Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ

Лыков М.А. 1
1 Институт педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета
Проблема оказания эффективной помощи детям с отклоняющимся поведением является для современной системы дошкольного образования по настоящему архиактуальной. Статья посвящена арт-педагогической работе с детьми дошкольного возраста с отклоняющимся поведением в условиях занятий спортом. В статье уделяется большое внимание созданию комфортных психолого-педагогических условий для формирования согласованного взаимодействия педагога-психолога с родителями и их детьми, имеющих индивидуальный опыт отклоняющегося поведения в условиях спортивных занятий. Приведённые в данной статье материалы могут быть полезны для занятий тренерам-педагогам работающим с детьми дошкольного возраста. Статья содержит описание комплекса спортивных игровых упражнений, применение которых позволяет вести творческую педагогическую работу как в условиях спортивных занятий, так и в домашних условиях.
арт-педагогика
спортивные упражнения для дошкольников
отклоняющееся поведение.
1. Анисимов В.П., Скворцова Т.П. Арт-педагогическая профилактика негативизма детей: монография. – Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2017. – 228 с.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с
3. Изотова Е.И. Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 288с.
4. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие / Е.В. Мигунова; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
6. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер [Электронный ресурс]/ Перевод В.В. Бибихина // Режим доступа: http://phil.ulstu.ru/files/studentam/2.2_haid_hum.pdf

В современных реалиях индивидуализация дошкольного образования, в том числе и занятий спортом с детьми дошкольного возраста подразумевает поиск оригинальных способов самореализации ребенка, что обусловливает содержание креативной среды. Оригинальность является ключевым признаком креативности, развитие которой наиболее эффективно может происходить в условиях эстетической деятельности, а область искусства человечеству необходима, прежде всего, как психотренинговая площадка для раскрытия творческого потенциала личности [1;2;3;4;6]. С целью обеспечения профилактики отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста нами была научно обоснована и построена программа педагогических условий, суть которой заключается в создании креативных конструктивных взаимодействий взрослых участников образовательного процесса, направленных на преобразование импульсивно-негативного индивидуального опыта проживания жизненных ситуаций в конструктивно-согласованный.

Трехкомпонентная структура программы строится на основе арт-педагогических исследований:

  • создание безопасной эстетической среды,
  • педагогическое сопровождение
  • ценностно-смысловое самоуправление [1, с. 131]

Формирование согласованного педагогического взаимодействия в профилактике отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста содержит:

  1. Мотивационный компонент – обеспечение возможности проявления индивидуальных потребностей участников образовательного процесса; принятие потребностей ребенка; актуализация потребности в согласовании ценностей и способов педагогического взаимодействия;
  2. Когнитивный компонент – обеспечение возможности формулирования и позиционирования собственных суждений; стимулирование процесса рефлексии потребностей и ценностных ориентаций участников образовательного процесса; формулирование индивидуальных ценностей и согласование общих ценностей взрослыми участниками образовательного процесса;
  3. Операциональный компонент – обеспечение возможности презентации своих способов реализации ценностей; индивидуальных поиск и моделирование способов согласования педагогического взаимодействия; коллективный поиск и моделирование способов реализации своих целей взрослыми участниками образовательного процесса.

Признаки согласованного педагогического взаимодействия в профилактике отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста таковы:

  1. проявление конструктивных межличностных отношений субъектов образовательного процесса (родителя, ребенка, педагога);
  2. искреннее, открытое проявление (в невербальных реакциях) своих актуальных переживаний ребенком, родителем, педагогом;
  3. опосредованная педагогом и родителем вербализация переживаний и потребностей ребенка и непосредственная вербализация им (эмоционально- ексическое оформление) своих переживаний и потребностей на основе прямого подражания значимым взрослым.
  4. нравственность как преобразование своего негативного индивидуального опыта позитивными способами понимания (рефлексия) и взаимодействия с близкими при удовлетворении своих потребностей в согласовании с потребностями других участников образовательного процесса;
  5. осознание, позиционирование и согласование ценностей (как идеального представления о должном) субъектами образовательного процесса;
  6. реализация индивидуальных творческих конструктивных моделей проявления своих ценностей в искусственных (эстетических) и/или естественных (реальных жизненных) условиях деятельности.

Так же среди первоочередных задач профилактики отклонений в поведении средствами физической культуры и спорта следует рассматривать:

  • повышение ответственности родителей за здоровье детей и уровень их включенности в создание условий для развития физической культуры своего ребенка ;
  • физическую культуру как образовательную область и учебный предмет, который должен быть актуализирован для каждого ребенка как способ сохранения и укрепления своего здоровья;
  • объем двигательной активности на всех возрастных этапах, который должен составлять не менее 6-8 ч в неделю.

Механизм реализации физического воспитания и спорта должен предусматривать:

  • организованные формы занятий в образовательных учреждениях, начиная с яслей и заканчивая вузами;
  • дополнительные, внеурочные формы занятий в семье, секциях, спортивных клубах и т.п.;
  • спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные события в образовательных учреждениях и домашних условиях.

