематическая длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность [5].

Копинг-поведение - это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации. Суть совладания в том, чтобы человек смог преодолевать жизненные трудности или уменьшал их влияние на организм [1].

Индивидуальный вид спорта ведет к закреплению осознания вклада собственной личности в решение проблемы и ориентирует спортсмена на действия по изменению ситуации. Спортсмены, специализирующиеся в командных видах спорта склонны проявлять эмоционально-ориентированные стратегии совладания. Показатели копинг-стратегий у высококвалифицированных спортсменов в индивидуальном виде спорта отражают признаки напряжения в связи с ростом спортивного мастерства. Копинг-стратегии в командном виде спорта не зависят от спортивной квалификации [2].

Целью исследования было установление взаимосвязи личностных особенностей со способами копинг-стратегий у девушек юношеского возраста, занимающихся настольным теннисом и плаванием. Мы предположили, что девушки юношеского возраста, занимающиеся настольным теннисом, характеризуются нормативностью поведения, практичностью, эмоциональной устойчивостью, используют стратегию поведение – принятие ответственности, в то время как пловчихи характеризуются сдержанностью, подчиненностью, подверженностью чувствам и используют стратегию поведения-самоконтроль.

Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: «Опросник о способах копинга" (Р.Лазарус, С.Фолкман), "16-ти факторный личностный опросник" (Р.Б.Кетелл), а так же статистический пакет программы SPSS-20 (критерий Манна-Уитни, корреляция Спирмена).

В  исследовании приняли участие 20 испытуемых юношеского возраста от 16 до 19 лет. 10 теннисисток, занимающихся теннисом не менее 7 лет и 10 девушек, занимающихся плаванием так же не менее 7 лет.

При исследовании способов копинг-поведения у девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, было выявлено следующее (см. Таблицу 1):

Таблица 1

Особенности способов копинг-стратегий девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием

Типы

 

Испытуемые

Конфрон-тация

 

 

Дистанцио-нирование

Само-контроль

Поддержка

Ответст-венность

Избегание

Проблемы

Переоценка

Девушки, занимающиеся настольным теннисом

9,55

9,30

7,90

9,30

9,45

10,25

10,35

9,55

Девушки ,занимающиеся

плаванием

11,45

11,70

13,10

11,70

11,55

10,75

10,65

11,45

P

0,469

0,363

0,049*

0,358

0,423

0,849

0,909

0,470

Примечание: p 0,05* p 0,01**

Исходя из результатов исследования копинг-стратегий девушек,  занимающихся настольным теннисом и плаванием, по шкале самоконтроля были выявлены статистически значимые различия. Так для теннисисток характерно преодоление негативных переживаний за счет целенаправленного подавления и снижения эмоций, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. Пловчихи, характеризуются приданием большого значения эмоциям, в преодолении негативных переживаний в связи с  проблемой.

При исследовании личностных особенностей девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, было выявлено следующее (см. Таблицу 2):

Таблица 2

Личностные особенности  девушек, занимающихся  настольным теннисом и плаванием

Типы

 

Испытуемые

А

 

B

C

E

F

G

H

I

Девушки, занимающиеся настольным

теннисом

10,35

8,00

8,80

7,90

8,30

10,10

8,80

11,20

Девушки, занимающиеся плаванием

10,50

13,00

12,20

13,10

12,70

10,90

12,20

9,80

P

0,909

0,051*

0,190

0,044*

0,091~

0,758

0,193

0,591

Продолжение таблицы 2

Типы

 

Испытуемые

L

 

 

M

N

O

Q1

Q2

Q3

Q4

MD

Девушки, занимающиеся настольным теннисом

8,70

9,50

12,45

10,60

8,20

9,55

10,15

10,30

10,50

Девушки, занимающиеся плаванием

12,30

11,50

8,55

10,40

12,80

11,45

10,85

10,70

10,50

P

0,167

0,445

0,132

0,939

0,070~

0,468

0,789

0,878

1,000

Примечание: а- общительность; в- интеллект; с- эмоциональная устойчивость; е-подчиненность; f-сдержанность; g- подверженность чувствам -высокая нормативность поведения; h- смелость; i- чувствительность; l-доверчивость; m-практичность; n-дипломатичность; o-тревожность; q1-радикализм; q2- конформизм; q3-высокий самоконтроль; q4- расслабленность; md-адекватность самооценки; p 0,05* , p 0,01**, ~- тенденция

Исходя из результатов исследования личностных особенностей девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, по факторам интеллекта и доминантности были обнаружены статистически значимые различия. Так, для теннисисток характерна абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость, а так же они самоутверждающиеся, независимые, руководствуются собственными правилами поведения, не признают авторитета. Пловчихи характеризуются конкретностью и ригидностью мышления, они скромные, покорные, мягкие, уступчивые, стремящиеся к соблюдению корректности и правил.

Проведенное исследование по выявлению взаимосвязи личностных особенностей со способами копинг-стратегий у девушек, занимающихся настольным теннисом и плаванием, позволяет сформулировать следующие выводы:

1) Для теннисисток с  высоким уровнем интеллекта и с высоким уровнем чувствительности, свойственно переживание проблемы за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее, целенаправленного подавления и снижения эмоций, высокого контроля поведения и стремления к самообладанию, признания своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, а так же за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, социальной и действенной поддержки. Для теннисисток характерна абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость, они самоутверждающиеся, независимые, руководствуются собственными правилами поведения, не признают авторитета.

2) Практичные пловчихи переживают негативные эмоции за счет целенаправленного анализа ситуации и выработки стратегии разрешения проблемы, признают свою роль в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, переживают проблемы за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации, а так же за счет высокого контроля поведения и стремления к самообладанию. Пловчихи скромные, покорные, мягкие, уступчивые, стремящиеся к соблюдению корректности и правил, им характерна конкретность и ригидность мышления.


Библиографическая ссылка

Кленюшина В.Д. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СО СПОСОБАМИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18172 (дата обращения: 27.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674