Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Лапшова А.В. 1 Сундеева М.О. 1 Татаренко М.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет»
В статье рассматривается возможность использования в образовательном процессе дистанционных технологий обучения. Анализируется проблема совершенствования системы высшего образования. Представлены средства обеспечения дистанционного обучения, достоинства его применения в процессе обучения. Отмечены принципы дистанционного обучения. Акцентируется внимание на возможности применения методов развивающего обучения, проблемных и исследовательских методов в сочетании с максимальным использованием достижений в области информационно-коммуникационных технологий. Выделена специфические особенности дистанционного обучения в формате электронных курсов, которые содержат в себе огромное количество наглядного (визуального) представления учебного материала, текстовых и звуковых средств материалов, что способствует эффективности процесса обучения. Определены современные направления развития и совершенствования информационных технологий и средств телекоммуникаций которые могут создавать основу для осуществления образовательных программ на качественно новом уровне.
дистанционное обучение
информационные технологии
педагогическая технология
телекоммуникации.
1. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., Кутепов М.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 6-2. С. 183-187.
2. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Возможности электронной среды Moodle в привлечении абитуриентов вуза //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 13-15.
3. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В. Результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза//Вестник Мининского университета.2017. №1. С. 12-23.
4. Колдина М.И. Исследовательская технология обучения в дистанционном образовании/В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». Нижневартовск, 2015. С. 252-258.
5. Колдина М. И. Сетевое взаимодействие в условиях инновационного развития образовательных организаций/М. И. Колдина, А. В. Лапшова//Инициативы XXI века. 2016. № 1. С. 73-75.
6. Костылев Д.С., Костылева Е.А., Кутепова Л.И. Организация информационной среды в системе дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного обучения//Перспективы науки. 2015. № 4 (67). С. 23-25.
7. Лапшова А.В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования//Вестник Мининского университета. 2014. №4 (8). С. 31.

Характерная черта современного мира - стремительное развитие информационных технологий. Расширение возможностей средств массовой коммуникации способствовало появлению дистанционных технологий обучения.

Дистанционное обучение–это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.) [2, c. 13].

Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии. Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров дистанционного обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения [5, c. 74].

Проблема совершенствования системы высшего образования с целью повышения качества подготовки специалистов и приближения уровня их профессиональной подготовки к международным требованиям является одной из самых актуальных. Обеспечить надлежащее качество подготовки студентов с помощью исключительно традиционных методов обучения невозможно.  К примеру, заочная форма обучения имеет ряд существенных особенностей (небольшой аудиторный цикл, большой объем самостоятельной работы), что вызывает потребность совершенствования учебного процесса [1, c. 185].

В условиях дистанционных технологий обучения система построения качества образованности выпускника будет определяться следующими факторами:

- в учебном заведении должно быть создано программно-техническое оснащение учебного процесса (компьютеры, программные пакеты и системы, телекоммуникация и др.);

- студент имеет устойчивую мотивацию к самостоятельному обучению;

- в вузе разработаны учебно-методические пособия и рекомендации для самостоятельного изучения материала.

Одним из средств обеспечения дистанционного обучения являются  электронные учебные материалы. Организовать работу студентов при дистанционном обучении  во многом помогает структура электронных учебных пособий с разбивкой изложенного теоретического материала на отдельные модули. Чередование теоретического изучения электронного курса лекций с выполнением индивидуальных практических заданий по каждой теме стимулирует познавательную деятельность, активизирует интерес к изучаемым дисциплинам, способствует упрочнению знаний [3, c. 18].

С помощью электронного учебника решаются проблемы индивидуализации обучения. Студент имеет возможность выбрать индивидуальный темп и последовательность изучения учебного материала, самостоятельно регулировать интенсивность и продолжительность занятий, создавая индивидуальный график обучения, что, в свою очередь, позволяет достигать более высоких результатов в обучении.

Электронные курсы содержат в себе огромное количество наглядного (визуального) представления учебного материала, текстовых и звуковых средств материалов, что способствует эффективности процесса обучения [5, c.74].

Диалоговый режим «студент-преподаватель», «студент-студент», как компонент дистанционного обучения, способствует активизации процесса обучения и повышает его интенсивность, что приводит к быстрому усвоению и запоминанию материала. Также учащиеся получают возможность работать с текстами лекции, конкретных ситуаций, другими материалами электронного учебника, используя средства анимации, голосового сопровождения, гиперссылок, просматривая их, по необходимости, вновь и вновь.

Специфика дистанционного обучения накладывает свой отпечаток на используемые технологии. Прежде всего, это связано с ролью учителя (преподавателя) в учебном процессе. Если ранее в традиционной системе образования преподаватель занимал центральное место как интерпретатор знаний, теперь же, в условиях информатизации, это место все более и более принадлежит студенту, самостоятельно приобретающему знания из различных источников. В данных условиях преподаватель выступает как координатор, помогая студенту добывать знания и применять их на практике. Предметом заботы преподавателя является выбор методов и технологий для реализации своей деятельности. И главную роль здесь играют методы активного и развивающего обучения [4, c. 254].

Следующей особенностью дистанционного обучения является возможность реализации личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения, учитывающего личностные качества обучающегося, его возможности и образовательные цели. Технологии реализации самостоятельной работы учащегося на основе интерактивных мультимедийных средств обучения позволяют построить индивидуализированное дифференцированное обучение [6, c. 24].

Таким образом, технологии дистанционного обучения – это педагогические технологии, основанные на широком применении методов развивающего обучения, проблемных и исследовательских методов в сочетании с максимальным использованием достижений в области информационно-коммуникационных технологий.

