Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

Постинтернатное сопровождение выпускников государственных учреждений в России

Алибаева Д.С. 1 Маметьева О.С. 1
1 ФГБОУ ВО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
В данной статье рассмотрена проблема социальной адаптации детей-сирот – выпускников интернатных учреждений, а также раскрыты основные направления социальной работы с данной категорией. Постинтернатное сопровождение рассматривается как процесс адаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к социальным условиям вне учреждения, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь. Сегодня, как никогда остро стоит вопрос о создании государственной системы сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период постинтернатной адаптации. Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа – это комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их самореализацию, снижение числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении, правонарушений и преступлений. Для обеспечения более успешного вхождения выпускников детских домов в систему общественных отношений и осуществляется становление системы постинтернатного сопровождения. Это специальная работа, цель которой – помощь детям в восполнении дефицита общения, контактов и социальных связей, естественных для «обычных» детей.
постинтернатное сопровождение
дети-сироты
выпускники государственных учреждений
социальная адаптация
Проблемы социальной адаптации и успешной интеграции выпускников государственных учреждений всегда существовала с самого начала их создания, острота вопроса во многом зависела от уровня заботы самих государственных учреждений, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе.
Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны и поспешны. Дети из учреждений интернатного типа вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. Поэтому именно сегодня становится актуальной проблема разработки и реализации технологии постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений.
Постинтернатное сопровождение рассматривается как процесс адаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к социальным условиям вне учреждения, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь. Задачами постинтернатного сопровождения выпускников являются: содействие в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав; обеспечение преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период; повышение социального статуса выпускников государственных учреждений.
Постинтернатное сопровождение детей-сирот понимается в широком и узком смыслах. В широком аспекте - как система осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятий по сопровождению выпускников детских домов для их успешной социальной адаптации и самореализации, а также минимизация потенциальной возможности их асоциального поведения и негативного воздействия на них вредных общественных структур (хулиганские группировки, преступные сообщества и т.д.)
Рассмотрение постинтернатного сопровождения в узком аспекте выделяет прежде всего деятельность постинтернатных педагогов и ряда специалистов, оказывающих различную помощь выпускникам – в области образования, трудоустройства, получения жилья, организации досуга и т.д., осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении.
Под термином «сопровождение» следует понимать комплекс действий представителей государственных и общественных структур, направленных на социализацию выпускников.
Различные исследования отечественных социологов и других специалистов по данной проблеме (М.С. Астоянц, Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьева, В.Н. Ефименко, Г.В.Семья, Н.В. Пустовойт, Т.В. Сизанова, И.А.Бобылева, Е.А.Ильина, Л.П. Ослопова, Н.П. Шеховцова, С.Б. Соломатова, А.О. Шарипова), а также многочисленные социологические опросы выпускников интернатов позволяют констатировать, что при любой воспитательной системе вне семьи (дома), созданная государственной системой модель не может создать адекватные современным условиям развития общества возможности для полноценного развития детей и заменить родительское воспитание [6, с. 28].
Задачами постинтернатного сопровождения являются:
- содействие в получении образования, адаптации в обществе, трудоустройстве, в защите имущественных и личных прав;
- обеспечение реабилитационной работы в постинтернатный период;
