Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСОВ И ОЛИМПИАД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Пиюкова Н.А. 1
1 Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Процесс информатизации внес значительные изменения в образовательный процесс. В результате этих изменений появились дистанционные формы проведения олимпиад и конкурсов. Дистанционные олимпиады кардинально отличаются от традиционных форм проведения олимпиады, поэтому в статье проведен сравнительный анализ таких форм проведения олимпиад и конкурсов. Выделены преимущества и недостатки проведения открытых олимпиад и конкурсов для обучающихся в сети Интернет. Причиной недостатков является относительно небольшой опыт проведения дистанционных олимпиад и конкурсов. В связи с этим в статье предлагается способ преодоления недостатков путем предъявления организационных и педагогических требований к дистанционным олимпиадам и конкурсам для обучающихся. Процесс проведения олимпиады и конкурса состоит из ряда этапов, для каждого из которых описаны соответствующие организационные требования проведения дистанционных олимпиад и конкурсов. Педагогические требования предлагаются в зависимости от содержательного компонента олимпиад и конкурсов и рассматриваются на примере таких форм проведения, как тестирование, обучающие и эвристические олимпиады. Также выделяются общие педагогические требования, которым должна отвечать любая олимпиада и конкурс проводимый в глобальной сети.
дистанционные образовательные технологии
олимпиады
конкурсы
1. Афанасьева, Ю.Л. Дистанционная эвристическая олимпиада как инновационная форма образовательного процесса [Электронный ресурс] / Ю.Л. Афанасьева, А.Д. Афанасьев // Образование. Инновации. Качество: Материалы IV международной научно-методической конференции. – Курск: Курская образовательная сельскохозяйственная академия, 2010. – С. 177–182.
2. Васильева, Т.Н Дистанционные олимпиады и конкурсы в работе педагога [Электронный ресурс] // Интернет-технологии в образовании: Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции. – Чебоксары: КЛИО, 2015. – С. 325–328.
3. Ващенко, Л.В. Образовательные конкурсы и олимпиады [Электронный ресурс] / Л.В. Ващенко, А.А. Челак // Педагогическое обозрение. – 2011 (112). – №4. – С. 2 – 4. – URL: http://gcro2. nios. ru/DswMedia/po_112. Pdf
4. Дистанционный конкурс как возможность развития познавательной и творческой деятельности обучающихся // Pandia – 2017. – URL: http://pandia.ru/text/79/148/71225.php.
5. Ежова, Г.Л. Информационное взаимодействие при организации обучающих сетевых олимпиад [Электронный ресурс] / Г.Л. Ежова, О.А. Мудракова, Д.А. Ростовых // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2008. – №5. – С. 51–52.
6. Монахов, В.В. Интернет-олимпиады как способ развития творческих способностей школьников / В.В. Монахов, Н.К. Ханнанов, А.В. Кожедуб, С.В. Монахова // Физика в школе. – 2012. – №2. – С. 27 – 40.
7. Попов, А.И. Дистанционные олимпиады по компьютерной физике [Электронный ресурс] / А.И. Попов, А.И. Гончаров, Ю.А. Никулин // Открытое образование. – 2006. – №2. – С. 17–23.
8. Рукшин, С.Е. Сравнительные достоинства и недостатки дистанционных и традиционных олимпиад и их влияние на архитектуру автоматизированных систем поддержки дистанционных научных соревнований [Электронный ресурс] / С.Е. Рукшин // Образовательные технологии и общество. – 2010. – №3. – С. 347–359.
9. Сулейманов, В.З. Интернет-олимпиады в современном информационно-образовательном пространстве / В.З. Сулейманов // Биология в школе. – 2011. – №6. – С. 62–69.
10. Штыров, А.В. Познавательный портал «Мирознай»: новые возможности для формирования открытого образовательного и воспитательного пространства / А.В. Штыров, Д.В. Земляков, Н.В. Казанова// PRIMO ASPECTU. – 2015. – №2. – С. 215–217.

В последние годы развитие конкурсов и олимпиад для обучающихся связывается с информатизацией образования, которая произошла благодаря быстрому внедрению информационных технологии во все сферы человеческой жизни. Данный процесс подразумевает компьютеризацию образовательных учреждений, подключение их к сети Интернет и, как следствие, изменение методов, форм и средств обучения.

В результате информатизации появилось дистанционное обучение и его различные формы. В указанном плане следует отметить одну из таких форм – это дистанционные олимпиады и конкурсы, которые являются одним из способов повышения эффективности и активности деятельности учащихся, позволяют в значительной степени улучшить систему работы с одаренными детьми [4].

Если сравнивать олимпиады и конкурсы, проводимые в сети Интернет с традиционными формами их проведения, то они имеют ряд преимуществ:

  • нет территориальных ограничений, достаточно иметь компьютер и выход в Интернет;
  • психологический комфорт за счет выполнения заданий в привычной для ученика обстановке;
  • дополнительная мотивация, так как учащимся интереснее выполнять задания с использованием информационных технологий;
  • возможность объективного оценивания автоматизированной системой проверки результатов;
  • активное развитие умения самостоятельного поиска информации и ее анализа;
  • возможность привлечь к составлению заданий профессиональных педагогов, которых может не оказаться в регионах [2, 8].

