Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Заболоцкая В.Э. 1 Андреева Л.Д. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Актуальность проблемы в общении ребенка дошкольного возраста со сверстниками приобретает особое значение, если детский сад является многонациональным. В статье раскрыты формирование позитивных взаимоотношений детей в онтогенезе, выявлены особенности взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды. На формирующем этапе эксперимента организована поликультурная предметно-развивающая среда, использованы интерактивные технологии в проведении дидактических игр; привлечены родители к совместной деятельности; составлены дидактические игры и альбомы этнокультурного и поликультурного содержания, направленные на формирование положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. На контрольном этапе отмечен рост знаний детей о национальных традициях, играх, праздниках разных народов. Выявлена положительная тенденция в работе педагога с детьми в условиях поликультурной образовательной среды ДОО.
поликультурная образовательная среда
предметно-развивающая среда
поликультурное воспитание
межличностные отношения
1. Акимова Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – № 2. – С.21–23.
2. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – 368 с.
3. Ломов Б.Ф. Проблемы общения психологии. – М.: Просвещение, 1981. – 243 с.
4. Файзуллаевва, Е.Д. Организация совместных видов деятельности детей как условие становления субъективного (личностного) отношения к другому / Е.Д. Файзуллаевва // Психолог в детском саду. – 2009. – №4. – С. 77–91.
5. Якобсон С., Чернавина С., Копачева Ж., Пакомова Е. Формирование взаимоотношений между детьми 3–4 лет // Дошкольное воспитание. – 2001. – №1. – С. 5–11.

Проблемы взаимоотношения личности в коллективе находят отражение в конкретных психолого-педагогических исследованиях (А.В. Запорожец, А.А. Люблянская, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.Г. Нечаева и др.). Ученые особо подчеркивают влияние характера межличностных отношений, взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей, и доказывает необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста [5, c.6].

Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды ДОО накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно. Межнациональные отношения – это совокупность специальных знаний и умений личности, а также адекватных им поступков и действий, позволяющих в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных национальностей, и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия совместной деятельности [3, c.50].

Одно из определений поликультурного воспитания встречается в «Международном словаре по образованию». Поликультурное воспитание- это воспитание, включающее в себя организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличные по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. В «Международной энциклопедии по образованию» (1994г.). Поликультурное воспитание определяется, как «Усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям» [4, c.28]. Современная жизнь в поликультурном обществе требует знания нескольких языков, использующихся в обществе; быта, традиций и культуры народов разных национальностей и верований, проживающих в одном пространстве. В приказе МО РФ №448 от 22.08.96 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» выделен раздел «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», где зафиксировано, что педагог «способствует развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в т.ч. внешнего облика, физических недостатков и пр.)». В процессе реализации образовательных программ дошкольные учреждения обеспечивают приобщение детей к общекультурным, национально-значимым условиям, формирования базовых основ культуры. В связи с чем, повышается необходимость индивидуализировать воспитательный процесс в данном направлении, с учетом особенностей личности, интересов и склонностей дошкольников и педагогов ДОО [1, с. 21].

Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева в ООП ДО «От рождения до школы» предлагают: «Улучшить условия формирования межличностных отношений между детьми разных национальностей с учетом поликультурной образовательной среды ДОО, а так же по повышению уровня знаний детей о культуре других народов. Задачи программы:

1. Обучить детей играм и познакомить их с национальными праздниками других народов.

2. Ознакомить детей с национальным составом группы, а так же дать представление о многонациональности нашей Родины и мира.

3. Дать начальные познания детям об отличительных особенностях, как национальностей, так и национальных культур в целом.

4. Дать рекомендации педагогическим работникам в разработке ими программ и организации предметно-развивающей среды ДОО, которые будут учитывать особенности всех национальностей и национальных культур представленных в ДОО.

5. Провести ряд бесед, занятий, народных игр, нацеленных на формирование правильных, доброжелательных межличностных отношений между детьми разных национальностей» [2, с.198].

Для проведения нашего эксперимента по формированию положительных взаимоотношений педагогическая технология приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям строилась на основании следующих подходов: вовлечение старших дошкольников в разнообразные виды деятельности; интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор; использование взаимодействия в системе «Педагог-ребенок-родитель», так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации старших дошкольников, влияющих на становление личности; осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности старших дошкольников на всех этапах приобщения к народным традициям.

Приоритетные направления по поликультурному воспитанию, реализуемые в работе с дошкольниками: создание атмосферы национального быта; широкое использование фольклора; знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками; знакомство с народным искусством; знакомство с народными блюдами и костюмами.

