Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Юревич С.Н. 1 Магасумова Э.У. 1
1 ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»
В данной статье рассматривается проблема социальной активности детей старшего дошкольного возраста, необходимость формирования основ такого значимого в современной общественной ситуации личностного качества, как социальная активность, начиная со старшего дошкольного возраста. Раскрывается сущность и дается обоснование важнейших принципов формирования данного качества у детей дошкольного возраста. В статье представлены подходы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, М.В. Крулехт, О.В. Солнцева, исходя из которых, в дошкольной педагогике решается проблема социальной активности детей. Также в данной работе показана структура социальной активности детей дошкольного возраста с позиции субъектно- деятельностного подхода. В данной статье представлена структура социальной активности, которая включает в себя следующие компоненты: мотивационно-целевой, эмоционально-ценностный, практический, рефлексивный, дана краткая характеристика этих компонентов. Особое внимание в статье авторы уделили субъектности детей дошкольников. Авторы раскрывают понятие «социальная активность», уточняют понятие «субъект», дают характеристику компонентов социальной активности. В работе авторов также представлены аспекты, в которых проявляется социальная деятельность детей дошкольного возраста: познавательный аспект, эмоционально- мотивационный аспект, практический аспект.
социальная активность
социальная деятельность
развитие социальной активности
дошкольный возраст
1. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская В.А. Субъектность ребенка дошкольного возраста: миф или реальность? // Современный детский сад. 2010. № 1. С. 22-27.
2. Казаручик Г.Н., Степанова Н.А.Развитие субъектной позиции ребенка дошкольного возраста в процессе познания природы // Мир детства и образование : сборник материалов ХI Международной научно-практической конференции. Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. 341 с.
3. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – 144 с.
4. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность. – М., 2004. – 368 с.
5. Юревич С.Н. Педагогическая диагностика духовно-нравственного воспитания и развития личности : Учебно-методическое пособие. - Магнитогорск, 2013.

Ведущей целью образовательного процесса в дошкольном детстве  является становление и развитие личности каждого ребенка. Личность, как социальная характеристика человека, не может состояться без развития у него социальной активности. Однако проблема социальной активности, ее проявлений и динамики развития в дошкольном возрасте практически не изучена.

Социальная активность формируется в процессе социальной деятельности ребенка. Старшие дошкольники активно взаимодействуют со сверстниками, как в свободной, так и в организованной деятельности. Коллективная деятельность во всех сферах деятельности дошкольника расценивается большинством из них как привлекательная, полезная и предпочитаемая. Совместная со сверстниками практическая деятельность и общение служит основой для формирования положительных поступков, развития доброжелательных отношений, взаимопомощи, сочувствия у детей друг к другу, что является необходимой базой для развития разных основ социальной активности.

Социальная деятельность человека – творческий процесс, переосмысливающий и преобразующий социальную действительность, а также позволяющий «самостоятельно решать собственные проблемы, используя возможности окружения» [4, с. 28].

Участие в социальной деятельности – основной источник накопления социального опыта и реальная возможность проявления собственной активно­сти, которая рассматривается как стремление человека  достичь того лучшего результата, на какой он только способен.

Поскольку деятельность рассматривается в философии как активность по преобразованию мира и самого себя, можно предположить, что социальная активность – это деятельностная характеристика человека, проявление его субъектной позиции, качество личности, отражающее готовность и способность человека к социальной деятельности.

В дошкольной педагогике проблема развития социальной активности детей решается с позиций гуманистического и субъектного подходов.

Гуманитарный подход, по мнению ученых (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, М.В. Крулехт, О.В. Солнцева и др.), проявляется  в принятии идеи о том, что ребенок развивается, накапливая социокультурный опыт, социокультурные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, внося в нее элементы своей субкультуры, становится субъектом разных видов детской деятельности (игровой, трудовой, художественной). В деятельности проявляются основные признаки субъекта: свобода, творчество, самостоятельность, эмоционально-положительная направленность в общении со сверстниками и взрослыми.

Социокультурный опыт  включает: опыт эмоционально-ценностных отношений к миру и культуре; опыт представлений о мире, природе, обществе, искусстве; опыт умений взаимодействовать с миром и культурой; опыт творческой деятельности или творческого включения в культуроосвоение и культуросозидание [1, с. 26].

Субъектный подход, в первую очередь, уточняет понятие «субъект».

В педагогике субъект определяется как носитель предметно-практической и духовной деятельности, источник активности. Социальная активность направлена на объект (социальные взаимодействия) и проявляется в инициативе и самостоятельности, принятии и реализации решений, анализе и оценке последствий своего поведения, самоизменении и самосовершенствовании, определении перспектив деятельности.

Истоки понимания феномена детской субъектности имеют психологические основания. С опорой на концепцию Л.С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения. Переход от неосознанного к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность.

Продолжатели идей Л.С. Выготского, его ученики А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, определяют в качестве движущей силы развития дошкольника как субъекта стремление у ребенка познать действительность и овладеть ею.

С позиции Д.Б. Эльконина, развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к операционно-технической; от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребенка как субъекта практической деятельности формируются целиком в индивидуальном опыте – это важнейшая закономерность в развитии субъекта.

В теории развития субъектности в онтогенезе (В.И. Слободчиков, Л.М. Кларина) субъектность рассматривается как специфическая способность, развитие которой дает индивиду возможность проектировать жизненный путь, быть автором, хозяином, организатором своей судьбы.

