Архитектура города несет в себе смысл, она организует особым образом пространства и влияет на его атмосферу, и тем самым, оказывает влияние и на людей, которые там находятся. Архитектурные объекты создают объемно-пространственную структуру среды и сами являются определенным градостроительным языком, который взаимодействует с человеком. В элементах зданий, в строительных планах, в масштабах сооружений заложен некий смысл, который можно интерпретировать и понять. Он помогает человеку ориентироваться в физическом и культурном пространстве, закрепляя системы ценностей. Помимо функциональных возможностей, которые предоставляет архитектура, она еще и закладывает определенный поведенческий аспект.
Семиотика – это наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Такое определение дается в «Советском энциклопедическом словаре» 1984 года издания [1]. У этой науки есть множество направлений, но нас интересует связь с архитектурой. Архитектура в данном аспекте выступает как совокупность знаков и символов. У семиотики архитектуры предметом изучения является исследование специфических пространственных средств смыслообразования и смысловыражения, выявление общих закономерностей связи формы со своим значением и содержанием. Архитектурная семиотика состоит из трех основных частей: семантики, занимающейся смысловой стороной архитектуры; синтактики, отвечающей за отношения частей архитектурной формы между собой и по отношению к целому; и прагматики, занимающейся отношениями между архитектурной формой, архитектором и потребителями [5]. Семантика отвечает за смысловую сторону архитектуры как искусства и дает ей символический образ. Она отражает социальные и культурные идеи общества определенной эпохи и народа. Таким образом по архитектуре того или иного времени можно судить об общественных и политических идеалах народа, как в Древнем Египте, Древней Греции, Древней Руси, в итальянском Возрождении, в европейском классицизме и в некоторых объектах современной и новейшей архитектуры.
В архитектуре семиотика является методом исследования знаковой системы. Такой метод доказывает невозможность моделирования архитектурного языка, так как система знаков в архитектуре подвижна и зависит от эпохи. Семиотика в архитектуре тесно связана с композицией. Изначально представления о композиции архитектурного творчества связывались с изучением проблемы восприятия: как соединить архитектурные элементы в единую форму [4]. Со временем появились когнитивные методы, которые рассматривают, как архитектура влияет на человека. Основой для функционирования когнитивных семиотических механизмов в зодчестве является существование в сознании человека целостного психического отражения объекта, который дан нашему сознанию посредством образа. Образ – мост между реально существующим архитектурным объектом и нашей познавательной способностью.
Перейдем непосредственно к архитектуре Санкт-Петербурга. Строительство новой столицы началось Петром I еще в период Северной войны (1700–1721). Эпоха правления Петра I в сознании любого человека связана в первую очередь с его реформами, которые носили грандиозный характер. В тот момент России была необходима новая столица, которая бы представляла собой синтез европейского и российского. Облик нового города должен был формировать культурное пространство новой России. Поэтому Санкт-Петербург становится городом символом новой эпохи и город сам по себе становится знаком.
Советский культуролог и семиотик Юрий Михайлович Лотман в своих трудах, посвященной семиотике Санкт-Петербурга, рассматривал город как семиотическую систему [3]. В ней он выделял следующие критерии:
- Город как имя;
- Город как пространство;
- Город как время.
Город в системе символов по отношению к окружающей его среде может трактоваться по-разному. Город, расположенный на краю государства, построенный на реке, на берегу моря или в устье горы, может интерпретироваться как город, противопоставляющий себя природе. Примером такого служит как раз Санкт-Петербург. Он построен на реке Неве, как камень на воде, положенный человеком, является символом покоренной природы. Изначально задуманный как оборонительный пункт. По символическому значению, город на воде, имеет «эгоцентричный, агрессивный, нацеленный на поиск пространства характер». Он «борется» за право быть центром. Петербург впоследствии начал «оживать» как город, символизирующий внешнюю неподвижность при внутренней динамике. Он стал наполняться различными семиотическими кодами: культурными, религиозными, мифологическими, политическими, географическими, технологическими и другими. Но для нас наиболее интересен архитектурный облик Санкт-Петербурга.
Ю. М. Лотман утверждал, что у Санкт-Петербурга есть два символа: европейский город и Венеция [2]. Он уточнял, что Петербург – это город, который перенесли в русский контекст – «Новая Голландия». Город строили европейские архитекторы. Главной задачей было создать столицу уровня Европейских стран. Это стало градостроительной концепцией на долгие годы. Эта идея перенеслась и на архитектурные сооружения, примером может служить стиль петровское барокко. Барокко с итальянского языка означает – «причудливый» или «странный». В Россию стиль пришел при строительстве города Санкт-Петербурга. Петр I призвал талантливых соотечественников и иностранных архитекторов, поэтому петровское барокко представляет собой смесь русских и западноевропейских приемов.