На формирующем этапе педагогического эксперимента мы исходили из того, что эффективное приобщение детей старшего дошкольного возраста к родной культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения занятий по приобщению к традициям родной культуры.

Основанием для определения логики построения эксперимента был выбран подход Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко к организации воспитательного процесса в группах дошкольников. Работу с дошкольниками мы построили в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия воспитателей и старших дошкольников и свободной самостоятельной деятельности. Особенность методики заключалась в том, что освоение дошкольниками намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем («Я и моя семья», «Народные праздники», «Народные игры» и др.). В процессе своего развития ребенок активно познает окружающий мир, который предстает перед ним в единстве четырех различных сторон, использованных для построения дидактической модели, включающей: природный мир (природные существа и явления); предметный мир (мир вещей, созданных руками и трудом человека); мир других людей (мир общественных отношений); мир моего «я» (внутренний мир человека).

Отсюда запланированные игры и занятия старших дошкольников способствовали развитию у них представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, о внутреннем мире (индивидуальности) каждого дошкольника. Данное построение воспитательного процесса позволило логически объединить все этапы и вызвать заинтересованное отношение у старших дошкольников. Всю работу по знакомству старших дошкольников с танцами, костюмами, нравами, кухней других народов предлагается вынести в блок совместной деятельности.

В завершении формирующего этапа, проведён тематический день «Наши добрые соседи».

Цель: воспитание интереса к жизни людей разных национальностей на территории России.

Задачи: ознакомление детей со сказками, игрушками, играми; знакомство детей с национальными обычаями, традициями, понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других народов; воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей; расширение кругозора дошкольника, представление об окружающем мире.

Дети разделены на 3 подгруппы по 3–4 человека: «Матрешки», «Сулусчаан», «Балдар».

Каждая гостиная украшена в национальном стиле. Дети одеты в элементы национального костюма: русские, якутские и киргизские.

Детям и родителям заранее были даны задания: подготовить приветствие, блюдо, национальную атрибутику, концертный номер (танец, стихотворение, песня).

Мероприятие начинается с приветствия на трех языках. Нам нужно всех гостей поприветствовать на родном языке:

– Здравствуйте!

– Утуе кунунэн!

– Саламатсынарбы!

Молодцы! Вот таким дружным приветствием мы начинаем нашу встречу. Общий поклон и дети расходятся по своим гостиным.

Дети знакомили со своей национальной культурой, кухней, традициями. Ставили небольшие инсценировки по народным сказкам, отгадывали загадки, показывали подготовленные номера, играли. Например, дети показали народный русский танец «Калинка», прочитали стихотворение о родном крае «Республика моя любимая» и показали инсценировку эпизода из сказки «Иван Царевич и серый волк». Детям очень понравилось собирать пазлы на тему «Народные праздники». Так же провели, разработанные дидактические игры, беседы на такие темы как:

– «Нужно ли помогать в беде и делиться игрушками с детьми?»;

– «Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку?»;

– «Каким должен быть настоящий друг»;

– «Правила Дружбы»;

– Соедини флаг республики с национальным костюмом;

– Найди лишний праздник.

Дети проявили большой интерес к разработанным дидактическим играм, были активными, старались приводить как можно больше примеров на заданные вопросы по различным темам.

Флэшмоб «Дружбы народов» под гимн дружбы «Родина моя» – автор текста (слов) Р. Рождественский, композитор (музыка) Д. Тухманов.

Цель: Развитие эмпатии (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта, дружеских взаимоотношений в группе.

Дети встают в круг и с удовольствием повторяют танцевальные движения за воспитателем. Это заключительный танец нашего тематического дня «Наши добрые соседи».

В группе воспитываются дети разных национальностей из разных семей, и мы должны стараться, чтобы все они чувствовали себя одинаково комфортно. Язык, который легко дается всем детям без исключения, независимо от национальной принадлежности – это язык игры, детских художественных произведений, танцев, театральных постановок, музыкальных произведений. Через это они узнают мир и особенности межнациональных отношений в обществе, развиваются, учатся ценить культуру, традиции, язык других народов, формируются как личности. Задачи воспитания толерантности детского коллектива и навыков положительных взаимоотношений можно успешно осуществить, создав поликультурную образовательную среду, которая содержит возможности построения наиболее высоких форм положительных взаимоотношений между детьми разных национальностей.

Контрольный срез выявил уровень усвоения дошкольниками традиций народа и позволил установить позитивные изменения в представлениях старших дошкольников о традициях предков и умениях использовать их в самостоятельной деятельности.


Библиографическая ссылка

Заболоцкая В.Э., Андреева Л.Д. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17695 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674