Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ПРОГРАММА КРУЖКА «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - ЯКУТИЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ КРАЮ

Черепанова А.Б. 1 Николаева И.И. 1
1 Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» в г. Нерюнгри
Статья посвящена изучению проблем ценностного отношения детей младшего школьного возраста к родному краю. Актуальность изучения данной проблемы связана с тем, что в условиях экономического и социального развития общества одной из приоритетных задач современного образования является формирование нравственных качеств детей, развитие духовного и эстетического мировосприятия, привитие детям таких моральных качеств, как чувство глубокого уважения к людям, любви к родному краю, природе. Авторы статьи подчеркивают, что в младшем школьном возрасте идет расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром и интенсивное развитие личности ребенка. Именно в этом возрасте наблюдается развитие мотивированной активности ребенка, закладываются основы его мировоззрения, нравственной и гражданской идентичности, формируются ценности и самосознание. В связи с этим особое внимание уделяют процессу познания родного края, культуры и истории, традиции и обычаев северных народов, воспитанию бережного и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на нашей земле.
нравственное и гражданское воспитание
краеведение
младший школьник
ценностная ориентация
1. ФГОС НОО. URL: http://sch10.rybadm.ru/1/docum/fgos_noo_2015.pdf
2. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, Эксмо, 2004. - 5 l2 с.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
5. Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут-сюр»: педагогическое воззрение народа саха / И.С. Портнягин. - М.: Академия, 1999. – 184 с.

Внедрение ФГОС второго поколения требует особого внимания воспитанию высоконравственного, ответственного гражданина на основе освоения российских традиционных ценностей, нравственных норм и правил поведения. [1]. Актуальность проблемы определена необходимостью нравственного эстетического и гражданского воспитания подрастающего поколения, включением их в разнообразные виды познавательной деятельности, потребностью развития духовного и интеллектуального потенциала младших школьников. В связи с этим одним из важных приоритетных целей воспитания высоконравственного, высококультурного школьника является воспитание ценностного отношения к окружающему миру, к истории, культуре, природе своей Родины.  Кроме того, в младшем школьном возрасте идет расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающим миром и интенсивное развитие личности ребенка. Именно в этом возрасте наблюдается развитие мотивированной активности ребенка, закладываются основы его мировоззрения, нравственной и гражданской идентичности, формируются ценности и самосознание [2].  

Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения в младшем школьном возрасте существенным образом связано с воспитанием чувства сопричастности и гордости за свой край, Родину, привитием уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов. Процесс познания малой родины младшими школьниками необходимо тесно связать с изучением природы родного края, с начальным экологическим эстетическим воспитанием, а также с изучением, знанием культуры и истории, традиции и обычаев, системы идеалов своего и других народов, составляющих основу нравственности. По мнению Л.С. Выготского, мы должны познакомить детей с историей и культурой Родины, привить замечательные духовные качества, которыми всегда по праву гордился многонациональный народ. Через приобщение к сокровищам родной культуры наши маленькие воспитанники «дорастут», «поднимутся» до поисковых, вершинных достижений культуры мировой, прогрессивной, культуры Человечества. [3].   Использование краеведческого материала в начальной школе усиливает эффективность всех аспектов воспитания помогает ребенку стать настоящим гражданином как своей страны, так и мира, способствует формированию духовного и эстетического мировосприятия, развитию способности понимать красоту окружающей действительности, выработке эстетических представлений и вкуса.  По мнению Г.Н. Волкова, народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве - высшая гармония жизни на земле [4]. Краеведческий принцип, заложенный в работе нашего кружка, позволяет совершенствованию интеллектуального, духовного развития младших школьников посредством изучения родного края, воспитания бережного и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на нашей земле, чувства гордости за свою малую Родину. Природообразный подход в воспитании обеспечивает, комплексный подход к формированию гармоничной личности [5].

Цель программы кружка: расширение знаний младших школьников о особенностях уникальной природы родного края, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитание любви и ценностного отношения школьников к родному краю и людям, живущим на нашей земле.