Исходя из определения дистанционного обучения, как организации познавательной деятельности, основанной на самообразовании, где непосредственное педагогическое общение сведено к минимуму, необходимо определить дидактические принципы, отличающие дистанционное обучение и лежащие в основе построения дидактической модели.

Итак, в дистанционном обучении должны соблюдаться следующие принципы:

  1. Процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности студента.
  2. Познавательная деятельность студента должна носить активный характер.
  3. Дистанционное обучение должно быть личностно-ориентированным [7, c. 31].

Педагогические технологии дистанционного обучения – это педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств. При этом под дидактическими средствами дистанционного обучения понимаются материалы, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, учитывающие ограниченность непосредственного общения с преподавателем [6, c. 25].

Особенностью педагогических технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде «учащийся – компьютер – преподаватель» больше внимания должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в педагогических технологиях дистанционного обучения становится визуализация мысли, информации, знаний, создание новых способов педагогической коммуникации, корректировка традиционных форм организации учебной деятельности [2, c. 15].

Применяемые в дистанционном образовании информационные технологии можно разделить на три группы:

  • технологии представления образовательной информации;
  • технологии передачи образовательной информации;
  • технологии хранения и обработки образовательной информации.

В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных программ особое значение приобретают технологии передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и его поддержку.

Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогическим процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. При дистанционном обучении учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий [1, c. 186].

Коммуникационные технологии можно разделить на два типа: on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время. В отличие от очного обучения, где диалог ведется в режиме реального времени (on-line), где он может идти и в режиме с отложенным ответом (off-line) [3, c. 20].

Основное преимущество off-line технологий состоит в том, что они менее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. Они могут использоваться даже при подключении к Internet по коммутируемым линиям (при отсутствии постоянного подключения к Internet).

К технологиям этого рода относятся электронная почта, списки рассылки и телеконференция. С помощью list-сервера может быть организована рассылка учебной информации, с помощью электронной почты устанавливается личное общение между преподавателем и обучающимся, а телеконференция позволяет организовать коллективное обсуждение какого-либо вопроса. Все эти технологии позволяют обмениваться сообщениями между различными компьютерами, подключенными к сети Интернет.

Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций создает основу для осуществления образовательных программ на качественно новом уровне.  Создание скоростных телекоммуникаций и разработка технологий реального времени дает возможность реализации моделей распределенной образовательной среды, построенной на технологиях удаленного доступа к информационным ресурсам и компьютерных средствах общения [6, c. 25].

Несмотря на дефицит телекоммуникационных ресурсов, уже сейчас эти технологии прочно вошли в практику образовательных учреждений. Уникальные лабораторные экспериментальные и вычислительные комплексы стали доступны благодаря средствам автоматизации и компьютерным технологиям управления на расстоянии и создают основу научного сервиса в Интернет [7, c. 31].

Внедрение технологий дистанционного обучения в образовательный процесс обусловлено тем, что в условиях современного общества человеку всю свою сознательную жизнь приходится заниматься самообразованием, что предполагает непрерывность образования.  В свою очередь, непрерывное образование по ряду причин, гораздо удобнее и экономичнее осуществлять, используя дистанционные технологии обучения. Поэтому студентам необходимо владеть дистанционными технологиями обучения.  Готовность преподавателя к применению в образовательном процессе технологий дистанционного обучения-является частью профессиональной компетентности учителя. А также является предпосылкой дальнейшего профессионального совершенствования [6, c. 23].

Телекоммуникационные средства сети Интернет способны не только расширять возможности, но и менять привычный смысл образования как передачи обучаемому знаний. Одно из главных таких изменений - переход от репродуктивного усвоения информации к интерактивным и продуктивным формам обучения, обусловленным интеграцией новейших педагогических технологий с телекоммуникационными технологиями [4, c. 253].

Технологии дистанционного обучения являются тем инструментом, который может придать заочному обучению новые черты, обеспечить результаты, отвечающие требованиям новой социально-экономической системы.

В педагогической работе с учащимися, у которых плохо сформирована способность к самостоятельной познавательной деятельности, подходят дистанционные курсы с поддержкой традиционного обучения. Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от взаимодействия преподавателя и обучаемого, от обратной связи между преподавателем и обучающимся, от используемых при этом педагогических технологий и разработанных методических материалов. Успешность дистанционного обучения в большой мере зависят от организации и методического качества используемых материалов, а также от руководства, мастерства педагогов, участвующих в этом процессе [7, c. 31].

Модель дистанционного обучения с поддержкой традиционного обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу (справочные, дополнительные материалы), и оперативного систематического взаимодействия с преподавателем, а также групповую работу с участниками данного курса, используя все многообразие проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса. Кроме того, эта модель должна предусматривать совместные телекоммуникационные проекты с другими учебными заведениями в виде телеконференций, обмена мнениями, информацией с участниками курса [7, c. 31].

Преимущества технологий реального времени очевидны. Они позволяют объединять материальные и вычислительные ресурсы образовательных и научных центров для решения сложных задач, привлекать ведущих специалистов и создавать распределенные научные лаборатории, организовывать оперативный доступ к ресурсам коллективного пользования и совместное проведение вычислительных и лабораторных экспериментов, осуществлять совместные научные проекты и образовательные программы.

Интенсивное развитие дистанционного обучения позволит сохранить и развить интеллектуальный потенциал нации, закладывает основы демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного, качественного образования на всех уровнях, расширяет возможности граждан на получение качественного образования по всей территории России, создает благоприятные условия для формирования рынка образовательных услуг и интеграции российской системы образования в мировое образовательное сообщество [5, c. 74].


Библиографическая ссылка

Лапшова А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17821 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674