Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL REQUIREMENTS FOR COMPETITIONS AND THE OLYMPIAD FOR STUDENTS IN THE INTERNET

Piyukova N.A. 1
1 Volgograd State Social and Pedagogical University
The process of informatization has made significant changes in the educational process. As a result of these changes, remote forms of Olympiads and contests were created. Distance Olympiads are fundamentally different from the traditional forms of the Olympiad, so the article compares such forms of Olympiads and competitions. Advantages and disadvantages of conducting open competitions and competitions for students in the Internet are highlighted. The reason for the shortcomings is a relatively small experience of distance Olympiads and contests. In this regard, the article proposes a method for overcoming shortcomings by presenting organizational and pedagogical requirements for distance olympiads and contests for students. The process of holding the Olympiad and competition consists of a number of stages, for each of which the relevant organizational requirements for conducting distance olympiads and competitions are described. Pedagogical requirements are offered depending on the content component of the Olympiads and competitions and are considered on the example of such forms of conducting as testing, training and heuristic Olympiads. General pedagogical requirements are also singled out, which must be met by any Olympiad and competition held in the global network.
distance educational technologies
olympiads
contests

В последние годы развитие конкурсов и олимпиад для обучающихся связывается с информатизацией образования, которая произошла благодаря быстрому внедрению информационных технологии во все сферы человеческой жизни. Данный процесс подразумевает компьютеризацию образовательных учреждений, подключение их к сети Интернет и, как следствие, изменение методов, форм и средств обучения.

В результате информатизации появилось дистанционное обучение и его различные формы. В указанном плане следует отметить одну из таких форм – это дистанционные олимпиады и конкурсы, которые являются одним из способов повышения эффективности и активности деятельности учащихся, позволяют в значительной степени улучшить систему работы с одаренными детьми [4].

Если сравнивать олимпиады и конкурсы, проводимые в сети Интернет с традиционными формами их проведения, то они имеют ряд преимуществ:

  • нет территориальных ограничений, достаточно иметь компьютер и выход в Интернет;
  • психологический комфорт за счет выполнения заданий в привычной для ученика обстановке;
  • дополнительная мотивация, так как учащимся интереснее выполнять задания с использованием информационных технологий;
  • возможность объективного оценивания автоматизированной системой проверки результатов;
  • активное развитие умения самостоятельного поиска информации и ее анализа;
  • возможность привлечь к составлению заданий профессиональных педагогов, которых может не оказаться в регионах [2, 8].

Несмотря на представленные преимущества, существуют и недостатки дистанционного проведения олимпиад и конкурсов в сети Интернет. К таким недостаткам можно отнести сложности идентификации личности участников конкурсных состязаний, зачастую формальный характер предлагаемых заданий, ориентированный на автоматизированную проверку, преобладание контактов участников с организаторами мероприятий, но не участников между собой.

Решением данных проблем является предъявление особых педагогических и организационных требований к сетевым конкурсам и олимпиадам, отражающих специфику того, что такие мероприятия проводятся дистанционно с помощью информационных технологий.

Так, анализируя работы А. В. Штырова, Д. В. Землякова [10] и других авторов по проведению дистанционных конкурсов и олимпиад, а также собственный опыт проведения таких мероприятий, мы установили, что обычно это предполагает выполнение следующей последовательности этапов:

  1. Подготовительный этап. Организаторы конкурса продумывают план проведения олимпиады, правила, требования и его сроки, формируют жюри, готовят задания и т.д.
  2. Организационный этап. Анонсирование о проведении олимпиады или конкурса и регистрация участников.
  3. Этап проведения олимпиады или конкурса. Со стороны участников данный этап предполагает непосредственное выполнение конкурсных заданий, а со стороны организаторов – наблюдение за выполнением всех правил конкурса или олимпиады.
  4. Этап оценивания поступивших работ. Проверка всех работ, подсчет правильно выполненных заданий и выстраивание рейтинговых таблиц.
  5. Этап объявления результатов и награждение. До участников доносят информацию о занятых ими местах и награждают грамотами или благодарственными письмами.