- повышение социального статуса выпускников учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
В последние годы стали активно возникать новые модели работы с выпускниками интернатов. Ситуация стала активно освещаться в средствах массовой информации, проблемных научных конференциях, подниматься на уровне федеральных и местных властей.
В 2007 году в рамках инновационной программы «Дети-сироты» были разработаны концепции и рекомендации, с целью создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей-сирот.
Поэтому в настоящее время решению проблемы сопровождения выпускников детских домов уделяется значительное внимание как на уровне государственной политики, так и в отдельных муниципальных образованиях с учетом региональной и местной специфики.
Проблемы постинтернатного сопровождения нашли свое отражение в развитии отечественного законодательства. Национальная доктрина российского образования до 2025 года предполагает организацию социально-психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и адаптации обучающихся, и в том числе воспитанников интернатных учреждений, делая особый упор на постинтернатное сопровождение выпускников как технологии социальной работы с детьми. Показательны в этом отношении послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и направленные на их реализацию поручения Президента РФ, где поднимались задачи разработки и реализации программ постинтернатовского сопровождения детей, выпускающихся из таких государственных учреждений, в том числе и в рамках межведомственного взаимодействия.
Однако до настоящего времени только незначительная часть регионов страны создали подобные модели и еще в меньших можно отметить практические позитивные результаты. Поэтому можно констатировать, что на сегодняшний день в большинстве регионов РФ отсутствуют практические модели межведомственного взаимодействия помощи выпускникам интернатов, а в других (где эти модели уже созданы), выявлены различные проблемы ее практической реализации.
Преодоление указанной выше проблемы возможно посредством комплексной организации форм постинтернатного сопровождения, включающих ряд компонентов:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- создание и совершенствование имеющихся региональных моделей межведомственного взаимодействия;
- оптимизация системы воспитания самих государственных заведений (интернатов, детских домов) с учетом достижений современной педагогики и в условиях развития современного социума.
- создание научно-методического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения, соответствующего требованиям законодательства и практическим реалиям [9, с. 98].
Проблемы социальной адаптации и интеграции выпускников государственных учреждений существовала с самого начала их создания, острота вопроса во многом зависела от уровня заботы самих государственных учреждений, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе.
Ребенок, растущий в государственных учреждениях, как правило не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны и поспешны. Дети из таких учреждений, вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок по отношению к другим детям занимает негативную позицию[1, с.15].
Дети-сироты и приемные дети являются одной из категорий детей с особыми образовательными потребностями, для которых пока не выстроена система поддержки и сопровождения в общеобразовательных организациях. В то же время они испытывают серьезные трудности в обучении и социализации, связанные с особенностями интеллектуального развития, развития эмоционально-волевой сферы и социальным развитием [2, с. 206].
В настоящее время выпускники государственных учреждений испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права. В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник государственного учреждения состоял в «группе риска» (являлся бомжем, находился под следствием либо уже отбывал наказание и т. д.) [3, c. 184].
Проблема социальной адаптации широко обсуждается в прессе и на научно-практических конференциях федерального и регионального уровня. Выпускникам приходится осваивать новое жизненное пространство (чаще всего это общежитие или квартира, в которой они были прописаны до поступления в детский дом или школу-интернат). Трудовые навыки выпускников ограничиваются набором элементарных умений: заправка кровати, уборка помещения, штопка носков, чистка зубов и пр. - не сложнее этого. Они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами.