Задачи:

- воспитание у младших школьников любви и ответственного отношения к родной земле, ее природным особенностям и преданиям;

- развитие у младших школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения природы Якутии;

- расширение представления младших школьников о культуре, обычае, традиции народов севера;

- привитие младшим школьникам любви и уважения к своему народу, навыков толерантного отношения к другим народам и культурам; 

- приобретение навыков самостоятельно-поисковой работы;

- формирование у обучающихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;

- воспитание активной гражданской позиции обучающихся;

- приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды, правильного поведения в природной и социальной среде.

Занятия в кружке предусматривают привитие детям такой черты, как бережное отношение к природе родного края, умение видеть прекрасное в том, что тебя окружает. На занятиях ведется целенаправленная работа по осознанию каждым школьником своей личной связи с малой Родиной, с духовным богатством своего и других народов.

Занятия кружка проводятся в форме теоретических и экскурсионных занятий, заочных путешествий, тематических линеек, фотовыставок фотоотчетов, краеведческих игр и викторин, встречи с интересными людьми, живущими рядом, поиска и сбора краеведческого материала.

 Свои впечатления об увиденном и услышанном на занятиях, учащиеся оформляют в виде рисунков, аппликаций, устных рассказов. Ребята создают простейшие коллекции, гербарии растений нашей местности. На основе индивидуальных детских работ создаются коллективные работы: тематические книжки-раскладушки, газеты, выставки.

Программа кружка рассчитана на 1 год и включает в себя следующие этапы:

  1. Организационно-подготовительный.

В данном этапе представляется обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач программы кружка, подбор краеведческого материала, литературы, пособий, необходимых для проведения занятий.

  1. Основной.

Этап представляет собой организацию и проведение разнообразных (теоретических, экскурсионных) занятий по теме, краеведческих и дидактических игр, конкурсов и викторин, выпуска стенгазет и плакатов.

  1. Завершающий.

Этап включает, проведение заключительной тематической линейки, фотовыставки, фотоотчета, обобщение итогов работы.

Содержание программы кружка

«Мой край родной - Якутия»» в начальной школе

Название

Методы и приемы

Кол-во часов

1

Якутия -  мой край родной

- рассказ старинной легенды о Якутии;

- презентация о флаге, гербе, гимне, о географии, населении, национальных праздниках Якутии;

- беседа;

- чтение стихов о Якутии;

- выставка фотографий, книг о Якутии.

1 ч.

2

 Якутия-моя малая родина

- просмотр видеофильмов о Якутии;

- выставка детских рисунков «Моя-Якутия».

1 ч

3-4

Лес - краса и богатство нашей республики

- рассказ с элементами беседы, презентация «Деревья, кустарники Якутии»;

- краеведческие игры: «Угадай название», «Классификация»;

- групповая работа: «Правильное и неправильное поведение в лесу»;

- выставка книг, якутских художников о природе Якутии;

-выставка детских рисунков, плакатов на тему охраны природы - «Берегите лес!».

2 ч.

5-6

Обитатели живой природы Якутии.

- рассказ с элементами беседы по презентации;

- использование аудизаписи «Звуки леса»;

- знакомство с «Красной книгой»;

 - различные задания: «Найди пару», ««Кто-где живет?», «Узнай голосу», разгадывание кроссворда;

 - народная игра: «Утки и ястреб», «Сокол и лиса», «Полярная сова и евражки»;

 - демонстрация фото и видеоматериала;

- отгадывание загадок;

- изготовление кормушек для птиц.

2 ч.

7

Растительный мир.

- рассказ с элементами беседы по презентации;

- краеведческая игра: «Путешественники»; «Путаница», «Лото», «Да-Нет», «Узнай описанию», «Ручейки и озера»;

- защита рефератов: «Лекарственные растения Якутии».

1 ч.

8

Экскурсия в природу

- сбор материалов для гербария и поделок из природного материала;

- выпуск «Лесной стенгазеты»

1 ч.

9

Экскурсия в краеведческий музей

- посещение краеведческого музея - «Мир живой природы».

1 ч.

10

Подземные богатства Якутии

- рассказ с элементами беседы по презентации;

- встреча с геологом;

- выставка коллекции минералов и полезных ископаемых;

- отгадывание загадок;

- проведение исследовательской работы;

- игра «Найди соответствие».

1 ч.

