Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

SOCIAL ACTIVITY PRESCHOOLERS AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Yurevich S.N. 1 Magasumova E.U. 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University
This article considers the problem of social activity of children of preschool age, the necessity of forming the foundations of such a significant in the modern social situation personal qualities as a social activity, starting from senior preschool age. The essence and the justification of the most important principles of formation of this quality in children of preschool age. The article presents the approaches T. I. Babaeva, A. G. Gogoberidze, V. A. Derkunskaya, M. V. Kruijt, O. V. Solntsev, on the basis of which, in preschool pedagogics, the problem of social activity of children. Also in this work it is shown the structure of the social activity of children of preschool age from the position of subject - activity approach. This article presents the structure of social activity, which includes the following components: motivational-targeted, emotionally-valuable, practical, reflective, gives a brief description of these components. Special attention the authors paid to the subjectivity of pre-school children. The authors reveal the concept of "social activity" Refine the concept "subject", a characteristic component of social activity. The authors also presented aspects that reflect social activities of children of preschool age: a cognitive aspect, emotional - motivational aspect, practical aspect.
development of social activity
social activity
social activity
preschool age

Ведущей целью образовательного процесса в дошкольном детстве  является становление и развитие личности каждого ребенка. Личность, как социальная характеристика человека, не может состояться без развития у него социальной активности. Однако проблема социальной активности, ее проявлений и динамики развития в дошкольном возрасте практически не изучена.

Социальная активность формируется в процессе социальной деятельности ребенка. Старшие дошкольники активно взаимодействуют со сверстниками, как в свободной, так и в организованной деятельности. Коллективная деятельность во всех сферах деятельности дошкольника расценивается большинством из них как привлекательная, полезная и предпочитаемая. Совместная со сверстниками практическая деятельность и общение служит основой для формирования положительных поступков, развития доброжелательных отношений, взаимопомощи, сочувствия у детей друг к другу, что является необходимой базой для развития разных основ социальной активности.

Социальная деятельность человека – творческий процесс, переосмысливающий и преобразующий социальную действительность, а также позволяющий «самостоятельно решать собственные проблемы, используя возможности окружения» [4, с. 28].

Участие в социальной деятельности – основной источник накопления социального опыта и реальная возможность проявления собственной активно­сти, которая рассматривается как стремление человека  достичь того лучшего результата, на какой он только способен.

Поскольку деятельность рассматривается в философии как активность по преобразованию мира и самого себя, можно предположить, что социальная активность – это деятельностная характеристика человека, проявление его субъектной позиции, качество личности, отражающее готовность и способность человека к социальной деятельности.

В дошкольной педагогике проблема развития социальной активности детей решается с позиций гуманистического и субъектного подходов.

Гуманитарный подход, по мнению ученых (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, М.В. Крулехт, О.В. Солнцева и др.), проявляется  в принятии идеи о том, что ребенок развивается, накапливая социокультурный опыт, социокультурные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, внося в нее элементы своей субкультуры, становится субъектом разных видов детской деятельности (игровой, трудовой, художественной). В деятельности проявляются основные признаки субъекта: свобода, творчество, самостоятельность, эмоционально-положительная направленность в общении со сверстниками и взрослыми.

Социокультурный опыт  включает: опыт эмоционально-ценностных отношений к миру и культуре; опыт представлений о мире, природе, обществе, искусстве; опыт умений взаимодействовать с миром и культурой; опыт творческой деятельности или творческого включения в культуроосвоение и культуросозидание [1, с. 26].

Субъектный подход, в первую очередь, уточняет понятие «субъект».

В педагогике субъект определяется как носитель предметно-практической и духовной деятельности, источник активности. Социальная активность направлена на объект (социальные взаимодействия) и проявляется в инициативе и самостоятельности, принятии и реализации решений, анализе и оценке последствий своего поведения, самоизменении и самосовершенствовании, определении перспектив деятельности.

Истоки понимания феномена детской субъектности имеют психологические основания. С опорой на концепцию Л.С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения. Переход от неосознанного к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность.

Продолжатели идей Л.С. Выготского, его ученики А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, определяют в качестве движущей силы развития дошкольника как субъекта стремление у ребенка познать действительность и овладеть ею.

С позиции Д.Б. Эльконина, развитие ребенка как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к операционно-технической; от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребенка как субъекта практической деятельности формируются целиком в индивидуальном опыте – это важнейшая закономерность в развитии субъекта.

В теории развития субъектности в онтогенезе (В.И. Слободчиков, Л.М. Кларина) субъектность рассматривается как специфическая способность, развитие которой дает индивиду возможность проектировать жизненный путь, быть автором, хозяином, организатором своей судьбы.

Научные представления о ребенке как субъекте детских видов деятельности получили также свое развитие в многочисленных исследованиях представителей Петербургской научной школы (Т.И. Бабаева, Е.Н. Герасимова А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт, В.И. Логинова и др.).

Другими словами, быть субъектом – значит занимать активную деятельностную позицию по отношению к себе и к миру. Следовательно, субъектный подход должен быть дополнен деятельностным подходом.