Стиль Петровского барокко характеризуется простотой и практичностью, в отличие от зарубежного барокко, в котором важнее помпезность. Это можно объяснить русским темпераментом. Также в архитектуре чувствуется отказ от всего византийского, появляется симметрия и уравновешенность. Особыми признаками становятся: выделение центра, мансардные крыши, цветовая многоликость, сдержанность в украшении, а также оформление окон арочными проемами. Символами и знаками можно считать прямоугольную форму фасада, элементов тосканского ордена, лопатки, профилированными наличниками с утолщениями, вертикальный и горизонтальный шов на углу здания, линии крыш, которым придавался массивный вид за счет завитков, полукруглые фронтоны. Одним из примеров петровского барокко может служить Петропавловский собор (рис.1).
Рис. 1. Петропавловский собор
Рассмотрим, каким образом архитектурные элементы и их смысл влияют на человека. Самый главный символом является ангел-флюгер, который указывает кораблям направление – он означает, что помимо красоты в петровском барокко ценилась еще функциональность. Петропавловский собор представляет собой прямоугольное здание зального типа с сорокаметровым шпилем наверху, это было вразрез с традициями крестово-купольной системы. Прямоугольное основание означает не только приземленность, но и уверенность, устойчивость. Высота собора символизирует не только связь с небом, но еще является смотровой площадкой. В целом Петропавловский собор на наблюдателя производит впечатление величественности одновременно с простотой и строгостью.
Еще одним примером петровского барокко является Здание Двенадцати коллегий, возведенное в 1722-1742 годах (рис.2). Это крупнейшая из построек этого стиля. Созданное по проекту Д. Трезини (а верхние этажи по проекту Т. Швертфегера), оно предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий – высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году.
Рис. 2. Здание Двенадцати коллегий
Здание представляет соединенные между собой двенадцать одинаковых по размерам и архитектуре трехэтажных корпусов. В 18 веке каждый корпус имел свой отдельный вход. В символическом аспекте это означало автономность и индивидуальность каждой коллегии. Но в то же время, тесная композиция зданий символизирует единое целое, несмотря на самостоятельность каждой коллегии. Главный фасад здания обращен к центральной площади Васильевского острова, который должен был стать главным центром новой столицы. Детали этого здания составляют единое целое, хотя создают многообразный силуэт. Колорит в два цвета, отсутствует золотой, как например, в екатерининском барокко, который означает богатство. Тут мы также можем заметить яркие черты стиля: пилястры, ризалиты, рустовка на нижнем этаже, мелкая расстекловка окон и высокие четырехскатные крыши. И самое главное, это простота и дух рациональности во всем. В последствие здание было отдано Педагогический институт, а в 1835 году здание было передано Санкт-Петербургскому университету.
Меньшиковский дворец также является постройкой петровского барокко (рис. 3). Это было первое гражданское здание из камня в городе, что само по себе несет уже грандиозный культурный смысл. Дворец принадлежал приближенному к Петру I, генерал-губернатору города А. Д. Меньшикову.
Рис. 3. Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге
Изначально усадьба светлейшего князя тянулась от одной стороны острова к другой, от Большой Невы до Малой. Этим масштабом подчеркивалась власть и признак хозяина острова. Не только в размерах усадьба не уступала царской, но и архитектурном и интерьерном убранстве. На главном фасаде можно увидеть изображение княжеских корон на фронтонах, которые завершали сильно выступающие ризалиты. Парадный вход символически был обозначен высоким нарядным крыльцом. Основные членения фасада отражали его внутреннюю структуру. Внутри каждой комнате отведена своя функция и каждая из них отличается богатством убранства.
Впоследствии Меньщиков был обвинен в измене и сослан, дворец был передан кадетскому училищу, и многие элементы убранства были утеряны. Но общие черты петровского барокко прослеживаются и сейчас. В стилевом решении дворца можно явно проследить европейские тенденции, которые слились с русскими традициями. По внешнему и внутреннему убранству он создает впечатление статичного и строгого здания, несмотря на богатство внешнего и внутреннего оформления.
Подводя итог, можно выделить несколько аспектов архитектурной семиотики. Первый – это архитектура, как текст, который прочитывается обществом и каждым человеком индивидуально, определяя поведенческие и культурные формы. С другой стороны, архитектурная среда – может быть знаковой системой, текстом, но также и нести в себе бытовую, житейскую функцию для человека. Второй, бытийный аспект зодчества связан не только с восприятием и интерпретацией архитектурного объекта, но и с событием, действием, порождаемым этим объектом. А также, событийный аспект рассматривает преобразование идей архитектора в проектном решении, их реализацию в архитектурном объекте; дальнейшее отражение потребителями посредством диалога и взаимодействия (интерпретации и деятельности) человека с архитектурным объектом.
Город Санкт-Петербург – это тайна, которую хочется разгадать. Своей атмосферой он привлекает студентов, профессионалов, туристов и исследователей ежедневно, навсегда оставаясь в их сердцах.
Библиографическая ссылка
Лунченко М.С., Маляр В.В. СЕМИОТИКА В АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 5. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17736 (дата обращения: 21.11.2024).