Создание центров постинтернатной адаптации в государственных учреждениях для детей-сирот на практике всего лишь продлевает срок пребывания воспитанника в детском доме до достижения им 18 лет. Нужно отметить, что цели социальной адаптации выпускников не достигаются в данной форме, так как не происходит значимых перемен в развитии социальной ситуации воспитанника. Перемены эти необходимы для актуализации его адаптивных механизмов и помощи в приобретении нового опыта, оставаясь в стенах детского дома, воспитанник-сирота просто продлевает свое интернатное детство еще на 2-3 года.
Согласно статистике, на 2014 г. в Челябинской области находилось 55 интернатных учреждений и приютов. Необходимо отметить, что в области наблюдается разная степень развития методологии и организации данной формы.
Так, например, в Коркинском детском доме № 2 ведется работа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая включает следующее: [9, с. 22]:
1. Диагностическая работа заключается в изучении уровня благополучия выпускник, а именно физическое состояние, наличие заболеваний, условия и сферы жизни, отношения с окружающими, способы избавления от нервного напряжения. Анализ и обработка результатов по проблемам, выявление фактов, препятствующих успешной адаптации выпускников.
2. Развивающая и коррекционная работа. Разработка индивидуальных маршрутов постинтернатного сопровождения. Развитие способности принятия собственных эмоций, воспитание стрессоустойчивости, поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме. Ознакомление с технологиями эффективной коммуникации: механизмы межличностного восприятия, психологические защиты, барьеры в общении, активное и пассивное слушание, правила конструктивного общения.
3. Консультативная работа. Индивидуальное консультирование выпускников по проблемам самочувствия межличностных отношений; профессиональной самореализации и саморегуляции в деловых отношениях; семейного консультирования, правовых отношений.
4. Информационно-просветительская работа. Размещение на сайте государственных учреждений информации и материалов по вопросам постинтернатного сопровождения выпускников учреждений. Распространение листовок с анонимными телефонами доверия, служб экстренной помощи. Оповещение выпускников о мероприятиях, проводимых по плану учреждения и специалистами постинтернатного сопровождения совместно с центрами занятости.
5. Организационно-методическая работа. Участие в работе методических объединений специалистов, занимающихся постинтернатным сопровождением выпускников. Организация и проведение вечеров встреч выпускников на базе учреждения. Обеспечение социально-правовой документацией и методическими материалами по сопровождению выпускников. Разработка и издание методических рекомендаций для специалистов, осуществляющих постинтернатное сопровождение выпускников учреждений. Разработка программ по постинтернатному сопровождению.
Таким образом, постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми характеризуется следующим:
- созданием и апробацией инновационных моделей постинтернатного сопровождения;
- разработкой механизмов поддержки детей-сирот, выпускников интернатных учреждений, где необходимо учитывать меняющиеся социально-экономические и политические условия, в частности, изменение законодательной базы;
- развитием программ по социальной адаптации выпускников и разработке курсов повышения квалификации для работников учреждений начального и среднего профессионального образования;
- моделями постинтернатной адаптации, которые требуют дальнейшего изучения для выделения факторов, способствующих и препятствующих успешной адаптации, и интеграции выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- совершенствованием законодательной базы для включения успешных инновационных моделей социальной адаптации в государственную структуру.
Таким образом, в настоящий момент становление системы постинтернатного сопровождения можно охарактеризовать как поиск инновационных форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблемы социальной адаптации и успешной интеграции выпускников государственных учреждений всегда существовала с самого начала их создания, острота вопроса во многом зависела от уровня заботы самих государственных учреждений, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе.

Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны и поспешны. Дети из учреждений интернатного типа вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. Поэтому именно сегодня становится актуальной проблема разработки и реализации технологии постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений.

Постинтернатное сопровождение рассматривается как процесс адаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к социальным условиям вне учреждения, когда выпускник входит в самостоятельную жизнь. Задачами постинтернатного сопровождения выпускников являются: содействие в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав; обеспечение преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период; повышение социального статуса выпускников государственных учреждений.

Постинтернатное сопровождение детей-сирот понимается в широком и узком смыслах. В широком аспекте - как система осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятий по сопровождению выпускников детских домов для их успешной социальной адаптации и самореализации, а также минимизация потенциальной возможности их асоциального поведения и негативного воздействия на них вредных общественных структур (хулиганские группировки, преступные сообщества и т.д.)

Рассмотрение постинтернатного сопровождения в узком аспекте выделяет прежде всего деятельность постинтернатных педагогов и ряда специалистов, оказывающих различную помощь выпускникам – в области образования, трудоустройства, получения жилья, организации досуга и т.д., осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении.

Под термином «сопровождение» следует понимать комплекс действий представителей государственных и общественных структур, направленных на социализацию выпускников.

Различные исследования отечественных социологов и других специалистов по данной проблеме (М.С. Астоянц, Л.Я. Олиференко, И.Ф. Дементьева, В.Н. Ефименко, Г.В.Семья, Н.В. Пустовойт, Т.В. Сизанова, И.А.Бобылева, Е.А.Ильина, Л.П. Ослопова, Н.П. Шеховцова, С.Б. Соломатова, А.О. Шарипова), а также многочисленные социологические опросы выпускников интернатов позволяют констатировать, что при любой воспитательной системе вне семьи (дома), созданная государственной системой модель не может создать адекватные современным условиям развития общества возможности для полноценного развития детей и заменить родительское воспитание [6, с. 28].

Задачами постинтернатного сопровождения являются:

- содействие в получении образования, адаптации в обществе, трудоустройстве, в защите имущественных и личных прав;

- обеспечение реабилитационной работы в постинтернатный период;

- повышение социального статуса выпускников учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

В последние годы стали активно возникать новые модели работы с выпускниками интернатов. Ситуация стала активно освещаться в средствах массовой информации, проблемных научных конференциях, подниматься на уровне федеральных и местных властей.

В 2007 году в рамках инновационной программы «Дети-сироты» были разработаны концепции и рекомендации, с целью создания условий для повышения качества жизни и здоровья детей-сирот.

Поэтому в настоящее время решению проблемы сопровождения выпускников детских домов уделяется значительное внимание как на уровне государственной политики, так и в отдельных муниципальных образованиях с учетом региональной и местной специфики.

Проблемы постинтернатного сопровождения нашли свое отражение в развитии отечественного законодательства. Национальная доктрина российского образования до 2025 года предполагает организацию социально-психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и адаптации обучающихся, и в том числе воспитанников интернатных учреждений, делая особый упор на постинтернатное сопровождение выпускников как технологии социальной работы с детьми. Показательны в этом отношении послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ и направленные на их реализацию поручения Президента РФ, где поднимались задачи разработки и реализации программ постинтернатовского сопровождения детей, выпускающихся из таких государственных учреждений, в том числе и в рамках межведомственного взаимодействия.

Однако до настоящего времени только незначительная часть регионов страны создали подобные модели и еще в меньших можно отметить практические позитивные результаты. Поэтому можно констатировать, что на сегодняшний день в большинстве регионов РФ отсутствуют практические модели межведомственного взаимодействия помощи выпускникам интернатов, а в других (где эти модели уже созданы), выявлены различные проблемы ее практической реализации.

Преодоление указанной выше проблемы возможно посредством комплексной организации форм постинтернатного сопровождения, включающих ряд компонентов:

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- создание и совершенствование имеющихся региональных моделей межведомственного взаимодействия;

- оптимизация системы воспитания самих государственных заведений (интернатов, детских домов) с учетом достижений современной педагогики и в условиях развития современного социума.

- создание научно-методического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения, соответствующего требованиям законодательства и практическим реалиям [9, с. 98].

Проблемы социальной адаптации и интеграции выпускников государственных учреждений существовала с самого начала их создания, острота вопроса во многом зависела от уровня заботы самих государственных учреждений, возраста воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе.

Ребенок, растущий в государственных учреждениях, как правило не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны и поспешны. Дети из таких учреждений, вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок по отношению к другим детям занимает негативную позицию[1, с.15].

Дети-сироты и приемные дети являются одной из категорий детей с особыми образовательными потребностями, для которых пока не выстроена система поддержки и сопровождения в общеобразовательных организациях. В то же время они испытывают серьезные трудности в обучении и социализации, связанные с особенностями интеллектуального развития, развития эмоционально-волевой сферы и социальным развитием [2, с. 206].

В настоящее время выпускники государственных учреждений испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права. В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник государственного учреждения состоял в «группе риска» (являлся бомжем, находился под следствием либо уже отбывал наказание и т. д.) [3, c. 184].