11

Экскурсия в Нерюнгринский угольный разрез и технопарк

- посещение с экскурсией угольного разреза;

- знакомство с горнодобывающей техникой и оборудованием. 

1 ч.

12-14

Серия занятий «Заповедники и национальные парки Якутии»

знакомство с заповедниками Якутии с использованием презентационного материала: «Ленские столбы», «Заповедник Олекмы», «Синские столбы», «Улахан Ары Кюеле», «Усть-Ленский заповедник», «Кыталык», «Гора иhилээх»,  «Диринг Юрях», «Дружба», «Орто дойду», «Усть-Вилюйский национальный парк»;

- придумывание экологической сказки «Однажды в заповеднике»;

- экологическая игра «Что? Где? Когда?», « Что в круге?», «Серая Шапочка и Красный волк»;

- конкурс рисунков, плакатов «Лесные правила»;

- конкурс фотографий «Природа глазами детей».

3 ч.

15

Ремесла и искусства у якутов

- рассказ с элементами беседы  по презентации;

- выставка изделий из кожи, конского волоса, дерева, глины, металла, мамонтовой кости;

 - рассматривание художественных альбомов изделий народных мастеров;

- рисование макета якутских сувениров.

1 ч.

16

Ярмарка «Город мастеров»

- проведение мастер-классов народными мастерами;

-   знакомство с техникой изготовления поделок и сувениров в разных техниках.

1 ч.

17

Коренные Якутии (якуты, эвены, чукчи, юкагиры, долганы)

- рассказ с элементами беседы по презентации;

- игра «Собери правильно орнамент»;

- аппликация «Укрась одежду орнаментом»

- народные игры: «Пастух и олени», «Хабылык», «Тырыынка»  и т.д.

1 ч.

18

 

Народные промыслы

- знакомство с видами народных промыслов: охота, рыбалка.

- просмотр видеофильмов из серии «Охота и рыбалка в Якутии»;

- игра «Стрельба в цель», «Ловкий оленевод», «Куропатки и охотники», «Рыбаки и рыбки», «Охота на волка».

1 ч.

19

Подвижные национальные игры народов Севера

- национальные игры «Перетягивание каната», Перетягивание на палках», «Оленьи упряжки», «Нарты-сани», «Успей поймать», «Тройной прыжок», «Соколиный бой».

 

20-21

Обычаи, традиции и культура народов Якутии

- изготовление тематических книжек-раскладушек: «Кухня народов Севера», «Жилища и быт коренных народов Якутии», «Национальная одежда малочисленных народов», «Национальные игры», «Народные промыслы народов Севера».

2 ч.

22

Ярмарка блюд национальной кухни

Выделение победителей по номинациям: «Мастерство приготовления», «Творческий подход», «Самое вкусное блюдо», «Самое оригинальное блюдо», «Самое - экзотическое блюдо», «Национальный колорит», «Лучшее представление блюда», «Приз зрительских симпатий».

1 ч.

23

Путешествие родному краю

- конкурс стихов, рисунков о родном крае;

- викторина, блиц турнир.

1 ч.

24

Тематическая линейка

- фотоотчет;

- фотовыставка;

- подведение итогов работы кружка.

1 ч.

Итого

24 ч.

 

Программа кружка «Мой край родной — Якутия» в начальной школе, на наш взгляд, способствует созданию организационно-педагогических условий для развития основ гражданской идентичности личности, формирования нравственных качеств и ценностной ориентации по отношению к природе и к месту человека в ней, развития чувства сопричастности, гордости за свою Родину и осознания своей этнической принадлежности. В результате реализации программы кружка мы предполагаем повышение у младших школьников интереса к родному краю; развитие ценностных отношений к своей малой Родине, ее природе, истории и культуре народов, населяющих ее. Позитивной стороной нашего кружка в плане воспитания ответственного, инициативного гражданина и гармоничной личности, можно считать то, что дети, являясь активными участниками совместной деятельности на наших занятиях, приобретают навыки и способы самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе, учатся применять знания на практике, принимать ответственность за свои действия, поступки, поведение.


Библиографическая ссылка

Черепанова А.Б., Николаева И.И. ПРОГРАММА КРУЖКА «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - ЯКУТИЯ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ КРАЮ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17863 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674