Опираясь на представленные этапы, к числу организационных требований к проведению конкурсов и олимпиад для обучающихся в сети Интернет мы можем отнести следующие положения, которые должны обеспечить организаторы мероприятия:

Подготовительный этап:

  • разработка формы проведения мероприятия, подготовка соответствующих средств информационных технологий;
  • разработка конкурсных заданий, критериев и средств оценивания;
  • формирование экспертной комиссии или жюри.

Организационный этап:

  • своевременное анонсирование сроков олимпиад и конкурсов;
  • понятный процесс регистрации, чтобы каждый учащийся смог зарегистрироваться и поучаствовать, или дать возможность учителям регистрировать всех своих учеников;
  • рассылка информационных сообщений об организационных моментах планируемого мероприятия.

Этап проведения олимпиады или конкурса:

  • равные условия всех участников;
  • контроль за выполнением правил олимпиады.

Этап оценивания поступивших работ:

  • наличие системы оперативной проверки результатов работы участников (автоматизированной, либо с привлечением экспертов).

Этап объявления результатов и награждение:

  • своевременную публикацию информации об итогах, занятых местах;
  • награждение участников, рассылка благодарственных писем, грамот.

Помимо описанных организационных требований, успешность проведения дистанционных конкурсов и олимпиад будет зависеть и от педагогических требований.

Так, необходимо учитывать, что в отличие от традиционных форм проведения олимпиад и конкурсов, дистанционные образуют обратную связь между тремя компонентами учебного взаимодействия: обучающий, обучаемый и средство информационных и коммуникационных технологий с использованием Интернет-технологий.  Данное отличие позволяет не просто использовать известную им учебную информации, но и самостоятельно добывать ее с помощью ИКТ. Такое взаимодействие ориентировано на развитие творческое потенциала обучаемого, формирование системы знаний определенной предметной области, формирование комплекса умений и навыков осуществления учебной деятельности [5].

По содержательному компоненту олимпиад и конкурсов, проводимых в сети Интернет выделяют тестирование, обучающие и эвристические олимпиады. К каждому виду предъявляют различные педагогические требования, рассмотрим их.

Простой и быстрый дистанционный способ проверки знаний учащихся – это тестирование. Предъявляемыми требованиями являются понятность вопросов и однозначность ответов. Учащиеся уже давно привыкли к тестовым заданиям и у них не возникнет затруднения в понимании того, что требуется от них. Также решенные тесты из-за простоты ответов легко проверить автоматизированной системой проверки результатов, а это означает быстрое подведение итогов. Но олимпиады и конкурсы предполагают нестандартные задания, а значит вариант тестирования неэффективен в данном случае. Закрытые тестовые задания с вариантами ответов не подходят для олимпиадных заданий, так решение задания часто сводится к поиску подходящего ответа. Единственный подходящий способ тестирования – это открытые задания, в которых учащимся необходимо выполнить и записать ответ в форму. Итак, если дистанционные олимпиады и конкурсы проводятся в форме тестирования, то задания должны быть открытыми.

Олимпиада и конкурс, ориентированные на формирование умений самостоятельного поиска знаний, называются обучающими. Так как Интернет используется как источник получения новых знаний, то обучающие олимпиады активно проводятся в глобальной сети. Преимущество данных олимпиад в том, что они сочетают олимпиадную работу и процесс обучения на соревновательной основе, что дает хороший результат. Задания представляют собой вопросы, на которые ученик заведомо не знает ответа и ему необходимо воспользоваться сетью Интернет и найти ответ на данный вопрос. Процесс обучения таким образом становится не пассивным потреблением знаний, а активным поиском этих знаний. Педагогические требования заключаются в создании качественных вопросов, предусматривающий выход за пределы знаний учеников [3].

Также сегодня популярны олимпиады и конкурсы в сети Интернет, целью которых является создание собственного результата – образовательного продукта. К такого рода олимпиадам можно отнести известный проект А. В. Хуторского – дистанционную эвристическую олимпиаду. Эвристичность означает то, что от участников требуется не просто правильное решение сложных задач, а получение собственного результата. Оценивается именно уникальность и качество разработанного продукта.

