В последние годы развитие конкурсов и олимпиад для обучающихся связывается с информатизацией образования, которая произошла благодаря быстрому внедрению информационных технологии во все сферы человеческой жизни. Данный процесс подразумевает компьютеризацию образовательных учреждений, подключение их к сети Интернет и, как следствие, изменение методов, форм и средств обучения.
В результате информатизации появилось дистанционное обучение и его различные формы. В указанном плане следует отметить одну из таких форм – это дистанционные олимпиады и конкурсы, которые являются одним из способов повышения эффективности и активности деятельности учащихся, позволяют в значительной степени улучшить систему работы с одаренными детьми [4].
Если сравнивать олимпиады и конкурсы, проводимые в сети Интернет с традиционными формами их проведения, то они имеют ряд преимуществ:
- нет территориальных ограничений, достаточно иметь компьютер и выход в Интернет;
- психологический комфорт за счет выполнения заданий в привычной для ученика обстановке;
- дополнительная мотивация, так как учащимся интереснее выполнять задания с использованием информационных технологий;
- возможность объективного оценивания автоматизированной системой проверки результатов;
- активное развитие умения самостоятельного поиска информации и ее анализа;
- возможность привлечь к составлению заданий профессиональных педагогов, которых может не оказаться в регионах [2, 8].
Несмотря на представленные преимущества, существуют и недостатки дистанционного проведения олимпиад и конкурсов в сети Интернет. К таким недостаткам можно отнести сложности идентификации личности участников конкурсных состязаний, зачастую формальный характер предлагаемых заданий, ориентированный на автоматизированную проверку, преобладание контактов участников с организаторами мероприятий, но не участников между собой.
Решением данных проблем является предъявление особых педагогических и организационных требований к сетевым конкурсам и олимпиадам, отражающих специфику того, что такие мероприятия проводятся дистанционно с помощью информационных технологий.
Так, анализируя работы А. В. Штырова, Д. В. Землякова [10] и других авторов по проведению дистанционных конкурсов и олимпиад, а также собственный опыт проведения таких мероприятий, мы установили, что обычно это предполагает выполнение следующей последовательности этапов:
- Подготовительный этап. Организаторы конкурса продумывают план проведения олимпиады, правила, требования и его сроки, формируют жюри, готовят задания и т.д.
- Организационный этап. Анонсирование о проведении олимпиады или конкурса и регистрация участников.
- Этап проведения олимпиады или конкурса. Со стороны участников данный этап предполагает непосредственное выполнение конкурсных заданий, а со стороны организаторов – наблюдение за выполнением всех правил конкурса или олимпиады.
- Этап оценивания поступивших работ. Проверка всех работ, подсчет правильно выполненных заданий и выстраивание рейтинговых таблиц.
- Этап объявления результатов и награждение. До участников доносят информацию о занятых ими местах и награждают грамотами или благодарственными письмами.
Опираясь на представленные этапы, к числу организационных требований к проведению конкурсов и олимпиад для обучающихся в сети Интернет мы можем отнести следующие положения, которые должны обеспечить организаторы мероприятия:
Подготовительный этап:
- разработка формы проведения мероприятия, подготовка соответствующих средств информационных технологий;
- разработка конкурсных заданий, критериев и средств оценивания;
- формирование экспертной комиссии или жюри.
Организационный этап:
- своевременное анонсирование сроков олимпиад и конкурсов;
- понятный процесс регистрации, чтобы каждый учащийся смог зарегистрироваться и поучаствовать, или дать возможность учителям регистрировать всех своих учеников;
- рассылка информационных сообщений об организационных моментах планируемого мероприятия.
Этап проведения олимпиады или конкурса:
- равные условия всех участников;
- контроль за выполнением правил олимпиады.
Этап оценивания поступивших работ:
- наличие системы оперативной проверки результатов работы участников (автоматизированной, либо с привлечением экспертов).
Этап объявления результатов и награждение:
- своевременную публикацию информации об итогах, занятых местах;
- награждение участников, рассылка благодарственных писем, грамот.
Помимо описанных организационных требований, успешность проведения дистанционных конкурсов и олимпиад будет зависеть и от педагогических требований.
Так, необходимо учитывать, что в отличие от традиционных форм проведения олимпиад и конкурсов, дистанционные образуют обратную связь между тремя компонентами учебного взаимодействия: обучающий, обучаемый и средство информационных и коммуникационных технологий с использованием Интернет-технологий. Данное отличие позволяет не просто использовать известную им учебную информации, но и самостоятельно добывать ее с помощью ИКТ. Такое взаимодействие ориентировано на развитие творческое потенциала обучаемого, формирование системы знаний определенной предметной области, формирование комплекса умений и навыков осуществления учебной деятельности [5].
По содержательному компоненту олимпиад и конкурсов, проводимых в сети Интернет выделяют тестирование, обучающие и эвристические олимпиады. К каждому виду предъявляют различные педагогические требования, рассмотрим их.
Простой и быстрый дистанционный способ проверки знаний учащихся – это тестирование. Предъявляемыми требованиями являются понятность вопросов и однозначность ответов. Учащиеся уже давно привыкли к тестовым заданиям и у них не возникнет затруднения в понимании того, что требуется от них. Также решенные тесты из-за простоты ответов легко проверить автоматизированной системой проверки результатов, а это означает быстрое подведение итогов. Но олимпиады и конкурсы предполагают нестандартные задания, а значит вариант тестирования неэффективен в данном случае. Закрытые тестовые задания с вариантами ответов не подходят для олимпиадных заданий, так решение задания часто сводится к поиску подходящего ответа. Единственный подходящий способ тестирования – это открытые задания, в которых учащимся необходимо выполнить и записать ответ в форму. Итак, если дистанционные олимпиады и конкурсы проводятся в форме тестирования, то задания должны быть открытыми.
