Тема обучения, мотивации, профессионального становление личности, поиска и формирования квалифицированных рабочих и других кадров никогда не потеряет свою актуальность, даже в случае роботизированного мира.
Следует заметить, что данные вопросы выносятся на обсуждение, видные деятели занимаются поиском решения этих проблем. Одним из недавних примеров может служить стратегическая сессия «Учить учиться: ответ на вызовы XXI века», организованная благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Федеральным институтом развития образования 12-14 октября 2017 в Москве.
На сессии приняли участие известные спикеры, академик РАО, доктор психологических наук А.Г. Асмолов, директор Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ К. Поливанова, руководитель проекта «Атлас новых профессий» Д.А. Судаков и многие другие ведущие сотрудники институтов, различных организаций и платформ. Подробно с работой сессии можно ознакомиться на сайте [3] .
В рамках работы были представлены доклады на актуальные и интересные практики решения трудностей процесса современного образования на разных уровнях. Обсуждению подверглось то, что образовательные организации всего мира не готовят выпускников как квалифицированных специалистов. Речь шла о подготовке кадров для профессий, которые еще не созданы в мире или для решения таких проблем, которые в силу определенных обстоятельств, социальных или экономических, еще не существует. И, конечно, для работы с технологиями, которые стремительно развиваются и с каждым годом приобретают новые черты.
Ключевой идеей было обсуждение выхода из сложных и противоречивых проблем - формирование способности у учащихся учиться самостоятельно на протяжении всей жизни. Данное умение отмечено на международном уровне и является одним из восьми компетенций рекомендованных Европарламентом и Советом Евросоюза в декабре 2006 года для реализации концепции «Lifelong learning».
В России данная задача прописана в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС)[4]. Но введен он сравнительно недавно, поэтому перестроиться, понять и освоить преподавателям его еще только предстоит.
Задачами форума стал обмен опытом, формирование сообщества единомышленников, определение общей стратегии развития. Следует начать с того, что учить учиться достаточно не новое словосочетание, но его применение вызывает массу споров в действительности. В первую очередь мы сталкиваемся с межпоколенным разрывом понимания. В своем докладе «Цифровое поколение как вызов образованию в сетевом столетии» Г.В. Солдатова (член ВАО, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Фонда Развития Интернет) упоминает концепцию поколений Н. Хоува и У. Штраусса [5]. Дело в том, что сейчас в одном учреждении учатся и живут представители 4 поколений: «беби-бумеры» (54-74 года), поколение Х (33-53 года), поколение Y(17-32 года) и поколение Z (до 16 лет). Таким образом, мы видим, что в изменяющемся мире с изменяющимся ребенком не всегда справляется даже ближайшее поколение, что говорить о более взрослом. Как показывает практика, воспитанием занимаются люди «через» поколение.
Хотелось бы заострить внимание на докладах В. Г. Асмолова «Учить учиться: образование как институт социального развития личности». А также М. Фаликман «Метапознание: что это такое и зачем оно в школе». А. Г. Асмолов очень содержательно выделил три типа межпоколенческих отношений согласно М. Мид:
- Постфигуративная культура: культ предков. В типе традиции выступают как механизм трансляции опыта.
- Конфигуративная культура: культ современников. Обучение на равных: дети учатся у нас, мы учимся у детей.
- Префигуративная культура: культ будущего. Вы никогда не жили в этом мире и какое право вы имеете нас учить? [2]
Данная градация показывает нам современный парадокс обучаемых детей – они в большинстве не хотят получать знания от взрослого, хотят добывать их сами. Но как именно – на этом этапе возникают трудности и ступор.
Далее в докладе есть очень интересный пункт «имена» 21 века, где автор выделил символические эпохи поэтапного протекания нашей жизни:
- Эпоха неопределенности;
- Эпоха разнообразия;
- Эпоха возможностей;
- Эпоха мотивации.
Сейчас мы находимся в последней эпохе, что это значит для современного человека? Это значит что вокруг масса возможностей, неопределенностей и только от человека зависит использование этого разнообразия. Миссия всех образовательных учреждений изменяется с образования как трансляции знаний, навыков и умений к образованию как индустрии возможностей, главными компонентами в которой являются мотивы, действия и смыслы.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что мы получаем некую «Мотивационную модель XXI века», только еще не осознанную, не структурированную. Образование также должно войти в новый, мотивационный цикл, появляются новые, основные универсальные действия, такие как мотивация готовности к изменениям и компетентность обновления компетенций. Но обо всем этом говорят как о будущем, что же делать сейчас, когда согласно статистике, происходит нехватка квалифицированных кадров.
На сессии не заострялось внимание на студентах, например среднего профессионального образования (СПО), хотя, на наш взгляд, мотивация и рассматриваемые проблемы касаются всех учреждений.
Исходя из собственного опыта посещения педагогических советов, а также из бесед с классными руководителями, студентами, мастерами производственного обучения были выделены причины отсутствия студентов на занятиях, многочисленных задолженностей и, как следствие, отсутствие мотивации к обучению. Выглядят они следующим образом: лень, болезнь, личные дела (обстоятельства); уверенность в своих силах (сдам и без теории); наличие надежного друга с «конспектом»; отсутствие уважения к педагогу, отсутствие интереса к выбранной специальности; отсутствие мотивов и сформированных планов на будущее, обучение ради «корочек».
Данный анализ относится к проблеме, было проведено исследование, по результатам которого мотивы учащихся зачастую не совпадают с выбранной или профессией, путем обучения [1]. На выходе из школ, колледжей, техникумов и ВУЗов мы получаем молодых юношей и девушек, с заложенным «отсутствием» мотива идти на выбранную специальность, выбранный уклон. В данной ситуации как бы не развивали педагоги всех учреждений умение учиться у ребенка, с одной стороны он сможет перестроиться и освоить то, что ему интересно, с другой – это пустая трата времени, пока ребенок сам не осознает свое влияние на собственный образовательный процесс.
Согласно статистике (всемирный экономический форум 2015 г. исследование «Инновационные практики обучения (ITL 2009-2012), приведенной С.Г. Яковлевой в своем докладе, навыками нашего века являются: когнитивные способности, разрешение проблем и инновационность, навыки сотрудничества; самостоятельное пополнение, интеграция и перенос знаний; социальные навыки. Навыки не сложные, но и их получением необходимо заниматься в течение всей сознательной жизни.
Учитель, педагог в любом учреждении должен стать не просто значимым взрослым, а мотиватором, коммуникатором и навигатором в среде для подростков. А сами подростки, студенты и школьники должны понять то, что только благодаря их инициативе сможет заработать и успешно функционировать современная, мотивационная модель образования.
Подводя итоги, можно сказать, что данная модель не рассмотрена, не изучена и даже не построена. Необходимо выделить и создать такие условия, в которых мотивацией можно будет не только управлять, но создавать ее и достигать общего понимания модели всеми участниками образовательного процесса.
Библиографическая ссылка
Живоглядова А.Ю., Коренева В.В. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17927 (дата обращения: 21.11.2024).