Согласно А. В. Хуторскому, существуют требования к составлению эвристических заданий:

  • Задания должны быть открытые, без заранее известных ответов, а содержание заданий должно включать метапредметный первосмысл, что ориентирует участников на выявление смысла окружающих явлений и самопознание.
  • Выполнение задания должно предусматривать применение некоторого метаспособа, то есть универсального эвристического метода познания объекта или решения проблемы.
  • Задание должно предполагать один из ведущих видов деятельности: логический, образный, конструкторский и т.д. Для обеспечения возможности максимального проявления индивидуальных способностей участников, желательно, чтобы вся совокупность олимпиадных заданий охватывала основной набор видов деятельности.
  • На эвристической олимпиаде приоритет должен отдаваться таким заданиям, которые предполагают создание учеником личного образовательного продукта, а не получение требуемого ответа или отыскание известного решения. Общими критериями оценки являются: оригинальность предлагаемого ответа, непохожесть на остальные ответы и известные сведения, мировоззренческая глубина и обоснованность ответа, нестандартность использованных способов решения, степень творческой самореализаций [1, 3].

Помимо требований, предъявляемых к конкретному виду олимпиад или конкурсу, можно выделить общие педагогические требования, которым должна отвечать любая олимпиада и конкурс проводимый в глобальной сети.

Организаторы часто сталкиваются с главным недостатком олимпиад и конкурсов, проводимых в глобальной сети – это невозможность отследить, была ли сторонняя помощь участникам. Существует несколько вариантов решения данного вопроса. Во-первых, возможно проводить регистрацию, отборочные туры дистанционно, а заключительные туры очно, таким образом, не возникнет сомнений в победе того или иного участника. Во-вторых, если рассматривать, что очное присутствие невозможно, то можно организовать дистанционное прохождение олимпиады или конкурса в школе, где будут присутствовать учителя, и чтобы совсем исключить вариант помощи участникам можно осуществить прямую трансляции через камеры, чтобы организаторы видели честное выполнение заданий участниками. Также для решения данной проблемы можно организовать максимальную вариативность заданий с сохранением уровня сложности для каждого варианта и ограничить во времени выполнения [6].

В олимпиадной среде необходимо шире внедрять и самостоятельную постановку задачи обучающимися, и использование задач с неопределенностью в условии, которая делает невозможным получение однозначного ответа и направляет активность обучающихся на исследование проблемы. В процессе решения самостоятельно поставленных задач обучающийся многократно переформулирует задачу, определяет дополнительные цели и может выйти за рамки первоначально определенных ориентиров.

В олимпиадах необходимо использовать личностно-развивающие задачи, которые наряду с творческим и когнитивным компонентами содержат личностный компонент. Критерием личностно-развивающей олимпиадной задачи можно считать включение в нее проблемных ситуаций, позволяющих обучающему самостоятельно оценить и систематизировать имеющиеся и приобретаемые знания, создание элементов, стимулирующих студентов к продолжению познавательной деятельности, в том числе и в неблагоприятных психологических условиях [7].

Обучающий эффект соревнований значительно возрастет в случае, когда каждый участник в итоге узнает не только количество набранных баллов и занятое место, но и получит доступ к своей работе с отметками верно или не верно выполнено задание, возможно даже более развернутый ответ, выдача рекомендации и т.д. [8].

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, мы можем отметить, что технологии дистанционных конкурсов и олимпиад в настоящее время весьма востребованы и обладают рядом серьезных преимуществ. При их организации, однако, требуется вести работу над организационными моментами, стремиться к созданию автоматизированных систем регистрации участников и проведения олимпиады, подведения итогов. При этом, по своей сути, дистанционные конкурсы и олимпиады для учащихся в сети Интернет должны быть открытыми, результаты выполнения заданий учащимися должны предполагать подготовку своего образовательного продукта. В этом случае конкурсы и олимпиады будут способствовать формированию новых знаний и личностных качеств учащихся.