Целесообразно увеличить время, отводимое на демонстрацию в СМИ уроков по развитию силы, выносливости, ловкости, которые должны проводить известные спортсмены и тренеры. Именно такой путь будет способствовать массовому вовлечению детей и подростков в занятия физической культурой и спортом.

Занятия, которые проводятся на нашей базе детской футбольной школы «Чемпионика» (г. Тверь) помогают детям не только развивать свои физические и футбольные технические навыки, но социально-психологические умения согласованного взаимодействия тренера и ребёнка, чтобы достигнуть максимальной реализации потребности ребёнка.

Правила, которые введены в организации «Чемпионика» полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО [6], где в пункте 3.2.1 указывается на необходимость создания таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивают успешную реализацию образовательной программы, реализуемой в дошкольной образовательной организации. К таким условиям относятся:

  1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям: недопустимость как искусственного ускорения и превышения предельных возможностей, так и искусственного замедления и ограничения естественных ресурсов в развитии ребенка;
  3. Построение образовательной деятельности на основе эмпатийного, но требовательного взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающей социальную ситуацию его развития;
  4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и конструктивного взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  1. Поддержка инициативы и самостоятельности ребенка на основе его эмоциональной отзывчивости в специфических для него видах деятельности;
  2. Возможность самостоятельного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  3. Обеспечение защиты детей от всех форм физического и психического насилия;
  4. Психолого-педагогическая поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Первостепенным в ряду этих условий является наличие психоэмоционального комфорта детей в образовательной среде [2], обеспечивающего удовлетворение их потребности в чувстве защищенности и их адекватной самореализации, которая обеспечивается конструктивно согласованным педагогическим взаимодействием взрослых участников образовательного процесса: педагогов и родителей. Отсюда следует, что педагогически согласованное взаимодействие — наиболее значимая составляющая профилактики отклоняющегося поведения и один из ведущих факторов личностного саморазвития ребенка.

На каждом занятии с детьми проводится от 6 до 8 игровых упражнений, рассчитанных не только на физическое развитие и освоение технических элементов, но и направленных на улучшение взаимодействия друг с другом, развитие чувства эмпатии и коллективных способов согласованного взаимодействия, необходимых для формирования сплочённой команды как единого организма, где каждый участник понимает значимость своего места в этом согласованном взаимодействии и имеет признание окружающих.

Ниже приведена таблица, в  которой представлены упражнения, которые помогут развить в ребёнке все вышеуказанные аспекты. Данные упражнения можно выполнять и дома, при наличии определённого реквизита.

Название

Описание

Развивает

1.

Прогулка с «животными»

Дети гуляют по поляне с выдуманными животными (мячиками) и обходят «капканы» (фишки).

Аккуратность, внимательность, ответственность

2.

«Спасатели»

Тренер выступает в роли охотника и догоняет детей. Те в свою очередь должны убегать от тренера и спасать уже пойманных ребят

Командное взаимодействие, чувство ответственности за товарищей

3.

«Индейцы и Ковбои»

Задача «индейцев» пробежать так, чтобы «ковбои», которые стоят по сторонам не попали в них мячом

Смелость, решительность, упорство, внимание

4.

«Морской Бой»

Тренер делит детей на 2 команды. Каждая из команд стоит на своей половине площадки. Тренер объясняет что дети – военные корабли, которые должны перебивать мячи со своей площадки на сторону соперников

Сообразительность, смелость, ответственность за свои действия перед коллективом

5.

«Треугольнички»

Дети занимают свои места, формируя треугольник. В центре треугольника стоит водящий. Задача детей – предавать друг другу ногами мяч так, чтобы водящий его не перехватил

Сообразительность, внимательность, ответственность за свои действия перед коллективом

6.

«Тёмный Рыцарь»

Тренер объясняет детям, что он тёмный рыцарь, и защищает ворота, не давая забить гол. Задача детей – переиграть тренера и поразить ворота

Решительность, упорство, смелость, лидерские качества

7.

«Тоннельчики»

Дети поочерёдно меняются ролями. Один из детей управляет поездом (мячом), а остальные должны делать тоннельчики (упор лёжа)

Аккуратность, командное взаимодействие

8.

Футбол

Тренер делит детей на 2 команды, которые играют друг против друга

Психологическую устойчивость, командное взаимодействие, лидерские качества, ответственность за свои действия перед коллективом

 

Указанные упражнения могут быть основой для творческих идей и способов их реализации педагогом-тренером и родителями как в условиях занятий спортом в условиях тренажерного зала, так и в домашних условиях. Сотворение новых игр-упражнений участниками по сути и является той важнейшей педагогической средой, которая позволяет находить новые способы согласованного взаимодействия и упреждать любые формы проявления негативизма ребенка и его протестного поведения.


Библиографическая ссылка

Лыков М.А. АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17788 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674