Введение ФГОС в дошкольном образовании стало знаковым моментом в обеспечении развития творческих способностей детей. В ФГОС учтены индивидуальные потребности ребенка, он признается полноценным участником образовательных отношений, большое внимание уделено поддержке инициативы и самостоятельности детей, возможности выбора детьми материалов, участников совместной деятельности и общения.
Развитие детского творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и другие.
Художественно-эстетическое развитие по ФГОС дошкольного образования предполагает:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, произведений изобразительного творчества, народных промыслов;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает: 1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве в художественных произведениях, народных промыслах;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности. Н.П. Сакулина выделяет такие свойства, как активность воображения, образного мышления, чувств, восприятия. необходимое условие этой активности – наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. В данном случае речь идет о творческой способности, которая проявляется в действиях по актуализации имеющегося опыта, экспериментировании (поисковых действиях), видении проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативном мышлении, воображении), актуализации неосознанного опыта. Таким образом, способность к образному выражению предполагает наличие способности к изображению со всеми ее компонентами. при этом в отборе и переработке впечатлений проявляются эстетическая оценка явления, активность всех психических процессов. способность к выражению особенно ярко проявляется и формируется при направленности ребенка на создание нового, оригинального образа.
В дальнейших исследованиях Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольников были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. по существу, разработана структура сенсорных способностей, проявляющихся и формирующихся в изобразительной деятельности в условиях развивающего обучения детей.
Хотя эти способности названы авторами «сенсорными», анализ их содержания показывает, что доминирующая способность восприятия сочетается со способностью мышления, памяти, представления, воображения. Следовательно, в реальной деятельности все способности находятся в сложном системном сочетании, которое определяется целями и задачами изобразительной деятельности. Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсорную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В этом плане большой интерес представляет использование народных промыслов для занятий с детьми дошкольного возраста.
Использование народных промыслов является инновационной формой творческого развития художественных способностей детей, где проявляются разные стороны развития ребенка.
Народная педагогика уделяла большое внимание в процессе обучения и воспитания детей использовать различные виды народного искусства. В настоящее время возрастает интерес к народным промыслам. В республике работают 160 народных мастеров РС (Якутия) и 220 мастеров народных промыслов, благодаря которым Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [4, с.76].
Способности – это индивидуально-типологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость освоения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение [5, 20c.]. Различают общие и специальные способности.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создаёт благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включён во всё многообразие художественных видов деятельности. В статье мы хотим остановиться на вопросе о развитии художественных способностей на основе использования народных промыслов.
Нетрадиционный подход к развитию изобразительных способностей дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционной и нестандартной техники рисования.
Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить
Развитие творческих способностей детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. В ФГОС уделено большое внимание проблеме развития творческих способностей дошкольников и поставлены задачи перед педагогами для их реализации.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей дошкольного возраста является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.
Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу [3].
Нами разработан план работы по развитию творческих способностей детей посредством приобщения детей к народным промыслам Якутии. Из видов занятий народными промыслами мы выбрали изготовление аппликаций и поделок из бересты. Тематика занятий: «Моя северная республика», «Чудесная береста». «Ярмарка народного творчества», «Береста в якутских сказках», встреча с народными мастерами «Встанем в круг, друзья!», презентация «Народные умельцы», «Якутские узоры», «Ньургун Боотур», изготовление поделок, брошей, сувениров, нагрудных украшени, элементов национальной одежды для девочек, развлечение «Волшебная береста». На занятиях предлагаются различные творческие задания. Цель занятий – закрепить умение вырезать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал и др.) по образцу, отработать технические навыки, показать способы накладывания бересты, развитие воображения, художественно-изобразительных навыков и творчества.
Несложные работы дети выполняли без эскиза. Работы со сложным сюжетом, большим количеством деталей изготовляются по эскизу. Эскиз к будущей работе дети выполняли карандашом. В эскизе особое внимание уделяли общей композиции работы. С помощью композиции определяли положение фигур и предметов в пространстве. Например, центральным звеном в одной композиции выступает избушка, в другой – елочка, стоящая на фоне леса. Аппликация по олонхо «Ньургун Боотур» передает чувства ее героев, отношения между ними.
Успех выполнения аппликации во многом зависел от того, как дети, вырезая детали узора, изображения, владеют ножницами. Вырезать детали и изображения нужно точно, не искажая формы. Необходимо было стремиться к тому, чтобы линия среза была четкой, без зазубрин. Очень мелкие детали, дополняющие аппликации, следовало вырезать небольшими ножницами. Часто на занятии использовали слайды, на которых делали частичный показ рисования нужного элемента. Дети рисовали узор, используя последовательность, указанную в слайде.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, природные материалы из бересты, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. И все это на примере народной культуры. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
В конце занятия из детских работ мы составляем выставку детских работ на фоне настенного коврика, чудесной полянки или макета юрты. Сюжетная компановка работ вызывает у детей радость и удивление, и восхищение от результатов своего творчества. Такие изделия, как туески из бересты, нагрудные и головные украшения (илин кэбисэр, бастынга) используются во время праздников и мероприятий. Более сложные украшения и поделки дети изготовляют совместно с родителями.
Также для решения воспитательных и обучающих задач мы рассказываем старшим дошкольникам о берестяном промысле народа саха, показывая образцы готовых изделий.
На констатирующем и формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами были использованы следующие методики:
1. Методика «Фигурные тесты» (Э.Н. Петляковой);
2. Методика «Солнце в комнате» (авторы – В. Кудрявцев и В. Синельников);
3. Методика «Изучение оригинальности и новизны как показателей творческих способностей ребенка в области рисования».
Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы показали положительные результаты. Уровень изобразительных умений и навыков, воображения и творческих способностей детей повысился на 30 %.
Таким образом, в процессе занятий берестяным творчеством у детей развиваются не только художественные умения и навыки, но и любовь, интерес к народному творчеству, родной культуре и гордость за умение и способность приобщаться и заниматься этим творчеством.
Библиографическая ссылка
Семенова Е.Е., Николаева Л.В НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9. ;URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17699 (дата обращения: 21.11.2024).