Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ОПТИМИЗАЦИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Абитиярова А.А. 1 Буркитбаева Д.Б. 1 Жунисбекова Ж.А. 1 Киргизбаева Д.У. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова
Современное образование претерпевает значительные преобразования, меняются не только отдельные его стороны, но и сама система обучения и воспитания. Одним из эффективных направлений решения выделенной проблемы и преодоления отмеченных противоречий является реализация личностно-ориентированного подхода в обучении, способного сыграть в жизни ученика значительную роль в достижении им в последующем вершин личностного и профессионального развития. Одной из важных и актуальных задач современного школьного образования является его оптимизация и интенсификация посредством использования активных и интерактивных методов обучения, использования информационных технологий, создание обучающих систем, активизации работы самих обучаемых. Необходимость формирования в процессе обучения смысловых, эмоциональных и когнитивных аспектов личности требует пересмотра построения системы обучения и разработки более совершенных её форм. При этом конструирование новых специализированных форм учебной деятельности следует проводить на основе исследования естественных её форм, связанных с формированием смысловой сферы личности. Отсюда следует, что главное внимание необходимо уделять активизации методов и форм учебно-воспитательного процесса.
учебно-воспитательный процесс
оптимизация
активизация
познавательные интересы
начальная школа
ученик
1. Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. – М.: Просвещение, 1988.
2. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. -М.: Наука, 1996.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1986.
4. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Методы и формы организации учебной работы в младших классах. – М.: Арт, 2000.
5. Махмутов М.И. Современные урок: вопросы теории. – М.: Арт, 2013.

Последнее десятилетие в развитии системы образования Республики Казахстан происходят существенные изменения, направленные на оптимизацию и совершенствование процесса обучения и воспитания. В Законе «Об образовании» и в других нормативно-концептуальных документах серьезное внимание уделяется вопросам начального обучения. В условиях социально-экономических преобразований, реорганизации всех ступеней образования особенно остро стоит проблема обучения в начальной школе, отвечающей требованиям современной школы.

Главной целью системы образования Республики Казахстан в соответствии с принципами гуманизации, демократизации и гуманитаризации, направленными на реализацию гуманистической парадигмы, является формирование саморазвивающейся активной личности, способной самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, что требует создания соответствующих условий и средств для эффективного управления самостоятельностью учащихся. Эффективность процесса обучения определяется главным образом оптимальностью учебного процесса и активностью самих учеников [1].

Успех при освоении учебной деятельности, а также органичное вхождение ученика в ситуацию начального обучения в школе определяется общей готовности к школе (Б.Г. Ананьев, Т.И. Бабаева, Г.К. Нургалиева, М.Р. Рахимова, Т.С. Сабиров и др.)

Научные данные свидетельствуют о необходимости формирования у детей такого исходного уровня развития, при котором они достаточно уверенно и активно овладевают заданной школьным обучением с позиции субъекта учебной деятельности (Ж.Ш. Баримбеков, М.В. Воробьева, М.К. Ибраимова). Это, в свою очередь, требует высокого уровня самоорганизации школьников, развития навыков учебной деятельности, высокого уровня развития технических процессов.

Теоретические проблемы обучения детей школьного возраста и начального обучения в школьных учреждениях Казахстана получили освещение в работах отечественных ученых В.Н. Андросовой, Б.Б. Баймуратовой, Л.А. Давиденко, Е.Б. Дайрабаева, Г.И. Исмагуловой и др.

Термин «оптимальный» (от латин. слова optimus – наилучший) - наиболее соответствующий определенным условиям  и задачам. Отсюда под оптимизацией в широком смысле этого слова понимают процесс выбора наилучшего варианта решения любой задачи при данных условиях. Соответственно оптимизацией обучения называют научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения успешности решения его задач и рациональности затрат времени учеников и учителей [2].

Способом оптимизации обучения называют такую взаимосвязанную деятельность учителя и учеников, которая заранее ориентирована на получение максимально возможной в данной ситуации эффективности обучения при соблюдении установленных гигиеной нормативов затрат времени (или даже меньше их), т.е. без перегрузки школьников и учителей.

Целостный процесс оптимизации процесса обучения состоит из совокупности способов выбора оптимального варианта каждого из его основных элементов - задач, содержания, методов, средств, форм и др.