Несмотря на представленные преимущества, существуют и недостатки дистанционного проведения олимпиад и конкурсов в сети Интернет. К таким недостаткам можно отнести сложности идентификации личности участников конкурсных состязаний, зачастую формальный характер предлагаемых заданий, ориентированный на автоматизированную проверку, преобладание контактов участников с организаторами мероприятий, но не участников между собой.

Решением данных проблем является предъявление особых педагогических и организационных требований к сетевым конкурсам и олимпиадам, отражающих специфику того, что такие мероприятия проводятся дистанционно с помощью информационных технологий.

Так, анализируя работы А. В. Штырова, Д. В. Землякова [10] и других авторов по проведению дистанционных конкурсов и олимпиад, а также собственный опыт проведения таких мероприятий, мы установили, что обычно это предполагает выполнение следующей последовательности этапов:

  1. Подготовительный этап. Организаторы конкурса продумывают план проведения олимпиады, правила, требования и его сроки, формируют жюри, готовят задания и т.д.
  2. Организационный этап. Анонсирование о проведении олимпиады или конкурса и регистрация участников.
  3. Этап проведения олимпиады или конкурса. Со стороны участников данный этап предполагает непосредственное выполнение конкурсных заданий, а со стороны организаторов – наблюдение за выполнением всех правил конкурса или олимпиады.
  4. Этап оценивания поступивших работ. Проверка всех работ, подсчет правильно выполненных заданий и выстраивание рейтинговых таблиц.
  5. Этап объявления результатов и награждение. До участников доносят информацию о занятых ими местах и награждают грамотами или благодарственными письмами.

Опираясь на представленные этапы, к числу организационных требований к проведению конкурсов и олимпиад для обучающихся в сети Интернет мы можем отнести следующие положения, которые должны обеспечить организаторы мероприятия:

Подготовительный этап:

  • разработка формы проведения мероприятия, подготовка соответствующих средств информационных технологий;
  • разработка конкурсных заданий, критериев и средств оценивания;
  • формирование экспертной комиссии или жюри.

Организационный этап:

  • своевременное анонсирование сроков олимпиад и конкурсов;
  • понятный процесс регистрации, чтобы каждый учащийся смог зарегистрироваться и поучаствовать, или дать возможность учителям регистрировать всех своих учеников;
  • рассылка информационных сообщений об организационных моментах планируемого мероприятия.

Этап проведения олимпиады или конкурса:

  • равные условия всех участников;
  • контроль за выполнением правил олимпиады.

Этап оценивания поступивших работ:

  • наличие системы оперативной проверки результатов работы участников (автоматизированной, либо с привлечением экспертов).

Этап объявления результатов и награждение:

  • своевременную публикацию информации об итогах, занятых местах;
  • награждение участников, рассылка благодарственных писем, грамот.

Помимо описанных организационных требований, успешность проведения дистанционных конкурсов и олимпиад будет зависеть и от педагогических требований.

Так, необходимо учитывать, что в отличие от традиционных форм проведения олимпиад и конкурсов, дистанционные образуют обратную связь между тремя компонентами учебного взаимодействия: обучающий, обучаемый и средство информационных и коммуникационных технологий с использованием Интернет-технологий.  Данное отличие позволяет не просто использовать известную им учебную информации, но и самостоятельно добывать ее с помощью ИКТ. Такое взаимодействие ориентировано на развитие творческое потенциала обучаемого, формирование системы знаний определенной предметной области, формирование комплекса умений и навыков осуществления учебной деятельности [5].

По содержательному компоненту олимпиад и конкурсов, проводимых в сети Интернет выделяют тестирование, обучающие и эвристические олимпиады. К каждому виду предъявляют различные педагогические требования, рассмотрим их.

Простой и быстрый дистанционный способ проверки знаний учащихся – это тестирование. Предъявляемыми требованиями являются понятность вопросов и однозначность ответов. Учащиеся уже давно привыкли к тестовым заданиям и у них не возникнет затруднения в понимании того, что требуется от них. Также решенные тесты из-за простоты ответов легко проверить автоматизированной системой проверки результатов, а это означает быстрое подведение итогов. Но олимпиады и конкурсы предполагают нестандартные задания, а значит вариант тестирования неэффективен в данном случае. Закрытые тестовые задания с вариантами ответов не подходят для олимпиадных заданий, так решение задания часто сводится к поиску подходящего ответа. Единственный подходящий способ тестирования – это открытые задания, в которых учащимся необходимо выполнить и записать ответ в форму. Итак, если дистанционные олимпиады и конкурсы проводятся в форме тестирования, то задания должны быть открытыми.