Олимпиада и конкурс, ориентированные на формирование умений самостоятельного поиска знаний, называются обучающими. Так как Интернет используется как источник получения новых знаний, то обучающие олимпиады активно проводятся в глобальной сети. Преимущество данных олимпиад в том, что они сочетают олимпиадную работу и процесс обучения на соревновательной основе, что дает хороший результат. Задания представляют собой вопросы, на которые ученик заведомо не знает ответа и ему необходимо воспользоваться сетью Интернет и найти ответ на данный вопрос. Процесс обучения таким образом становится не пассивным потреблением знаний, а активным поиском этих знаний. Педагогические требования заключаются в создании качественных вопросов, предусматривающий выход за пределы знаний учеников [3].
Также сегодня популярны олимпиады и конкурсы в сети Интернет, целью которых является создание собственного результата – образовательного продукта. К такого рода олимпиадам можно отнести известный проект А. В. Хуторского – дистанционную эвристическую олимпиаду. Эвристичность означает то, что от участников требуется не просто правильное решение сложных задач, а получение собственного результата. Оценивается именно уникальность и качество разработанного продукта.
Согласно А. В. Хуторскому, существуют требования к составлению эвристических заданий:
- Задания должны быть открытые, без заранее известных ответов, а содержание заданий должно включать метапредметный первосмысл, что ориентирует участников на выявление смысла окружающих явлений и самопознание.
- Выполнение задания должно предусматривать применение некоторого метаспособа, то есть универсального эвристического метода познания объекта или решения проблемы.
- Задание должно предполагать один из ведущих видов деятельности: логический, образный, конструкторский и т.д. Для обеспечения возможности максимального проявления индивидуальных способностей участников, желательно, чтобы вся совокупность олимпиадных заданий охватывала основной набор видов деятельности.
- На эвристической олимпиаде приоритет должен отдаваться таким заданиям, которые предполагают создание учеником личного образовательного продукта, а не получение требуемого ответа или отыскание известного решения. Общими критериями оценки являются: оригинальность предлагаемого ответа, непохожесть на остальные ответы и известные сведения, мировоззренческая глубина и обоснованность ответа, нестандартность использованных способов решения, степень творческой самореализаций [1, 3].
Помимо требований, предъявляемых к конкретному виду олимпиад или конкурсу, можно выделить общие педагогические требования, которым должна отвечать любая олимпиада и конкурс проводимый в глобальной сети.
Организаторы часто сталкиваются с главным недостатком олимпиад и конкурсов, проводимых в глобальной сети – это невозможность отследить, была ли сторонняя помощь участникам. Существует несколько вариантов решения данного вопроса. Во-первых, возможно проводить регистрацию, отборочные туры дистанционно, а заключительные туры очно, таким образом, не возникнет сомнений в победе того или иного участника. Во-вторых, если рассматривать, что очное присутствие невозможно, то можно организовать дистанционное прохождение олимпиады или конкурса в школе, где будут присутствовать учителя, и чтобы совсем исключить вариант помощи участникам можно осуществить прямую трансляции через камеры, чтобы организаторы видели честное выполнение заданий участниками. Также для решения данной проблемы можно организовать максимальную вариативность заданий с сохранением уровня сложности для каждого варианта и ограничить во времени выполнения [6].
В олимпиадной среде необходимо шире внедрять и самостоятельную постановку задачи обучающимися, и использование задач с неопределенностью в условии, которая делает невозможным получение однозначного ответа и направляет активность обучающихся на исследование проблемы. В процессе решения самостоятельно поставленных задач обучающийся многократно переформулирует задачу, определяет дополнительные цели и может выйти за рамки первоначально определенных ориентиров.
В олимпиадах необходимо использовать личностно-развивающие задачи, которые наряду с творческим и когнитивным компонентами содержат личностный компонент. Критерием личностно-развивающей олимпиадной задачи можно считать включение в нее проблемных ситуаций, позволяющих обучающему самостоятельно оценить и систематизировать имеющиеся и приобретаемые знания, создание элементов, стимулирующих студентов к продолжению познавательной деятельности, в том числе и в неблагоприятных психологических условиях [7].
Обучающий эффект соревнований значительно возрастет в случае, когда каждый участник в итоге узнает не только количество набранных баллов и занятое место, но и получит доступ к своей работе с отметками верно или не верно выполнено задание, возможно даже более развернутый ответ, выдача рекомендации и т.д. [8].
Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, мы можем отметить, что технологии дистанционных конкурсов и олимпиад в настоящее время весьма востребованы и обладают рядом серьезных преимуществ. При их организации, однако, требуется вести работу над организационными моментами, стремиться к созданию автоматизированных систем регистрации участников и проведения олимпиады, подведения итогов. При этом, по своей сути, дистанционные конкурсы и олимпиады для учащихся в сети Интернет должны быть открытыми, результаты выполнения заданий учащимися должны предполагать подготовку своего образовательного продукта. В этом случае конкурсы и олимпиады будут способствовать формированию новых знаний и личностных качеств учащихся.
Библиографическая ссылка
Пиюкова Н.А. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНКУРСОВ И ОЛИМПИАД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18037 (дата обращения: 07.12.2024).