Очень важно осознать новизну системы способов обучения, так как сами по себе отдельные способы деятельности учителя, ведущие к оптимизации обучения, в той или иной мере уже знакомы, особенно опытным педагогам. Но здесь происходит как бы качественный скачок. Когда учитель овладевает всей совокупностью способов оптимального построения учебного процесса, он достигает значительно больших результатов при том же расходе времени, предусмотренном Уставом школы.

Выбор оптимального варианта содержания обучения с помощью выделения главного, межпредметной координации и построения рациональной структуры учебного материала, выступает в роли важной группы способов оптимизации обучения, позволяющей успешно решать задачи образования, воспитания и развития без перегрузки учеников [3].

В целях оптимизации содержания обучения учителю на каждом уроке надо стремиться меньшим числом упражнений достичь максимально возможного эффекта.

Следующим способом оптимизации обучения в соответствии с логикой подготовки к обучению является выбор таких организационных форм, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи за отведенное время. В более конкретизированной трактовке этот способ оптимизации предполагает не­обходимость осуществления не только общеклассного, но и дифференцированного и индивидуального подхода к слабоуспеваю­щим, наиболее подготовленным и всем другим ученикам. Отме­тим, кстати, что в первые годы разработки теории оптимизации индивидуальный подход некоторыми авторами вообще назывался ее единственным способом. Теперь ему найдено более рациональное место в общей системе способов оптимизации учебного процесса.

Оптимизация процесса обучения невозможна без создания оптимальных условий для успешного решения поставленных задач за отведенное время. Выделяют учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические, эстетические, а иногда и временные (наличие необходимого времени) условия. Создание всех этих условий обеспечивается, во-первых, на уровне научно-методических учреждений, которые разрабатывают учебные планы, программы, учебники, методические пособия, проекты строительства и оборудования школьных зданий и кабинетов, нормативы школьно-гигиенического характера, включая нормативы на классную и домашнюю работу учеников каждого класса, и пр. Во-вторых, созданием необходимых условий занимаются органы народного образования - строительство школьных зданий, обеспечение их оборудованием, литературой и пр. В-третьих, в обеспечении необходимых условий участвуют руководство школой и учителя: оформление кабинетов, изготовление раздаточных материалов, дополнительных наглядных пособий и лабораторных приспособлений, подготовка к использованию ТСО, обеспечение воздушного, теплового и светового режима в классных комнатах, кабинетах и пр. [4].

В последние годы появилось много новых учебников для школы, различного рода пособий с новым содержанием, методами и формами изложения материала. С одной стороны, это очень хорошо, потому что предлагаются современные трактовки, идеи, концепции, авторские разработки и т.п. В то же время не всегда ясно, а чем, собственно представленное нововведение лучше традиционного курса. Ведь может оказаться, что новый курс ничем не лучше старого, а то и хуже старого. В связи с этим все более непреложной становится необходимость разработать надежные критерии для определения эффективности обучения в новых условиях.

Хорошо известно, что наличие интереса является необходимым условием процесса обучения. Чем выше интерес, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса к предмету приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков. Поэтому так важно знать уровень интереса учеников к обучению, контролировать и следить за его изменением, и самое главное – поддерживать этот интерес.

Среди объективных факторов, влияющих на интерес к обучению, Селевко И.М. были выявлены следующие:

  1. Длительность изучения однородного по содержанию учебного материала. Уровень интереса учащихся при этом убывает с увеличением времени прохождения материала.
  2. Интерес к обучению зависит не только от времени, но и от объема изучаемого однородного материала.
  3. Трудность изучаемого материала также существенно влияет на интерес учеников к обучению.
  4. Интерес зависит и от уровня понимания учащимися предлагаемого материала.
  5. Интерес обладает свойством локальной устойчивости, которое проявляется в том, что, во-первых, после появления интереса он сохраняется в течение некоторого времени и без приложения дополнительных усилий на его сохранение; во-вторых, после снижения интереса к данному объекту его очень трудно восстановить, поднять на прежний уровень; в-третьих, интерес к какому-либо объекту вызывает интерес и к близким объектам, однако его величина быстро убывает при удалении объектов;
  6. Интерес обладает свойством иррадиации – способностью распространяться от учителя или ученика, проявляющего повышенный интерес, к другим ученикам. Так, увлеченность учителя вызывает ответную реакцию учеников, и наоборот, скучное программное решение задач урока или вялый ответ ученика приводит к снижению интереса у всего класса. Поэтому учителю необходимо стремится не только к тому, чтобы его объяснения были увлекательными, а предложенный для решения материал – занимательным, но и к тому, чтобы ответы и объяснения самих учеников не оставляли класс равнодушным, «сонным».

