Успешная социализация в современном обществе, в котором востребованы люди целеустремленные, активные, инициативные, самостоятельные, умеющие работать в команде, невозможна без обладания коммуникативными способностями. Особо благоприятным периодом для их развития является подростковый возраст, когда общение становится ведущей деятельностью (Б. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), а приобретение навыков социального взаимодействия — одной из важнейших задач развития. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее благополучие и успешность подростка.
Подростковый возраст - возраст учеников 5-9-х классов, переходный от детства к взрослости. Слово «подросток» происходит от латинского глагола adolescere – расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из опеки, становиться совершеннолетним. В самом значении слова раскрыта суть развития ребенка в данном возрасте - стремление к приобретению самостоятельности, социальной зрелости, нахождению своего места в жизни.
Подростки характеризуются стремлением к познанию, кипучей энергией, бурной активностью, инициативностью, жаждой деятельности.
Активно развиваются психические процессы: увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость; восприятие становится избирательным, целенаправленным, увеличивается объем памяти, запоминание становится осмысленным, развивается способность к абстрактному мышлению, формируется активное, самостоятельное, творческое мышление. Психические процессы подростков постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых структур.
Развитие волевой сферы характеризуется способностью подростков не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Они способны сами ставить перед собой цели и планировать их осуществление. Подростки часто проявляют самостоятельность, настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Однако, подростки часто импульсивны, порой действуют необдуманно, проявляют настойчивость в одном виде деятельности, но не обнаруживают ее в других видах. И.А. Макарова, Ю.О. Богдановская отмечают, следующие изменения, происходящие в подростковом возрасте: появляется такое новообразование как чувство взрослости, которое является специфической формой самосознания; учебная деятельность приобретает смысл как деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию; сфера общения со сверстниками становится особой формой жизни подростка [1].
Для преодоления коммуникативных трудностей, развития коммуникативных способностей необходимо использовать воспитательные технологии, в основе которых лежит коллективная творческая деятельность [2].
В исследованиях (Я. Коменского, Л. Колберга, А. В. Петровского, С. Т. Шацкого, А.С. Макаренко и др.) отмечается, что коллектив имеет огромное влияние на становление и развитие личности. Любая деятельность более продуктивна в коллективе, поскольку в коллективной деятельности проявляются особенности каждого учащегося по отдельности и всех в единстве коллектива. В процессе коллективного взаимодействия учащихся у них складываются коллективные цели, задачи, навыки совместного решения задач. Важным психологическим условием воспитания является воспитание в коллективе и через коллектив.
Исследование по изучению особенностей развития коммуникативных способностей подростков средствами коллективной творческой деятельности проводилось в МКОУ «АСОШ ЦО п. Центральный» в Суворовском районе. Выборку составили испытуемые в возрасте 12-13 лет, из них 19 девочек и 16 мальчиков.
Диагностическая программа исследования состояла из 5 методик: тест-опросник выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)» (Б.А.Федоршин), Тест коммуникативных умений Михельсона, тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру), методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова, тест исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда и М. Салливена (Адаптация Михайлова Е.С.). В целом, диагностическая программа направлена на изучение коммуникативных и организаторских склонностей, коммуникативных способностей, эмпатии.
Результаты диагностики коммуникативных и организаторских склонностей у подростков по методике КОС показали, что 57% подростков имеют средний уровень коммуникативных склонностей и 29% подростков имеют средний уровень организаторских склонностей. Потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. С этими подростками необходимо в дальнейшем проводить планомерную воспитательную работу по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей. 9% подростков имеют высокий уровень коммуникативных склонностей и 11% подростков имеют высокий уровень организаторских склонностей. Они умеют быстро находить друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, заниматься общественной деятельностью, помогать близким, друзьям, проявляют инициативу в общении. У 11% подростков уровень коммуникативных склонностей ниже среднего, а уровень организаторских способностей ниже среднего имеют 37% подростков. Данные подростки не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, испытывают трудности в установлении контактов с людьми. 17% подростков имеют низкий уровень коммуникативных склонностей, им характерны замкнутость и малообщительность. 23% подростков имеют низкий уровень организаторских склонностей, они инициативны, зависимы.
Результаты диагностики подростков по методике «Тест коммуникативных умений Михельсона» показали, что на положительные высказывания 68% подростков дают компетентные ответы, агрессивные - 11% и 20% -зависимые. В ситуации отрицательных высказываний доля агрессивных ответов возрастает до 58%, и снижается количество компетентных ответов, агрессивные, обвинительные высказывания у подростков вызывают ответную агрессию, что говорит о неразвитости самоконтроля общения у подростков. При обращении с просьбой подростки так же чаще выражают ее в агрессивной форме, чем в зависимой (31% и 11% соответственно), тем самым, пытаясь продемонстрировать свою власть и заставить другого сделать то, что нужно. В целом же 29% подростков склонны к агрессивному стилю общению, 37% к зависимому и только 34% подростков оказываются компетентными в общении, проявляют умение адекватно ситуации ответить собеседнику и проявить себя как равноправный партнер по общению.
