Цель данного исследования является выявление элементов воздействия на психику человека определенных форм и сочетаний линий, с целью достижения максимально комфортной обстановки для людей, взаимодействующих со сферой железнодорожного транспорта.
Значение психологии в железнодорожной сфере в настоящее время возрастает также стремительно, как возрастает скорость современных поездов. Психологические образования: чувства, состояния человека, его опыт, знания, индивидуальные способности, все это является факторами, определяющими качество выполнения работы в сфере железнодорожного транспорта. [1]
Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее специальными исследованиями было научно установлено, что форма, как и цвет, эмоционально воздействует на человека.
Доказано, что чем дольше человек находится в той или иной окружающей обстановке (ситуации, среде), тем более сильное психологическое воздействие среда оказывает на человека. [2,3]
Рассмотрим влияние форм, линий и некоторых «законов» в сфере железнодорожного транспорта и вокзалов. Это касается не только людей, работающих в сфере железнодорожного транспорта, но так же людей, которые часто пользуются данным видом транспорта. Мы можем рассмотреть все детали, которые включает в себя данная сфера (это и реклама, указатели, оформление салонов поездов, а так же их внешний вид и многое другое), но вместе с тем всю картину в целом (формы поездов, вокзалов, их целостное оформление). «Закон ассоциаций» требует, чтобы некоторые аспекты, (или фрагменты) изображения были достаточно известны людям, связывались с его личным опытом, это необходимо, к примеру, если человек впервые прибыл на новую, еще неизвестную станцию. Ему необходимо максимально быстро сориентироваться по хорошо читаемым и узнаваемым указателям для дальнейших его действий.
Следует отметить особенности внимания, удерживающего усилием воли, например, целенаправленный поиск нужной информации в колонке объявлений на станции или в поезде (поиск необходимого расписания пребывания). Здесь достаточно, чтобы в поле зрения попало ключевое слово, изображение – и включается произвольное внимание, основанное на интересе. Любопытно, что такое включение внимания возможно не только при непосредственном поиске нужной информации, например в газете, но и при существовании у субъекта так называемой установки на поиск нужной информации. Для этого следует выделять цветом или желательно формой, те ключевые моменты (определенные слова , «стоп-кран» в поезде, информацию о расписании и пр.), которые будут давать толчок для нужного направления. [4]
Хочется так же отметить основные законы, связанные с формой и линиями, которыми не стоит пренебрегать. Например, квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание человека. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами. А также, психическое воздействие линий (во многом связано с их количеством), так например, возникновение у человека ощущение спокойствия возможно только в том случае, если он смотрит на небольшое число линий. Если же линий очень много, и они имеют контрастные цвета, то такая картинка крайне сложна для восприятия, и вполне может вызвать головокружение и привести к стрессу.
Поэтому, отметим, что употребление линий в формировании среды очень важно, так как мы можем их использовать для достижения определенных эффектов (выделить срочную информацию, или обозначить место опасности). [3]
Воздействие или восприятие информации оказывают и формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, (что необходимо применять в движущемся транспорте, для придания находящимся внутри людям - покой и устранить стрессовую обстановку) ясностью и даже солидарностью, а изогнутые – с изяществом и непринужденностью (вполне подойдет для вокзалов и прилегающей окружности, так как придаст контраст при выходе из вагонов и наполнение эмоций красками при смене обстановки). Однако, это справедливо в определенных условиях, например, чем чаще горизонтальные или вертикальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения , тем более неприятные, вплоть до головокружения, ощущения они производят.
Эти особенности проявляются, если человек находится в стрессовом состоянии. Поэтому, этим не следует переусердствовать при оформлении среды.
Так же отметим еще пару не маловажных значений и форм:
- зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, концентрации сил, быстрого высвобождения энергии;
- несбалансированные формы вызывают ощущение дискомфорта;
- незамысловатые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других и привлекают наше внимание. [6]
Воздействие геометрической формы объекта на психическое восприятие человеком довольно существенно. В отдельных случаях именно форма объекта, а не его цвет играют первостепенную роль в восприятии.
Также хочется рассмотреть фирменный стиль и ключевые моменты при ребрендинге. Используемые в них тексты, фигуры не должны быть слишком стереотипны, навязчивы, они могут играть необходимую роль с элементами новизны. Ассоциативные связи лучше укрепляются, если они устанавливаются сразу по нескольким основаниям. На этом, в принципе, основана идея фирменного стиля ОАО «РЖД», который включает в себя различные элементы: слоган, логотип, товарный знак фирмы, фирменные цвета.
Фирменный стиль ОАО «РЖД» очень хорошо работает на узнавание – по одному элементу узнается вся «Российская железная дорога».
Подводя итог, хочется сказать, что изучив все выше перечисленные особенности и нюансы форм и линий, мы можем создать уютную, сбалансированную, а главное – комфортную психологическую атмосферу для данной сферы жизнедеятельности людей вплоть до мелочей.
Библиографическая ссылка
Лесько А.В., Бриллиант Е.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ФОРМ И ЛИНИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17879 (дата обращения: 21.11.2024).