С этой целью в начальной школе следует применять различные занимательные, игровые, нестандартные задания, как для активизации познавательных способностей учащихся, так и для развития и поддержания интереса к тому или иному предмету.

Учитель, применяя на уроках игровой и занимательный материал, должен как можно больше активизировать познавательную активность учащихся, устранить иждивенческое отношение ученика к уроку. Чем разнообразнее и занимательнее формы и виды деятельности на уроке, тем свободнее и раскованнее чувствует себя ребенок – тем больше развиваются индивидуальные качества личности. Занимательность направлена не только на то, чтобы углубить изучение программного материала, но и способствует развитию познавательных способностей детей как сенсорных (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальных, обеспечивающих продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами, что будет способствовать качественным положительным изменениям в образовании младших школьников. Из сказанного следует, что подобный занимательный, нестандартный, игровой материал на развитие памяти, внимания, восприятия, воображения и мышления нужно целенаправленно внедрять и тесно связывать с программным материалом предмета.

На этапе осуществления учебного процесса применяются два основных способа оптимизации: рациональное сочетание управления и самоуправления учебной деятельностью школьников (оптимизация учения) и оперативное регулирование и корригирование хода учебного процесса.

В последние годы уделяется большое внимание развитию у школьников общеучебных умений и навыков, умения учиться, а типовые программы определяют теперь и определенный круг этих обязательных умений и навыков (работа с книгой, темп чтения, письма, вычислений, планирование, самоконтроль и др.). Все это создает реальные предпосылки для оптимизации учения, наряду с оптимизацией процесса преподавания.

На сегодняшний день, в школы широко внедряются новейшие технические средства. Информационная революция, связанная с созданием принципиально новых носителей информации, основанных на микроэлектронике, заметно преобразила традиционный облик школы за последние десятилетия. Будущее образования во многом связывается с дальнейшим использованием таких современных информационных средств, как телевизор, аудио- и видеоаппаратура, микрокомпьютер в комплексе с другими техническими средствами.

Однако никакая самая совершенная техника не может заменить учителя в школе - это положение является ключевым. Познавательная активность учащихся, в первую очередь, зависит от позиции учителя в классе, его веры в способность каждого ребенка учиться успешно, постоянной поддержки успехов учащихся в школе. Для настоящего учителя характерны уважение и любовь к ребенку, вера в его потенции, создание условий, в которых ученик ощущает чувства подъема, успеха, веры в свои силы. Учитель высоко-гуманистического типа в органическом сочетании с микроэлектронной техникой способен радикально изменить учебный процесс и весь облик школы. Учение в этом случае станет не тягостью для ребенка, а радостью познания нового, самостоятельных открытий неизведанного, переживание успеха от познавательной деятельности [5].

Таким образом, только комплексный подход позволит говорить о практическом решении активизации познавательной деятельности учащихся.

В условиях лавинообразного  роста информационных потоков современной цивилизации существенно трансформируются целевые установки и функции школьного обучения, когда от личности требуются не столько усвоение больших объемов информации, сколько метакогнитивные умения, составляющие основу познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Так что, сама объективная логика образовательного процесса требует от учителя отказа от авторитарного  стиля общения с  детьми, перехода к личностно ориентированной педагогике сотрудничества, т.е. вся жизнь детей в школе должна быть организована вокруг решения ими учебных проблем с опорой на их активность, самостоятельность и взаимодействие. Этим обеспечивается единство обучения и воспитания, формируются умение и готовность трудиться,  развивается воля, чувство товарищества и т.п.

В связи с этим осознание первоочередности гуманистических целей обучения по отношению к прагматическим предполагает существенное изменение как традиционных, так и интенсивных форм учебной деятельности. Необходимость формирования в процессе обучения смысловых, эмоциональных и когнитивных аспектов личности требует пересмотра построения системы обучения и разработки более совершенных её форм. При этом конструирование новых специализированных форм учебной  деятельности следует проводить на основе исследования естественных её форм, связанных с формированием смысловой сферы личности. Отсюда следует, что главное внимание необходимо уделять активизации методов и форм учебно-воспитательного процесса.


Библиографическая ссылка

Абитиярова А.А., Буркитбаева Д.Б., Жунисбекова Ж.А., Киргизбаева Д.У. ОПТИМИЗАЦИЯ И АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17831 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674