Ведущей целью образовательного процесса в дошкольном детстве является становление и развитие личности каждого ребенка. Личность, как социальная характеристика человека, не может состояться без развития у него социальной активности. Однако проблема социальной активности, ее проявлений и динамики развития в дошкольном возрасте практически не изучена.
Социальная активность формируется в процессе социальной деятельности ребенка. Старшие дошкольники активно взаимодействуют со сверстниками, как в свободной, так и в организованной деятельности. Коллективная деятельность во всех сферах деятельности дошкольника расценивается большинством из них как привлекательная, полезная и предпочитаемая. Совместная со сверстниками практическая деятельность и общение служит основой для формирования положительных поступков, развития доброжелательных отношений, взаимопомощи, сочувствия у детей друг к другу, что является необходимой базой для развития разных основ социальной активности.
Социальная деятельность человека – творческий процесс, переосмысливающий и преобразующий социальную действительность, а также позволяющий «самостоятельно решать собственные проблемы, используя возможности окружения» [4, с. 28].
Участие в социальной деятельности – основной источник накопления социального опыта и реальная возможность проявления собственной активности, которая рассматривается как стремление человека достичь того лучшего результата, на какой он только способен.
Поскольку деятельность рассматривается в философии как активность по преобразованию мира и самого себя, можно предположить, что социальная активность – это деятельностная характеристика человека, проявление его субъектной позиции, качество личности, отражающее готовность и способность человека к социальной деятельности.
В дошкольной педагогике проблема развития социальной активности детей решается с позиций гуманистического и субъектного подходов.
Гуманитарный подход, по мнению ученых (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, М.В. Крулехт, О.В. Солнцева и др.), проявляется в принятии идеи о том, что ребенок развивается, накапливая социокультурный опыт, социокультурные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, внося в нее элементы своей субкультуры, становится субъектом разных видов детской деятельности (игровой, трудовой, художественной). В деятельности проявляются основные признаки субъекта: свобода, творчество, самостоятельность, эмоционально-положительная направленность в общении со сверстниками и взрослыми.
Социокультурный опыт включает: опыт эмоционально-ценностных отношений к миру и культуре; опыт представлений о мире, природе, обществе, искусстве; опыт умений взаимодействовать с миром и культурой; опыт творческой деятельности или творческого включения в культуроосвоение и культуросозидание [1, с. 26].
Субъектный подход, в первую очередь, уточняет понятие «субъект».
В педагогике субъект определяется как носитель предметно-практической и духовной деятельности, источник активности. Социальная активность направлена на объект (социальные взаимодействия) и проявляется в инициативе и самостоятельности, принятии и реализации решений, анализе и оценке последствий своего поведения, самоизменении и самосовершенствовании, определении перспектив деятельности.
Истоки понимания феномена детской субъектности имеют психологические основания. С опорой на концепцию Л.С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения. Переход от неосознанного к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность.
Продолжатели идей Л.С. Выготского, его ученики А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, определяют в качестве движущей силы развития дошкольника как субъекта стремление у ребенка познать действительность и овладеть ею.
С позиции Д.Б. Эльконина, развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к операционно-технической; от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребенка как субъекта практической деятельности формируются целиком в индивидуальном опыте – это важнейшая закономерность в развитии субъекта.
В теории развития субъектности в онтогенезе (В.И. Слободчиков, Л.М. Кларина) субъектность рассматривается как специфическая способность, развитие которой дает индивиду возможность проектировать жизненный путь, быть автором, хозяином, организатором своей судьбы.
Научные представления о ребенке как субъекте детских видов деятельности получили также свое развитие в многочисленных исследованиях представителей Петербургской научной школы (Т.И. Бабаева, Е.Н. Герасимова А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, В.И. Логинова и др.).
Другими словами, быть субъектом – значит занимать активную деятельностную позицию по отношению к себе и к миру. Следовательно, субъектный подход должен быть дополнен деятельностным подходом.
Социальная активность с позиций субъектно-деятельностного подхода – это сложное по своей структуре образование, включающее в себя:
1) способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации деятельности;
2) умение выбирать способы деятельности и оперировать ими в процессе этой деятельности;
3) умение самостоятельно контролировать и оценивать результаты деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования провозглашает ребенка-дошкольника субъектом образования: у него активная позиция в выборе содержания своего образования, объектов социокультурной среды и общения, а задача педагогов — обеспечить создание развивающей социокультурной среды, позитивное общение детей, формирование основных социальных навыков. Решение этой задачи и призвано обеспечить развитие социальной активности дошкольников.