Результаты диагностики подростков по методике «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера, показали, что 11% подростков имеют высокий уровень самоконтроля в общении. У 26% подростков выявлен низкий уровень коммуникативного контроля. Данные подростки характеризуются прямолинейностью, не способностью в разговоре учитывать особенности собеседника. Средний балл 4,77 у подростков говорит о среднем уровне развития самоконтроля в общении.
Результаты диагностики подростков по методике «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова показали, что у 57% подростков низкая эмпатийность. Они испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не общению с людьми. 34% подростков имеют средний уровень эмпатии. Эти подростки в межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Высокий уровень эмпатийных тенденций, выявленный у 6% подростков, говорит о том, что подростки чувствительны к нуждам и проблемам окружающих. Подростки с высокоразвитой эмпатией эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты и хорошо находят общий язык со сверстником. Средний балл эмпатийности 38 лежит на границе низкого и среднего уровня развития эмпатии
Анализ результатов диагностики подростков по методике «Тест исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена в адаптации Михайлова Е.С показал, что у 11% подростков высокие показатели развития коммуникативных способностей. Они активны и инициативны в общении. 52% подростков имеют средние показатели развития коммуникативных способностей, на их коммуникативное поведение могут оказать влияние их эмоции. 37% подростков имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей. Они имеют трудности в установлении контактов с людьми, проявляют робость и нерешительность, не способны сопереживать другим, правильно оценивать их поведение.
Таким образом, исследование показало, что значительная доля подростков имеют недостаточный уровень развития коммуникативных способностей, необходимо проведение специальной психолого-педагогической работы для их развития [3]. На основе полученных результатов была разработана программа развития коммуникативных способностей, включающая следующие методы и техники: ролевые игры, обсуждение, моделирование образцов поведения, проигрывание различных ситуаций. По нашему мнению важным средством развития коммуникативных способностей подростков является включение детей в коллективную творческую деятельность. В рамках внеучебной деятельности проводится много различных мероприятий, но не всегда они носят развивающий характер. Важное значение имеет не их количество, но и качество. Коллективное творческое дело имеет ряд этапов, при этом необходимо особое внимание обратить на их последовательность. Часто мало внимание уделяется предварительному этапу, в рамках которого необходимо выявить интересы и возможности детей, провести соответствующую подготовительную работу с участием самих подростков. Интерес для данной категории детей представляет работа в микрогруппе (аналитики, социологи, художники и т.д.), занятия с элементами научно-исследовательской работы, проектной деятельности. При этом важна роль взрослого, который может занимать различные роли – наставник, консультант, помощник и т.д. Также важно обратить особое внимание на рефлексивный этап мероприятия, выдвижение дальнейших перспектив работы. В рамках коллективного творческого дела важным является психолого-педагогический аспект, в рамках которого подростки могут получить опыт работы в команде, взаимодействия, лидерства и т.д. Для этого свою эффективность показали занятия с элементами тренинга. Разработанная и апробированная программа развития коммуникативных способностей подростков средствами КТД включала 16 занятий. Каждое занятие разработано по определенной схеме: вводная часть, основная и заключительная. Вводная часть занятий направлена на создание благоприятного психологического климата в коллективе. В рамках основной части были проведены занятия по темам: «Кто Я», «Лидерский потенциал», «Моя команда», «Создай свой проект», «Мои интересы», «Как сделать нашу жизнь интересной» и др. Работая в рамках занятий, подростки смогли лучше узнать свои индивидуально-личностные особенности, развить коммуникативные способности через непосредственное общение со сверстниками в рамках различных мероприятий. Каждое занятие заканчивалось подведением итогов. Рефлексивная часть занятий направлена на саморазвитие и самопознание, выстраивание индивидуальной траектории, анализа тех ролей, которые занимает подросток в различных коллективах (школьный класс, волонтерский отряд, кружок и т.д.). Перед учащимися были раскрыты перспективы их дальнейшего развития в регионе через участие в конкурсах, мероприятиях сферы молодежной политики, анализ портфолио и т.д.
Анализ результатов апробации развивающей программы с детьми подросткового возраста показал ее эффективность. Она способствовала улучшению коммуникативных способностей, навыков взаимодействия, самосознания, и может быть использована в работе с молодежью на базе подростковых центров, образовательных учреждений и т.д.
Библиографическая ссылка
Декина Е.В., Волохова Ю.Ю. КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18082 (дата обращения: 27.12.2024).