Научные представления о ребенке как субъекте детских видов деятельности получили также свое развитие в многочисленных исследованиях представителей Петербургской научной школы (Т.И. Бабаева, Е.Н. Герасимова А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, В.И. Логинова и др.).

Другими словами, быть субъектом – значит занимать активную деятельностную позицию по отношению к себе и к миру. Следовательно, субъектный подход должен быть дополнен деятельностным подходом.

Социальная активность с позиций субъектно-деятельностного подхода – это сложное по своей структуре образование, включающее в себя:

1) способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации деятельности;

2) умение выбирать способы деятельности и оперировать ими в процессе этой деятельности;

3) умение самостоятельно контролировать и оценивать результаты деятельности.

Федеральный государственный об­разовательный стандарт дошкольно­го образования провозглашает ребен­ка-дошкольника субъектом образова­ния: у него активная позиция в выборе содержания своего образования, объек­тов социокультурной среды и общения, а задача педагогов — обеспечить созда­ние развивающей социокультурной сре­ды, пози­тивное общение детей, формирование основных социальных навыков. Решение этой задачи и призвано обеспечить развитие социальной активности дошкольников.

Ребенок-дошкольник (как и любой человек) субъектен от при­роды: он естественно избирателен в сво­их действиях и отношениях. Это опре­деляется его индивидуальными задат­ками, особенностями высшей нервной деятельности, состоянием здоровья, са­мобытными личными качествами, на­конец, его собственным детским соци­альным опытом. Поэтому в общении со взрослыми ребенок на одно реагирует активно, на другое — индифферентно, а что-то отторгает с сопротивлением. Не составит большого труда увидеть прояв­ления этой формы субъектности на лю­бом занятии с детьми, когда оно органи­зуется как фронтальная коммуникация. Родители и даже некоторые профессиональные педагоги нередко воспринима­ют такую естественную субъектность как детское непослушание.

Воспитание должно не только счи­таться с активным проявлением инди­видуальной природы ребенка, но и уже в годы дошкольного детства заклады­вать позицию субъекта целенаправлен­ной деятельности и общения. Это более зрелая социальная форма субъектности. Только принимая организованную вос­питателем деятельность как значимую для себя, ребенок способен действовать ответственно, проявлять инициативу, быть самостоятельным и ограничивать себя ради других.

Таким образом, субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями. В связи с этим выделяют две группы субъектных проявлений ребенка: 1) эмоционально-субъектные (выражаются в интересе и предпочтениях ребенка к какому-либо виду деятельности); 2) деятельностно-субъектные (связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе видов деятельности) [2, с. 100].

Социальная деятельность дошкольников с позиций субъектно-деятельностного подхода определяется как форма активности личности, обусловливающая развитие личностного сознания и социальной компетентности,  проявляющейся в следующих аспектах:

1) познавательный аспект (проявляется в желании, интересе, активности к познанию социального мира через труд, игру, наблюдение за взаимоотношениями людей, разрешением ими конфликтов, умением договариваться, обсуждать проблемы поведения и пр.);

2) эмоционально-мотивационный аспект (связан с потребностью в общении со взрослыми и сверстниками, с заботливым отношением к ним,  готовностью и стремлением сохранять и развивать взаимодействие с ними);

3) практический аспект (связан с непосредственным взаимодействием со взрослыми и сверстниками).

Для успешного выполнения социальной деятельности ребенку необходимо личностное качество, которое мы называем социальной активностью. Процесс развития социальной активности «затрагивает все подструктуры личности: подструктуру направленности  и отношений, подструктуру знаний и деятельности, эмоционально-волевую сферу как подструктуру психических процессов, а также отражает возрастные особенности детей» [5, с. 29]. Социальная активность – это личностное образование, имеющее сложную структуру, включающую следующие компоненты: мотивационно-целевой, эмоционально-ценностный, практический, рефлексивный. Дадим краткую характеристику компонентов:

– мотивационно-целевой (проявляется в самостоятельном (старший дошкольный возраст) или совместном со взрослым (младший дошкольный возраст) целеполагании и мотивации социальной деятельности; выражается в предпочтении и избирательном интересе ребенка к какому-либо аспекту социальной деятельности);

– эмоционально-ценностный (характеризуется выражением желания, положительных эмоциональных состояний в процессе выбора содержания и способов, средств осуществления разных аспектов социальной деятельности, сопровождается ценностным отношением к разным аспектам этой деятельности);

– деятельностный (проявляется в умении выбирать способы социальной экологической деятельности и оперировать ими в процессе этой деятельности; в самостоятельности (предлагать варианты решения задач), активности, инициативности и творчестве);

– рефлексивный (выражается в способности самостоятельно (старший дошкольный возраст) или с помощью взрослого (младший дошкольный возраст) осуществлять контроль, самоконтроль в процессе осуществления социальной деятельности и в умении давать оценку ее результатам).

Без активного включения субъекта в многообразие отношений в процессе усложняющейся деятельности с установкой на «изменение окружающей среды с позиции преобразующего участия» [3. с. 87], полноценное социальное развитие современного человека невозможно.

Социальная активность – это способность субъекта осваивать и творчески преобразовывать действительность, изменять внутренний мир, выстраивая стратегию и тактику собственной жизнедеятельности. Исследование сущности социальной активности дошкольников осуществляется с позиции гуманистического и субъектно-деятельностного подходов. Социальная активность в дальнейшем является основой таких качеств,  как коллективизм, предприимчивость, творческая инициатива. 


Библиографическая ссылка

Юревич С.Н., Магасумова Э.У. СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18083 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674