Ребенок-дошкольник (как и любой человек) субъектен от природы: он естественно избирателен в своих действиях и отношениях. Это определяется его индивидуальными задатками, особенностями высшей нервной деятельности, состоянием здоровья, самобытными личными качествами, наконец, его собственным детским социальным опытом. Поэтому в общении со взрослыми ребенок на одно реагирует активно, на другое — индифферентно, а что-то отторгает с сопротивлением. Не составит большого труда увидеть проявления этой формы субъектности на любом занятии с детьми, когда оно организуется как фронтальная коммуникация. Родители и даже некоторые профессиональные педагоги нередко воспринимают такую естественную субъектность как детское непослушание.
Воспитание должно не только считаться с активным проявлением индивидуальной природы ребенка, но и уже в годы дошкольного детства закладывать позицию субъекта целенаправленной деятельности и общения. Это более зрелая социальная форма субъектности. Только принимая организованную воспитателем деятельность как значимую для себя, ребенок способен действовать ответственно, проявлять инициативу, быть самостоятельным и ограничивать себя ради других.
Таким образом, субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями. В связи с этим выделяют две группы субъектных проявлений ребенка: 1) эмоционально-субъектные (выражаются в интересе и предпочтениях ребенка к какому-либо виду деятельности); 2) деятельностно-субъектные (связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе видов деятельности) [2, с. 100].
Социальная деятельность дошкольников с позиций субъектно-деятельностного подхода определяется как форма активности личности, обусловливающая развитие личностного сознания и социальной компетентности, проявляющейся в следующих аспектах:
1) познавательный аспект (проявляется в желании, интересе, активности к познанию социального мира через труд, игру, наблюдение за взаимоотношениями людей, разрешением ими конфликтов, умением договариваться, обсуждать проблемы поведения и пр.);
2) эмоционально-мотивационный аспект (связан с потребностью в общении со взрослыми и сверстниками, с заботливым отношением к ним, готовностью и стремлением сохранять и развивать взаимодействие с ними);
3) практический аспект (связан с непосредственным взаимодействием со взрослыми и сверстниками).
Для успешного выполнения социальной деятельности ребенку необходимо личностное качество, которое мы называем социальной активностью. Процесс развития социальной активности «затрагивает все подструктуры личности: подструктуру направленности и отношений, подструктуру знаний и деятельности, эмоционально-волевую сферу как подструктуру психических процессов, а также отражает возрастные особенности детей» [5, с. 29]. Социальная активность – это личностное образование, имеющее сложную структуру, включающую следующие компоненты: мотивационно-целевой, эмоционально-ценностный, практический, рефлексивный. Дадим краткую характеристику компонентов:
– мотивационно-целевой (проявляется в самостоятельном (старший дошкольный возраст) или совместном со взрослым (младший дошкольный возраст) целеполагании и мотивации социальной деятельности; выражается в предпочтении и избирательном интересе ребенка к какому-либо аспекту социальной деятельности);
– эмоционально-ценностный (характеризуется выражением желания, положительных эмоциональных состояний в процессе выбора содержания и способов, средств осуществления разных аспектов социальной деятельности, сопровождается ценностным отношением к разным аспектам этой деятельности);
– деятельностный (проявляется в умении выбирать способы социальной экологической деятельности и оперировать ими в процессе этой деятельности; в самостоятельности (предлагать варианты решения задач), активности, инициативности и творчестве);
– рефлексивный (выражается в способности самостоятельно (старший дошкольный возраст) или с помощью взрослого (младший дошкольный возраст) осуществлять контроль, самоконтроль в процессе осуществления социальной деятельности и в умении давать оценку ее результатам).
Без активного включения субъекта в многообразие отношений в процессе усложняющейся деятельности с установкой на «изменение окружающей среды с позиции преобразующего участия» [3. с. 87], полноценное социальное развитие современного человека невозможно.
Социальная активность – это способность субъекта осваивать и творчески преобразовывать действительность, изменять внутренний мир, выстраивая стратегию и тактику собственной жизнедеятельности. Исследование сущности социальной активности дошкольников осуществляется с позиции гуманистического и субъектно-деятельностного подходов. Социальная активность в дальнейшем является основой таких качеств, как коллективизм, предприимчивость, творческая инициатива.
Библиографическая ссылка
Юревич С.Н., Магасумова Э.У. СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18083 (дата обращения: 27.12.2024).