Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

COLLECTIVE CREATIVE ACTIVITY AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES IN ADOLESCENTS

Dekina E.V. 1 Volokhova Y.Y. 1
1 Tula State Pedagogical University n.a. L.N. Tolstoy
The article discusses topical issues of using collective creative activity in work with modern adolescents. The authors conducted a complex study of the characteristics of the communicative sphere of adolescents using a diagnostic program that includes five methods. Analysis of the results of the study contributed to the design of a development program for the development of the communicative abilities of adolescents. When developing the program, it was taken into account that communication is the leading activity at this age. The authors pay special attention to the development of communicative abilities through means of collective creative activity. Presentations are made using interactive technologies (elements of training, discussions, business games, case studies, etc.). An important point is the consistency of the stages of collective creative work. At the same time, special attention is paid to the stages, which, according to the materials of the questionnaires of teachers, are practically not used. The practical importance of the work is the developed program of development of communicative abilities, which can be used in work with children of adolescence on the basis of children's health camps, teenage clubs, educational institutions and institutions of additional education. The proposed program can be used with adolescents at risk, with difficulties in communicating and interacting with peers.
teenager
collective creative activity
communication
collective
interactive technologies
training.

Успешная социализация в современном обществе, в котором востребованы люди целеустремленные, активные, инициативные, самостоятельные, умеющие работать в команде, невозможна без обладания коммуникативными способностями. Особо благоприятным периодом для их развития является подростковый возраст, когда общение становится ведущей деятельностью (Б. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), а приобретение навыков социального взаимодействия — одной из важнейших задач развития. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее благополучие и успешность подростка.

Подростковый возраст - возраст учеников 5-9-х классов, переходный от детства к взрослости. Слово  «подросток»  происходит  от латинского глагола adolescere – расти, созревать, продвигаться вперед, выходить из опеки, становиться совершеннолетним. В самом значении слова раскрыта суть  развития ребенка в данном возрасте -  стремление к приобретению самостоятельности, социальной зрелости, нахождению своего места в жизни.

Подростки характеризуются стремлением  к познанию, кипучей энергией, бурной активностью, инициативностью, жаждой деятельности.

Активно развиваются психические процессы: увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость; восприятие становится избирательным, целенаправленным, увеличивается объем памяти, запоминание становится осмысленным, развивается способность к абстрактному мышлению, формируется  активное, самостоятельное, творческое мышление. Психические процессы подростков  постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых структур.

Развитие волевой сферы характеризуется способностью подростков не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности.  Они  способны сами ставить перед собой цели и  планировать  их осуществление. Подростки часто проявляют  самостоятельность, настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. Однако, подростки часто импульсивны, порой действуют необдуманно,  проявляют  настойчивость в одном виде деятельности,  но не обнаруживают ее в других видах.  И.А. Макарова, Ю.О. Богдановская отмечают, следующие  изменения, происходящие в подростковом возрасте: появляется такое новообразование как чувство взрослости,  которое является специфической формой самосознания; учебная деятельность  приобретает смысл как деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию; сфера общения со сверстниками  становится  особой формой жизни подростка [1].

Для преодоления коммуникативных трудностей, развития коммуникативных способностей необходимо использовать воспитательные технологии,   в основе которых лежит коллективная творческая деятельность [2].

 В исследованиях (Я. Коменского, Л. Колберга, А. В. Петровского, С. Т. Шацкого, А.С. Макаренко и др.) отмечается, что коллектив имеет огромное влияние на становление и развитие личности.  Любая деятельность более продуктивна в коллективе, поскольку в коллективной деятельно­сти проявляются особенности каждого учащегося по отдельности и всех в единстве коллектива. В процессе коллективного взаимодействия учащихся у них складываются коллек­тивные цели, задачи, навыки совместного решения задач. Важным психологическим условием воспитания является воспитание в коллективе и через коллектив.

Исследование по изучению особенностей развития коммуникативных способностей подростков средствами коллективной творческой деятельности проводилось в МКОУ «АСОШ ЦО п. Центральный» в Суворовском районе. Выборку составили испытуемые в возрасте 12-13 лет, из них 19 девочек и 16 мальчиков.

Диагностическая программа исследования состояла из 5 методик: тест-опросник выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)» (Б.А.Федоршин), Тест коммуникативных умений Михельсона, тест  «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру), методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова, тест исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда и М. Салливена (Адаптация Михайлова Е.С.). В целом, диагностическая программа направлена на изучение коммуникативных и организаторских склонностей,  коммуникативных способностей,  эмпатии.

 Результаты диагностики  коммуникативных и организаторских склонностей у подростков по методике КОС  показали, что 57% подростков имеют средний уровень коммуникативных склонностей  и 29%  подростков  имеют средний уровень организаторских склонностей. Потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. С этими подростками необходимо в дальнейшем проводить  планомерную  воспитательную  работу по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей. 9% подростков имеют высокий уровень коммуникативных склонностей  и 11% подростков  имеют высокий уровень организаторских склонностей.  Они  умеют быстро находить друзей, стремятся  расширить круг своих знакомых, заниматься общественной деятельностью, помогать близким, друзьям, проявляют инициативу в общении. У 11% подростков уровень коммуникативных склонностей   ниже среднего, а уровень организаторских способностей ниже среднего имеют  37% подростков.  Данные подростки  не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, испытывают трудности в установлении контактов с людьми. 17% подростков имеют низкий уровень коммуникативных склонностей,  им характерны  замкнутость и малообщительность. 23% подростков  имеют низкий  уровень организаторских склонностей, они   инициативны, зависимы. 

