Правовая база социальной работы в России призвана обеспечить специалистам и социальным учреждениям более качественную социальную защиту нуждающимся, включая такую категорию населения, как молодежь [5].
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних, является федеральный закон от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [10]. Данный нормативно-правовой акт не только создал основу деятельности, направленной на предотвращение преступлений и правонарушений несовершеннолетних граждан, но и явился первым федеральным законом, регулирующим профилактическую деятельность в целом.
Основным достоинством данного нормативно-правового акта является комплексная система принципов, на которых базируется деятельность органов и учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков. Данный закон определяет перечень тех органов и учреждений, которые составляют систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетней молодежи.
К недостаткам указанного нормативно-правового акта следует отнести отсутствие законодательного регулирования порядка обжалования и опротестования постановления судьи о помещении подростка. Кроме того, в законе отсутствуют основные направления деятельности социального работника по профилактике правонарушений подростков, что способствовало бы предотвращению тех или иных девиантных отклонений в молодежной среде.
Профилактическая деятельность специалиста по социальной работе способна успешно реализоваться при условии решения целого ряда проблем организационно-управленческого, нормативно-правового, социально-экономического, психолого-педагогического и кадрового обеспечения. Объяснение этого тезиса связано с тем, что в практику современной социальной работы динамично внедряются инновационные формы профилактических служб. В свое время это были «Телефоны доверия», психологические консультации, социальные приюты, социально-педагогические центры, реабилитационные центры.
Успешная профилактика должна быть основана на комплексном подходе, позволяющем активизировать социальные системы и структуры, нацеленные на предотвращение правонарушений несовершеннолетних [1].
Приказом Министерства труда РФ от 18.11.2013г. №681н был утверждён профессиональный стандарт «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» [9]. Данный стандарт содержит трудовые функции реабилитационного характера, но не профилактического. Вопрос о роли социального работника в мероприятиях, предназначенных для профилактики девиантного поведения молодых людей, становится очень острым. К сожалению, ни в данном стандарте, ни в каком-либо другом не уделено внимание профессиональным функциям такого специалиста, как социальный работник или организатор работы с молодежью.
Образование Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти регламентировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2002г. №154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» [8]. Борьба с безнадзорностью - основная функция данного штаба. Данной структуре предоставлено право заслушивать на своих заседаниях высших должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам работы по предупреждению безнадзорности. Кроме того, он ежемесячно отчитывается Комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ о проделанной работе в рамках профилактики в данной сфере деятельности. Органам исполнительной власти, а также органам местного самоуправления рекомендуется не только разрабатывать, но и осуществлять комплекс мероприятий по решению данной проблемы у подростков, оказывать медицинскую помощь и устройство несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Необходимо подчеркнуть, что помимо применения индивидуальных коррекционно-профилактических форм и методов работы с определенным подростком, склонным к девиантному поведению, существующие законодательные нормы регламентируют ставить его на профилактический учет, который осуществляется на базе образовательных учреждений. Тех подростков, которые нуждаются в мерах особого педагогического воздействия, следует направлять в специальные учебно-воспитательные учреждения в целях прохождения реабилитации.
Специфичность особого положения несовершеннолетних правонарушителей перед законом состоит в том, что их юный возраст признается смягчающим обстоятельством и решением суда не может быть вынесен приговор лишения свободы, сроком больше чем 10 лет (Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Официальное издание. М., 2017). Также в отношении несовершеннолетних преступников стоит отметить потенциальную возможность вынесения судом приговора с отсрочкой исполнения. Необходимо отметить, что это является довольно частой судебной практикой. Помимо этого, в определенных случаях суд может освободить правонарушителя от уголовной ответственности и наказания с последующей передачей его дела в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и применения в его отношении особых мер воспитательного воздействия. К таким мерам относятся:
- осуществление родителями (либо заменяющих их лицами) или специализированными государственными учреждениями, надзора за подростком;
- принуждение суда возместить причиненный подростком ущерб пострадавшей стороне;
- установление определенных правил поведения и принятие мер по ограничению досуговой деятельности подростка.
В случае нарушения вышеперечисленных условий, суд вправе отменить принятое ранее решение и назначить меру наказания с привлечением несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Кроме того, в УК РФ содержится глава 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», закрепляющая ответственность за совершенное преступление.
Проблема не закрепленности в нормативно-правовых документах социальной работы как особого вида деятельности, реализуемого в учреждениях исполнения наказаний, также является проблемой, схожей с обсуждаемой тематикой. Должность специалиста по социальной работе также отсутствует и в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Тем не менее, психологами и педагогами все же осуществляется социальная работа с заключенными. Поэтому совершенно очевидной является необходимость законодательного совершенствования основ регуляции деятельности социальной работы с несовершеннолетними преступниками. Закрепление социальной работы в УИК РФ как средство социальной адаптации и помощи осужденным может рассматриваться, как мера по устранению этой проблемы.
Нормативно-правовую базу социальной работы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Волгоградской области (далее – ВО) составляют Закон Волгоградской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», закон Волгоградской области «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области», Постановление главы Администрации Волгоградской области «Об утверждении Положения о едином банке данных Волгоградской области о семьях и несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении», Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Волгограда «Об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними силами специалистов центров профилактики Волгограда».
В соответствии с законом ВО от 25.07.2003г. №858-ОД «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», специалисты учреждений по профилактике правонарушений в целях предотвращения правонарушений подростков выполняют следующие функции:
- регулярно информируют в определенной форме органы исполнительной власти, органы местного самоуправления о состоянии деятельности по защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности, беспризорности и правонарушений на подведомственной им территории;
- получают необходимую для осуществления своих должностных обязанностей информацию от муниципальных органов, органов местного самоуправления и организаций;
- в определенном законом порядке осуществляют контроль, обследование и проверку условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних в семье;
- организовывают получение необходимых сведений о безнадзорности, правонарушениях несовершеннолетних и нарушениях прав несовершеннолетних;
- ведут учет и анализ материалов, рассмотренных на заседаниях муниципальных комиссий;
- обобщают полученные данные и результаты анализа в своей деятельности.
- организовывают профилактическую работу с несовершеннолетними и их семьями и т.д. [4].
Согласно п. 10 ст. 3 Постановления Главы Администрации ВО 10.12.2010г. №10/1 «Об утверждении Положения о едином банке данных Волгоградской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации» [7], руководители учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений ежемесячно представляют в муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав сведения о семьях и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и информацию о проделанной ими работе [6].
В соответствии с законом ВО «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3] должностные лица системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и специалисты учреждений социально-психологической помощи должны выполнять следующие функции:
- обязаны направлять в государственные органы, а также в органы местного самоуправления Волгоградской области информацию о причинах и условиях, способствующих правонарушениям подростков;
- обязаны вносить предложения по их устранению;
- обязаны информировать население региона о состоянии профилактической работы в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Таким образом, главным недостатком законодательной базы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений подростков можно считать отсутствие четкой роли социальных работников в данном виде деятельности.
Библиографическая ссылка
Фетисова А.В. СОЦИАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17982 (дата обращения: 21.11.2024).