Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА

Челнокова Е.А. 1 Терёхина А.Е. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Формирование эмоциональной культуры личности представляется наиболее важным аспектом воспитания и развития личности. Авторы в исследовании обращаются к рассмотрению понятия «эмоциональная культура». В статье указывается, что термин «эмоциональная культура» насчитывает большое количество определений, и приводятся трактовки данного понятия различными исследователями. Авторы склонны рассматривать эмоциональную культуру как важнейшую характеристику личности преподавателя высшей школы. Эмоциональная культура педагога включает в себя эмоциональную компетентность, состоящую из компонентов: умение распознавать и понимать собственные эмоции и чувства, умение управлять собственными эмоциями, распознавание и понимание чувств других людей, умение управлять чувствами других. Эмоциональная компетентность педагога способствует формированию эмоциональной культуры студента. Перед педагогом стоит задача совершенствования эмоциональной компетентности как фактора личностного развития педагога, в связи с чем авторы обращают внимание на характеристику уровня сформированности эмоциональной культуры.
культура
эмоциональная культура
эмоциональная компетентность педагога
эмоциональная культура студента
1. Коган. Л.Н. Социологический аспект культуры //Соц.исслед.№1.С.48
2. Краткий психологический словарь: -М.:Фенкс, 2010.-С.110
3. Кулеба О.М. Эмоциональная культура как компонент профессионально-педагогической культуры вузовского преподавателя. – Теория и практика физической культуры. – 2007–№2.– С.57-59
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /РАН Институт русского языка им.В.В. Виноградова. 4-е изд., доп.М.: ООО «АТЕМП», 2007. С.313
5. Рачковская Н.А. Педагогические условия развития эмоциональной культуры будущего учителя. Автореф.дис. ...канд.наук. Хабаровск. 2001.-C.8
6. Тейлор Э.Б. Антропология (Введение к изучению человека и цивилизации).СПб.: И.И.Билибина и Ко, 1999. 437с.].
7. Францев Г.А. Культура //Философская энциклопедия.М.: Сов.энциклоп., 1964. Т.3. 481с/
8. Худикова Л.С., Челнокова Е.А. Стрессоустойчивость как одно из важных личных качеств менеджера. В сборнике: Инновационные технологии управления. Всероссийская научно-практическая конференция. 2014.С.97-103.
9. Челнокова Е.А. Профессиональные компетенции тьютора. В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2008. С.159-161
10. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976. С.64

В деятельности человека эмоциональный фактор имеет очень большое значение. В связи с этим формирование эмоциональной культуры представляется наиболее важным аспектом воспитания и развития личности. Возрастает значение формирования эмоциональной культуры молодого поколения. Основы эмоциональной культуры должны быть заложены  на уровне преподавателя вуза. Продуктивность педагогической деятельности, по анализу психолого-педагогической литературы, напрямую зависит от таких факторов, как эмоциональность, общительность, эмпатия. В период обучения в высшей школе студентов должны окружать преподаватели, обладающие достаточно высоким уровнем эмоциональной культуры, способные контролировать свои эмоциональные проявления и определять эмоциональное состояние студентов.

Понятие «культура» насчитывает, по мнению лингвистов, около 450 определений. Обратимся к этим определениям.

Культура (лат. cultura) определяется как «взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием». Культура непосредственно связана с человеческой деятельностью. Данный подход к определению культуры выделяет характер деятельности и производство материальных благ. Постепенно термин «культура» стал объёмнее, вобрав в себя круг предметов, явлений, действий, человекотворное происхождение которых явилось объединяющим их свойством.

В XVIII веке термин культура начинают рассматривать с научной точки зрения. Первым объяснил термин «культура» Эд Тайлор, обозначив его составляющие: «… культура, или цивилизация, слагается в своём целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Сущностью культуры, по мнению Тайлора, является производство и сохранение духовных ценностей [6].

Указанную точку зрения на роль культуры поддерживает Г.А.Францев, определяя культуру как совокупность созданных человеком ценностей [7].

С.И.Ожегов даёт определение культуры – «это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» [4]. Данное определение объединяет в себе материальный и духовный подходы. Подобной точки зрения придерживается К.З.Акопян. Раскрывая сущность культуры, исследователь определяет культуру как совокупность духовных и материальных ценностей». Ряд исследователей видят неразрывную связь между культурой и характером деятельности человека. Э.С.Маркарян утверждает, что культура – это специфический способ деятельности людей.

Культура выступает как творческая деятельность – подобное утверждение находим в трудах Л.Н.Когана и А.И.Арнольдова [1].

Эмоции (от лат. emoveo – потрясать, волновать­) – один из основных механизмов регуляции внутренней психической деятельности человека [2]. Это обобщенная психическая реакция человека на многообразные внешние и внутренние факторы, несущие как разнообразную, так и противоречивую информацию.

Одним из первых определение эмоциональной культуры как самостоятельного специфического пласта общей культуры дал П. М. Якобсон: «Эмоциональная культура есть комплекс явлений, представляющих собой в значительной мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени» [10].

Основываясь на точке зрения П.М.Якобсона, можно выделить составляющие  эмоциональной культуры, которые характеризуются отзывчивостью на довольно обширный круг объектов; способностью уважительно относиться к чувствам других людей; способностью к сопереживанию другим людями, умением делиться своими переживаниями с окружающими.

В современном междисциплинарном педагогическом словаре эмоциональная культура предстаёт как «воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими».