Проблема социальной адаптации широко обсуждается в прессе и на научно-практических конференциях федерального и регионального уровня. Выпускникам приходится осваивать новое жизненное пространство (чаще всего это общежитие или квартира, в которой они были прописаны до поступления в детский дом или школу-интернат). Трудовые навыки выпускников ограничиваются набором элементарных умений: заправка кровати, уборка помещения, штопка носков, чистка зубов и пр. - не сложнее этого. Они не имеют опыта обращения с деньгами и не знают, как распоряжаться даже малыми средствами.

Создание центров постинтернатной адаптации в государственных учреждениях для детей-сирот на практике всего лишь продлевает срок пребывания воспитанника в детском доме до достижения им 18 лет. Нужно отметить, что цели социальной адаптации выпускников не достигаются в данной форме, так как не происходит значимых перемен в развитии социальной ситуации воспитанника. Перемены эти необходимы для актуализации его адаптивных механизмов и помощи в приобретении нового опыта, оставаясь в стенах детского дома, воспитанник-сирота просто продлевает свое интернатное детство еще на 2-3 года.

Согласно статистике, на 2014 г. в Челябинской области находилось 55 интернатных учреждений и приютов. Необходимо отметить, что в области наблюдается разная степень развития методологии и организации данной формы.

Так, например, в Коркинском детском доме № 2 ведется работа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая включает следующее: [9, с. 22]:

  1. Диагностическая работа заключается в изучении уровня благополучия выпускник, а именно физическое состояние, наличие заболеваний, условия и сферы жизни, отношения с окружающими, способы избавления от нервного напряжения. Анализ и обработка результатов по проблемам, выявление фактов, препятствующих успешной адаптации выпускников.
  2. Развивающая и коррекционная работа. Разработка индивидуальных маршрутов постинтернатного сопровождения. Развитие способности принятия собственных эмоций, воспитание стрессоустойчивости, поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме. Ознакомление с технологиями эффективной коммуникации: механизмы межличностного восприятия, психологические защиты, барьеры в общении, активное и пассивное слушание, правила конструктивного общения.
  3. Консультативная работа. Индивидуальное консультирование выпускников по проблемам самочувствия межличностных отношений; профессиональной самореализации и саморегуляции в деловых отношениях; семейного консультирования, правовых отношений.
  4. Информационно-просветительская работа. Размещение на сайте государственных учреждений информации и материалов по вопросам постинтернатного сопровождения выпускников учреждений. Распространение листовок с анонимными телефонами доверия, служб экстренной помощи. Оповещение выпускников о мероприятиях, проводимых по плану учреждения и специалистами постинтернатного сопровождения совместно с центрами занятости.
  5. Организационно-методическая работа. Участие в работе методических объединений специалистов, занимающихся постинтернатным сопровождением выпускников. Организация и проведение вечеров встреч выпускников на базе учреждения. Обеспечение социально-правовой документацией и методическими материалами по сопровождению выпускников. Разработка и издание методических рекомендаций для специалистов, осуществляющих постинтернатное сопровождение выпускников учреждений. Разработка программ по постинтернатному сопровождению.

Таким образом, постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми характеризуется следующим:

- созданием и апробацией инновационных моделей постинтернатного сопровождения;

- разработкой механизмов поддержки детей-сирот, выпускников интернатных учреждений, где необходимо учитывать меняющиеся социально-экономические и политические условия, в частности, изменение законодательной базы;

- развитием программ по социальной адаптации выпускников и разработке курсов повышения квалификации для работников учреждений начального и среднего профессионального образования;

- моделями постинтернатной адаптации, которые требуют дальнейшего изучения для выделения факторов, способствующих и препятствующих успешной адаптации, и интеграции выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- совершенствованием законодательной базы для включения успешных инновационных моделей социальной адаптации в государственную структуру.

Таким образом, в настоящий момент становление системы постинтернатного сопровождения можно охарактеризовать как поиск инновационных форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Библиографическая ссылка

Алибаева Д.С., Маметьева О.С. Постинтернатное сопровождение выпускников государственных учреждений в России // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18026 (дата обращения: 25.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674