Результаты диагностики подростков по  методике  «Тест коммуникативных умений Михельсона» показали, что на положительные высказывания 68% подростков дают компетентные ответы, агрессивные - 11% и 20% -зависимые. В ситуации отрицательных высказываний доля агрессивных ответов возрастает до 58%, и снижается количество компетентных ответов, агрессивные, обвинительные высказывания у подростков вызывают ответную агрессию, что говорит о неразвитости самоконтроля общения у подростков. При обращении с просьбой подростки так же чаще выражают ее в агрессивной форме, чем в зависимой (31% и 11% соответственно), тем самым, пытаясь продемонстрировать свою власть и заставить другого сделать то, что нужно. В целом же 29% подростков склонны к агрессивному стилю общению, 37% к зависимому и только 34% подростков оказываются компетентными в общении, проявляют умение адекватно ситуации ответить собеседнику и проявить себя как равноправный партнер по общению. 

Результаты диагностики подростков  по методике «Оценка самоконтроля в общении»  М. Снайдера, показали, что  11% подростков имеют высокий уровень самоконтроля в общении. У 26% подростков выявлен низкий уровень коммуникативного контроля. Данные подростки  характеризуются прямолинейностью, не способностью в разговоре учитывать особенности собеседника. Средний балл 4,77  у подростков говорит о среднем уровне развития самоконтроля в общении.

Результаты диагностики  подростков по методике «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова показали, что у 57% подростков низкая эмпатийность. Они испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не общению с людьми. 34% подростков имеют средний уровень эмпатии. Эти подростки в межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Высокий уровень эмпатийных тенденций, выявленный у 6% подростков, говорит о том, что подростки чувствительны к нуждам и проблемам окружающих. Подростки с высокоразвитой эмпатией эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты и хорошо находят общий язык со сверстником. Средний балл эмпатийности 38 лежит на границе низкого и среднего уровня развития эмпатии

Анализ результатов диагностики подростков по  методике «Тест исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена в адаптации Михайлова Е.С показал, что у 11% подростков высокие показатели развития коммуникативных способностей. Они активны и инициативны в общении. 52% подростков имеют средние показатели развития коммуникативных способностей, на их коммуникативное поведение могут оказать влияние их эмоции. 37% подростков имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей. Они имеют трудности в установлении контактов с людьми, проявляют робость и нерешительность, не способны сопереживать другим, правильно оценивать их поведение.

Таким образом, исследование показало, что значительная доля подростков имеют недостаточный уровень развития коммуникативных способностей, необходимо проведение специальной психолого-педагогической работы для их развития [3].  На основе полученных результатов была разработана программа развития коммуникативных способностей,  включающая следующие методы и техники: ролевые игры, обсуждение, моделирование образцов поведения, проигрывание различных ситуаций. По нашему мнению важным средством развития коммуникативных способностей подростков является включение детей в коллективную творческую деятельность. В рамках внеучебной деятельности проводится много различных мероприятий, но не всегда они носят развивающий характер. Важное значение имеет не их количество, но и качество.  Коллективное творческое дело имеет ряд этапов, при этом необходимо особое внимание обратить на их последовательность. Часто мало внимание уделяется предварительному этапу, в рамках которого необходимо выявить интересы и возможности детей, провести соответствующую подготовительную работу с участием самих подростков. Интерес для данной категории детей представляет работа в микрогруппе (аналитики, социологи, художники и т.д.), занятия с элементами научно-исследовательской работы, проектной деятельности. При этом важна роль взрослого, который может занимать различные роли – наставник, консультант, помощник и т.д. Также важно обратить особое внимание на рефлексивный этап мероприятия, выдвижение дальнейших перспектив работы. В рамках коллективного творческого дела важным является психолого-педагогический аспект, в рамках которого подростки могут получить опыт работы в команде, взаимодействия, лидерства и т.д. Для этого свою эффективность показали занятия  с элементами тренинга.  Разработанная и апробированная программа развития коммуникативных способностей подростков средствами КТД включала 16 занятий. Каждое занятие разработано по определенной схеме: вводная часть, основная и заключительная. Вводная часть занятий направлена на создание благоприятного психологического климата в коллективе.  В рамках основной части были проведены занятия по темам: «Кто Я», «Лидерский потенциал», «Моя команда», «Создай свой проект», «Мои интересы», «Как сделать нашу жизнь интересной» и др. Работая в рамках  занятий, подростки смогли лучше узнать свои индивидуально-личностные особенности, развить коммуникативные способности через непосредственное общение со сверстниками в рамках различных мероприятий. Каждое занятие заканчивалось подведением итогов. Рефлексивная часть занятий направлена на саморазвитие и самопознание, выстраивание индивидуальной траектории, анализа тех ролей, которые занимает подросток в различных коллективах (школьный класс, волонтерский отряд, кружок и т.д.). Перед учащимися были раскрыты перспективы их дальнейшего развития в регионе через участие в конкурсах,  мероприятиях сферы молодежной политики, анализ портфолио и т.д.

Анализ результатов апробации развивающей программы с детьми подросткового возраста показал ее эффективность. Она способствовала улучшению  коммуникативных способностей, навыков взаимодействия, самосознания, и может быть использована в работе с молодежью на базе подростковых центров, образовательных учреждений и т.д.