Эмоциональную культуру педагога Г.А. Ястребова рассматривает как «целостное личностное образование, представленное богатством эмоционального опыта, владением системой механизмов управления собственными эмоциональными состояниями и эмоциональным откликом, педагогической целесообразностью проявления эмоций, стремлением к совершенствованию эмоционального опыта на основе рефлексии» [11].

О.М. Кулеба определяет эмоциональную культуру учителя как «сложное интегральное, системное, динамическое образование личности, определяющее эмоциональную направленность типа, стиля и способов профессионального поведения и деятельности. Она включает в себя целый ряд компонентов, основными из которых являются: эмоциональное богатство, тезаурус личности, общая эмоциональная направленность личности, эмпатия, креативность, рефлексия, устойчивость и эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности; показателем сформированности которой выступает профессионально-педагогическая устойчивость» [3].

Из этого объективно вытекает положение о том, что эмоциональная культура – важнейшая характеристика личности преподавателя высшей школы как субъекта педагогического взаимодействия. Ее формирование должно протекать в рамках профессионально-педагогической подготовки, содержание и структура которой проектируются в соответствии с задачами и основными компонентами эмоциональной культуры.

Эмоциональную культуру будущего учителя Н.А. Рачковская трактует как «целостное личностное образование, представленное развитой эмоциональной сферой будущего учителя, ценностным отношением к эмоциональной жизни и проявлениям школьника; когнитивным комплексом, который включает в себя знания об эмоциональных аспектах педагогического процесса, способах регулирования своего эмоционального состояния, особенностях эмоциональной жизни и самом феномене эмоций; а также действенно-практическим компонентом, связанным со способностью к саморегуляции и умением влиять на эмоциональный фон педагогического процесса» [5].

Внимание многих исследователей было обращено в проблемам роли и места эмоциональной культуры в общественной жизни, влияния эмоций на поведение и формирование личности человека. Древним философам Демокриту и Платону также была интересна данная тема. Обращаясь к вопросу о важности чувств в деятельности человека, они указывали на их регулирующую роль. Аристотелем была разработана теория аффектов и способов их предотвращения. Труды учёных М.М.Бахтина, В.С.Библера, М.К.Мамардашвили, С.Л.Франца  посвящены рассмотрению различных аспектов становления личности в социуме в процессе приобщения к общечеловеческой культуре.

Эмоциональную культуру можно определить как эмоциональную компетентность в том её значении, когда присутствует осведомленность об эмоциях, эмоциональных типах и реакциях и имеют место умения, которые позволяют определить и дать анализ последних.

Роль эмоциональной компетентности состоит в том, что она способствует сохранению  укреплению здоровья личности, особенно это актуально для педагога благодаря своим ключевым компетенциям.

Первой компетенцией  является умение распознавать и понимать собственные эмоции и чувства. Высший уровень эмоциональной сознательности характеризует умение человека не только воспринять и описать чувство, но и понять причины его возникновения и контекст. Людям с большой эмоциональной ясностью удаётся легче других справиться со стрессовыми ситуациями, быстрее восстановить эмоциональный баланс.

Второй компетенцией выступает умение управлять собственными эмоциями. Человек, сотрудничающий с окружающими его людьми (к педагогу это относится в первую очередь), вынужден находить баланс между собственными потребностями, притязаниями и ожиданиями общества. Научиться этому одномоментно невозможно, необходимо уделять пристальное внимание реакции на собственные эмоции. Избавление от гнева и злости происходит труднее, если человек  позволяет им свободно проявляться.

 Следовательно, осознание своего гнева и его преодоление крайне важно для каждого индивида. Адекватно выражать собственные эмоции можно разными способами. Преподавателю необходимо осваивать их с целью применения в жизни и в практике.

По исследованиям социологов, величина информации в сутки, которая поступает к человеку, распределяется таким образом: 60-70% – отрицательная;  15-20%– индифферентная и 15-20% положительная. Результатом отрицательной информации являются отрицательные эмоции, положительной – положительные.

Третья компетенция – это распознание и понимание чувств других людей. Если у человека высокий уровень развития данной компетенции, то у него отмечается  умение распознавать и правильно трактовать сигналы, говорящие о чувствах окружающих. Такому человеку присуще умение встать на позицию другого человека и ощутить его чувства и переживания. О таких людях говорят, что они обладают эмпатийными способностями.

Четвертая компетенция говорит об умении управлять чувствами других. Указанная компетенция – способность позитивно влиять на чувства окружающих – выступает компетенцией высшего порядка. Актуальность данной компетенции для педагога связана с тем, что открытое, бережное обращение с чувствами других и способность выяснить причины их возникновения позволяет педагогу исключить проблемную ситуацию  эмоционального плана.

Совершенствование эмоциональной компетентности – это личностное развитие педагога. Это включение в сферу эмоциональных переживаний педагога с другими людьми, событиями, объектами; повышение уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств и эмоций; нравственная регуляция более высоких ценностей и норм: совести, долга, ответственности, порядочности. Уровень сформированности эмоциональной культуры характеризуется системой эмоционального отношения к миру, окружающей педагогической ситуации, эмоциональным богатством, общей эмоциональной направленностью личности, креативностью, устойчивостью и эмоционально-волевой регуляцией поведения и деятельности.


Библиографическая ссылка

Челнокова Е.А., Терёхина А.Е. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17890 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674