Социальная активность с позиций субъектно-деятельностного подхода – это сложное по своей структуре образование, включающее в себя:

1) способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации деятельности;

2) умение выбирать способы деятельности и оперировать ими в процессе этой деятельности;

3) умение самостоятельно контролировать и оценивать результаты деятельности.

Федеральный государственный об­разовательный стандарт дошкольно­го образования провозглашает ребен­ка-дошкольника субъектом образова­ния: у него активная позиция в выборе содержания своего образования, объек­тов социокультурной среды и общения, а задача педагогов — обеспечить созда­ние развивающей социокультурной сре­ды, пози­тивное общение детей, формирование основных социальных навыков. Решение этой задачи и призвано обеспечить развитие социальной активности дошкольников.

Ребенок-дошкольник (как и любой человек) субъектен от при­роды: он естественно избирателен в сво­их действиях и отношениях. Это опре­деляется его индивидуальными задат­ками, особенностями высшей нервной деятельности, состоянием здоровья, са­мобытными личными качествами, на­конец, его собственным детским соци­альным опытом. Поэтому в общении со взрослыми ребенок на одно реагирует активно, на другое — индифферентно, а что-то отторгает с сопротивлением. Не составит большого труда увидеть прояв­ления этой формы субъектности на лю­бом занятии с детьми, когда оно органи­зуется как фронтальная коммуникация. Родители и даже некоторые профессиональные педагоги нередко воспринима­ют такую естественную субъектность как детское непослушание.

Воспитание должно не только счи­таться с активным проявлением инди­видуальной природы ребенка, но и уже в годы дошкольного детства заклады­вать позицию субъекта целенаправлен­ной деятельности и общения. Это более зрелая социальная форма субъектности. Только принимая организованную вос­питателем деятельность как значимую для себя, ребенок способен действовать ответственно, проявлять инициативу, быть самостоятельным и ограничивать себя ради других.

Таким образом, субъектные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями. В связи с этим выделяют две группы субъектных проявлений ребенка: 1) эмоционально-субъектные (выражаются в интересе и предпочтениях ребенка к какому-либо виду деятельности); 2) деятельностно-субъектные (связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе видов деятельности) [2, с. 100].

Социальная деятельность дошкольников с позиций субъектно-деятельностного подхода определяется как форма активности личности, обусловливающая развитие личностного сознания и социальной компетентности,  проявляющейся в следующих аспектах:

1) познавательный аспект (проявляется в желании, интересе, активности к познанию социального мира через труд, игру, наблюдение за взаимоотношениями людей, разрешением ими конфликтов, умением договариваться, обсуждать проблемы поведения и пр.);

2) эмоционально-мотивационный аспект (связан с потребностью в общении со взрослыми и сверстниками, с заботливым отношением к ним,  готовностью и стремлением сохранять и развивать взаимодействие с ними);

3) практический аспект (связан с непосредственным взаимодействием со взрослыми и сверстниками).

Для успешного выполнения социальной деятельности ребенку необходимо личностное качество, которое мы называем социальной активностью. Процесс развития социальной активности «затрагивает все подструктуры личности: подструктуру направленности  и отношений, подструктуру знаний и деятельности, эмоционально-волевую сферу как подструктуру психических процессов, а также отражает возрастные особенности детей» [5, с. 29]. Социальная активность – это личностное образование, имеющее сложную структуру, включающую следующие компоненты: мотивационно-целевой, эмоционально-ценностный, практический, рефлексивный. Дадим краткую характеристику компонентов:

– мотивационно-целевой (проявляется в самостоятельном (старший дошкольный возраст) или совместном со взрослым (младший дошкольный возраст) целеполагании и мотивации социальной деятельности; выражается в предпочтении и избирательном интересе ребенка к какому-либо аспекту социальной деятельности);

– эмоционально-ценностный (характеризуется выражением желания, положительных эмоциональных состояний в процессе выбора содержания и способов, средств осуществления разных аспектов социальной деятельности, сопровождается ценностным отношением к разным аспектам этой деятельности);

– деятельностный (проявляется в умении выбирать способы социальной экологической деятельности и оперировать ими в процессе этой деятельности; в самостоятельности (предлагать варианты решения задач), активности, инициативности и творчестве);

– рефлексивный (выражается в способности самостоятельно (старший дошкольный возраст) или с помощью взрослого (младший дошкольный возраст) осуществлять контроль, самоконтроль в процессе осуществления социальной деятельности и в умении давать оценку ее результатам).

Без активного включения субъекта в многообразие отношений в процессе усложняющейся деятельности с установкой на «изменение окружающей среды с позиции преобразующего участия» [3. с. 87], полноценное социальное развитие современного человека невозможно.

Социальная активность – это способность субъекта осваивать и творчески преобразовывать действительность, изменять внутренний мир, выстраивая стратегию и тактику собственной жизнедеятельности. Исследование сущности социальной активности дошкольников осуществляется с позиции гуманистического и субъектно-деятельностного подходов. Социальная активность в дальнейшем является основой таких качеств,  как коллективизм, предприимчивость, творческая инициатива.