Курортно-туристский комплекс является одним из ключевых элементов в экономике Республики Крым, что вызвано благоприятным географическим положением, наличием мощнейших природно-рекреационных ресурсов и обладанием богатого историко-культурного наследия.
После присоединения Республики Крым к Российской Федерации был принят и пересмотрен целый комплекс документов, в которых изложены цели и ключевые направления по развитию туризма в данном регионе. Среди них стоит выделить:
- Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г;
- Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 г;
- Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017 - 2020 гг.
Основной целью во всех вышеперечисленных документах является формирование современного туристско-рекреационного комплекса, который будет характеризоваться востребованностью, конкурентоспособностью и разнообразием предлагаемых лечебно-оздоровительных и туристских услуг, а также высоким качеством обслуживания [3].
По итогам 2016 г. Республику Крым посетили 5,5 млн туристов, что на 7,2% ниже численности отдыхающих в 2013 г., когда полуостров входил в состав Украины, и на 31% выше численности отдыхающих в 2014 г.[4]. Однако, несмотря на позитивную тенденцию постепенного увеличения количества отдыхающих в Крыму, ситуация с организацией туристического комплекса на полуострове остается далеко от желаемой.
До вступления Крыма в состав Российской Федерации основная доля туристов приходилась на граждан Украины (около 65% ежегодно), что, с одной стороны, было вызвано политикой украинского правительства, которое не стремилось к финансированию полуострова, модернизации его инфраструктуры, что, соответственно, сказывалось на туристическом имидже Крыма за рубежом и отсутствии внушающего притока иностранных отдыхающих. Таким образом, присоединив Республику Крым к своей территории, Российской Федерации досталась устаревшая материально-техническая база инфраструктуры гостеприимства, в которой ассортимент и качество предоставляемых услуг значительно отстает от мирового уровня.
По словам министра курортов и туризма Крыма Е. Юрченко, на данный момент на полуострове работают 825 баз размещения отдыхающих, однако только около 20 отелей «не хуже турецких или египетских», где действует система «все включено». Она также отметила, что на восстановление каждого объекта потребуется около 5-6 млн долл [6].
На сегодняшний день в рамках «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 г» осуществляется финансирование создания на территории полуострова шести туристско-рекреационных кластеров, которые будут сочетать в себе уникальность крымского региона и мировых стандартов, что будет способствовать повышению качества и конкурентоспособности туристского продукта на полуострове [3].
Следующей проблемой является высокий уровень тенизации туристской экономики. В последние годы около 50% всего туристского потока принимаются частными домовладениями, которые не подлежат налогообложению и к которым не применяется государственная статистическая отчетность [5]. Для разрешения данной проблемы необходимо разработать системы выявления «теневых» субъектов и дальнейшей системы контроля над их деятельностью, а также повышать число зарегистрированных средств размещения. В итоге, усилится приток налоговых поступлений в бюджет как региона, так и страны, и тем самым появятся дополнительные ресурсы для развития Крымского полуострова.
Одной из ключевых проблем является проблема развития транспортной инфраструктуры, без которой невозможно предоставление качественных туристических услуг. В настоящее время на территорию полуострова можно попасть двумя основными путями: с помощью авиатранспорта и через паромную переправу через Керченский пролив. По данным на 2016 г., количество отдыхающих, прибывших паромной переправой, составляет 42,5%, авиатранспортом – 41%. (для сравнения в 2015 г. 44% - авиатранспортом, 39% - паромной переправой) [5]. Для того чтобы увеличить турпоток, необходима комплексная модернизация объектов транспортной инфраструктуры, которая позволит расширить пропускную способность данных объектов. Так, в 2016 г. началась модернизация аэропорта Симферополя, в том числе расширение имеющегося терминала и строительство нового. В 2014 г. началась модернизация причалов, что предусматривает не только улучшение условий перевозки, но и сооружение второй параллели, необходимой для погрузки вагонов и автомобилей. Важной вехой станет завершение строительства Керченского моста, который предусматривает создание автомобильной и железнодорожной частей.
Кроме того, стоит отметить проблему сезонности работы туристской сферы в Крыму. Это отражается на интенсивности загрузки объектов размещения и развлечений, на количестве рабочих мест. В этой связи можно выделить как минимум семь месяцев, отличающихся низкими показателями продаж, которые сказываются как на покупательской способности граждан, так и на развитии региона.
Еще одной особенностью развития туристической сферы в Крыму является кадровый дефицит, который характеризуется острой нехваткой квалицированных кадров. В виду сезонного характера притока туристов большинство курортно-туристских комплексов не способно держать круглогодичный штат обслуживающего персонала. Таким образом, работа в данной сфере рассматривается как сезонная подработка, что, безусловно, сказывается на качестве подготовки работников.
С целью снижения сезонных колебаний необходимо разработать новые виды продуктов, которые будут способствовать притоку туристов 365 дней в году. Так, нужно развивать культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, деловой туризм. Также можно сделать акцент на стимулировании организаций, которые предлагают туристические продукты, к обслуживанию гостей круглогодично. Помимо притока дополнительных финансовых ресурсов, это даст толчок к появлению высококвалифицированной рабочей силы в сфере обслуживания на полуострове.
Также необходимо отметить неравномерность развития туристско-рекреационного комплекса полуострова, что отражается в высокой загрузке размещения на Южном и Западном побережье Крыма и, соответственно, низкой загрузке других регионов. Так, Южный берег предпочитают более 45% отдыхающих, Западный – 32%, Восточный – 18%.
Негативное влияние на развитие туристского потенциала полуострова оказывает факт непризнания присоединения Республики Крым к Российской Федерации. Санкции западных стран, снижение темпов экономического развития России препятствуют эффективной и скорой модернизации инфраструктурных объектов. Кроме того, существуют высокие риски для зарубежных инвесторов, поскольку их деятельность будет рассматриваться правительствами их стран как незаконная. Здесь необходимо также отметить тот факт, что аэропорт Симферополя не принимает ни одного международного рейса, что препятствует проникновению иностранных туристов на территорию полуострова.
С целью увеличения притока отдыхающих не только из различных регионов России, но из зарубежных стран необходимо провести масштабную PR-кампанию Крымского полуострова, которая будет способствовать созданию позитивного имиджа региона. В качестве инструмента можно использовать информационную сеть, в открытом доступе которой будет публиковаться информация о курортах, культурных событиях и объектах полуострова. Позитивную роль может сыграть серия документальных фильмов про Крымский регион, которая будет демонстрироваться в ряде зарубежных стран, что повысит узнаваемость полуострова среди населения. Также стоит рассмотреть вариант участия представителей региона в выставках, посвященных отдыху и туризму.
Таким образом, Республика Крым обладает огромным туристско-рекреационным потенциалом, однако в виду многолетнего недостаточного финансирования полуострова реализовать его полностью не получается. Однако на настоящий момент Российским правительством был разработан целый комплекс программ, который позволит преодолеть имеющиеся проблемы и вывести туристическую сферу данного региона на новый совершенный путь развития.
Библиографическая ссылка
Ромашина Н.А. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17839 (дата обращения: 21.11.2024).