Олимпиада и конкурс, ориентированные на формирование умений самостоятельного поиска знаний, называются обучающими. Так как Интернет используется как источник получения новых знаний, то обучающие олимпиады активно проводятся в глобальной сети. Преимущество данных олимпиад в том, что они сочетают олимпиадную работу и процесс обучения на соревновательной основе, что дает хороший результат. Задания представляют собой вопросы, на которые ученик заведомо не знает ответа и ему необходимо воспользоваться сетью Интернет и найти ответ на данный вопрос. Процесс обучения таким образом становится не пассивным потреблением знаний, а активным поиском этих знаний. Педагогические требования заключаются в создании качественных вопросов, предусматривающий выход за пределы знаний учеников [3].

Также сегодня популярны олимпиады и конкурсы в сети Интернет, целью которых является создание собственного результата – образовательного продукта. К такого рода олимпиадам можно отнести известный проект А. В. Хуторского – дистанционную эвристическую олимпиаду. Эвристичность означает то, что от участников требуется не просто правильное решение сложных задач, а получение собственного результата. Оценивается именно уникальность и качество разработанного продукта.

Согласно А. В. Хуторскому, существуют требования к составлению эвристических заданий:

  • Задания должны быть открытые, без заранее известных ответов, а содержание заданий должно включать метапредметный первосмысл, что ориентирует участников на выявление смысла окружающих явлений и самопознание.
  • Выполнение задания должно предусматривать применение некоторого метаспособа, то есть универсального эвристического метода познания объекта или решения проблемы.
  • Задание должно предполагать один из ведущих видов деятельности: логический, образный, конструкторский и т.д. Для обеспечения возможности максимального проявления индивидуальных способностей участников, желательно, чтобы вся совокупность олимпиадных заданий охватывала основной набор видов деятельности.
  • На эвристической олимпиаде приоритет должен отдаваться таким заданиям, которые предполагают создание учеником личного образовательного продукта, а не получение требуемого ответа или отыскание известного решения. Общими критериями оценки являются: оригинальность предлагаемого ответа, непохожесть на остальные ответы и известные сведения, мировоззренческая глубина и обоснованность ответа, нестандартность использованных способов решения, степень творческой самореализаций [1, 3].

Помимо требований, предъявляемых к конкретному виду олимпиад или конкурсу, можно выделить общие педагогические требования, которым должна отвечать любая олимпиада и конкурс проводимый в глобальной сети.

Организаторы часто сталкиваются с главным недостатком олимпиад и конкурсов, проводимых в глобальной сети – это невозможность отследить, была ли сторонняя помощь участникам. Существует несколько вариантов решения данного вопроса. Во-первых, возможно проводить регистрацию, отборочные туры дистанционно, а заключительные туры очно, таким образом, не возникнет сомнений в победе того или иного участника. Во-вторых, если рассматривать, что очное присутствие невозможно, то можно организовать дистанционное прохождение олимпиады или конкурса в школе, где будут присутствовать учителя, и чтобы совсем исключить вариант помощи участникам можно осуществить прямую трансляции через камеры, чтобы организаторы видели честное выполнение заданий участниками. Также для решения данной проблемы можно организовать максимальную вариативность заданий с сохранением уровня сложности для каждого варианта и ограничить во времени выполнения [6].

В олимпиадной среде необходимо шире внедрять и самостоятельную постановку задачи обучающимися, и использование задач с неопределенностью в условии, которая делает невозможным получение однозначного ответа и направляет активность обучающихся на исследование проблемы. В процессе решения самостоятельно поставленных задач обучающийся многократно переформулирует задачу, определяет дополнительные цели и может выйти за рамки первоначально определенных ориентиров.

В олимпиадах необходимо использовать личностно-развивающие задачи, которые наряду с творческим и когнитивным компонентами содержат личностный компонент. Критерием личностно-развивающей олимпиадной задачи можно считать включение в нее проблемных ситуаций, позволяющих обучающему самостоятельно оценить и систематизировать имеющиеся и приобретаемые знания, создание элементов, стимулирующих студентов к продолжению познавательной деятельности, в том числе и в неблагоприятных психологических условиях [7].

Обучающий эффект соревнований значительно возрастет в случае, когда каждый участник в итоге узнает не только количество набранных баллов и занятое место, но и получит доступ к своей работе с отметками верно или не верно выполнено задание, возможно даже более развернутый ответ, выдача рекомендации и т.д. [8].

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, мы можем отметить, что технологии дистанционных конкурсов и олимпиад в настоящее время весьма востребованы и обладают рядом серьезных преимуществ. При их организации, однако, требуется вести работу над организационными моментами, стремиться к созданию автоматизированных систем регистрации участников и проведения олимпиады, подведения итогов. При этом, по своей сути, дистанционные конкурсы и олимпиады для учащихся в сети Интернет должны быть открытыми, результаты выполнения заданий учащимися должны предполагать подготовку своего образовательного продукта. В этом случае конкурсы и олимпиады будут способствовать формированию новых знаний и личностных качеств учащихся.


Библиографическая ссылка

Пиюкова Н.А. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСОВ И ОЛИМПИАД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18037 (дата обращения: 26.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674