Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ ПРОЕКТОВ В ПРОГРАММНЫХ ПРИЛОЖЕНИЯХ НА БАЗЕ ПЛАТФОРМЫ 1С

Горюнова Т.И. 1 Горюнова В.В. 1 Шубин И.И. 1
1 ФГОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет»
В статье рассмотрены вопросы управления и учета проектов в электронном документообороте (ЭДО) медицинских организаций на базе платформы 1С. Определён состав совокупности нормативно-методических документов, стандартов и технологий подготовки, хранения, поиска и обработки электронных документов (ЭД) в проекте программных приложений. Сделано заключение, что при разработке проектов программных приложений, любой документ, в том числе в электронно-цифровой форме, состоит из двух частей: «тела» документа, в котором в той или иной форме представлено собственно содержание документа и метаданных, включающих реквизиты документа и служебные сведения, определяющие его статус, маршрут движения, характер обработки, использования и т.п. С точки зрения возможностей автоматизированной подготовки и обработки электронные документы следует разделять на 3 группы : неструктурированные, структурированные и полуструктурированные. Рассмотрены прикладные решения СЭД «1С:Корпоративный документооборот» и «1С:Медицина.Больница».
электронный документооборот
управление проектами
электронные документы
технологии 1С
1. Национальные стандарты. Применение информационных технологий в здравоохранении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.normacs.ru/Doclist/folder/352408005.html (дата обращения: 17.05.17).
2. Национальные стандарты в области информатизации здоровья, разработанные в ЦНИИ РТК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rtc.ru/images/docs/standarts-RTC-zdorove.pdf (дата обращения: 17.05.17).
3. Дружинин А.Г. Обзор программ «электронная карта пациента» // Математические структуры и моделирование – 2013. – № 2 (28). – С.67–79 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obzor-programm-elektronnaya-karta-patsienta (дата обращения: 17.05.17).
4. Столбов А.П. Основы формализации медицинской информации. Моделирование рабочих процессов в здравоохранении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.med.ru/userfiles/files/ICT_2.pdf (дата обращения: 17.05.17).
5. Кухтевич И.И., Горюнова В.В., Горюнова Т.И. Практика проектирования и использования телеконсультационных центров неврологического профиля // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11–11. – С. 2365–2369.
6. Горюнова В.В., Горюнова Т.И., Кухтевич И.И. Описание функций автоматизированных систем лечебно-профилактических учреждений с использованием международных классификаторов // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 3–1. – С.136–136.
7. Горюнова В.В., Горюнова Т.И., Кухтевич И.И. Основные тенденции в развитии медицинских информационных систем // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 5–1. – С. 58–62.
8. Горюнова В.В. [и др.] Особенности проектирования интегрированных медицинских систем на основе концептуальных спецификаций // Фундаментальные исследования. – 2013. – №11–9. – С. 67–73.

Управление и учет проектов в электронном документообороте (ЭДО) определяет совокупность нормативно-методических документов, стандартов и технологий подготовки, хранения, поиска и обработки электронных документов (ЭД), а также передачи документов на физических носителях и по каналам связи, обеспечивающая конфиденциальность содержащихся в них сведений и их юридическую значимость [1].

Методы исследования. С управленческой, учётной и технологической точек зрения, целесообразно различать внутренние и внешние потоки ЭДО по отношению к медицинской организации (юридическому лицу). Основным первичным внутренним ЭДО для медицинской организации является электронная медицинская карта (ЭМК), или история болезни (ЭИБ) пациента, которая в проекте представляются в виде определенной совокупности персональных медицинских записей в базе данных (БД). К внешним ЭД относятся различного рода отчетность, реестры, выписки из медицинских документов, переписка и т.п. К электронным документам особого вида следует отнести нормативы, классификаторы и справочники, используемые в здравоохранении [2].

В общем случае при разработке проектов программных приложений любой документ, в том числе в электронно-цифровой форме, состоит из двух частей:

– так называемого «тела» документа, в котором в той или иной форме представлено собственно содержание документа – полезная информация, предназначенная для пользователей документа;

– метаданных, включающих реквизиты документа и служебные сведения, определяющие его статус, маршрут движения, характер обработки, использования и т.п.

С точки зрения возможностей автоматизированной подготовки и обработки ЭД [3–5] следует различать:

– неструктурированные ЭД, которые в свою очередь могут быть аналоговыми (например, отсканированные изображения текстовых и графических документов, собственно изображения, аудио- и видеозаписи, представленные в виде мультимедийных файлов) и текстовыми (например, в виде файлов форматов txt, doc, html).

– структурированные, формализованные ЭД, представленные, например, в формате XML; такие документы могут быть сформированы и обработаны с помощью программного обеспечения и использованы для автоматической коррекции БД; примерами таких документов являются отчетные формы статистического наблюдения, реестры в системе обязательного медицинского страхования;

– полуструктурированные ЭД – это структурированные документы, включающие неструктурированные части, аналоговые и текстовые; именно к этой категории относятся практически все виды электронных медицинских документов, ЭМК и ЭИБ. Они могут содержать гипертекстовые и (или) гипермедиа-ссылки на другие документы и файлы, в том числе в виде URL-ссылок (Universal Resource Locator) в Интернет.

К основным аспектам практической управленческо-учётной организации ЭДО целесообразно отнести следующие:

– правовые основания для обмена электронными документами;

– стандарты, инструменты и технологии ЭДО, в том числе программные и технические средства, используемые для юридически значимого обмена конфиденциальной информацией и защиты данных от несанкционированного доступа;

– мотивация и доверие пользователей к ЭД, организация обучения пользователей и технического персонала (администраторов) системы ЭДО; пользователь должен быть уверен, что: документ, отображаемый на экране компьютера, и ЭД, который он заверяет (подписывает) с помощью своего ключа ЭЦП, полностью идентичны; канал передачи ЭД гарантирует его конфиденциальность. В определенной степени это обеспечивается путем:

– обязательной сертификации компетентными органами программно-технических средств ЭДО и процессов их использования на конкретных объектах – организациях, участвующих в ЭДО, а также проведением периодического аудита;

– инфраструктуры поддержки массивов ключей криптозащиты и ЭЦП (PKI – Private Key Infrasructure), которая является основой системы ЭДО;

– нотаризации ЭД и «недокументированных» сведений из баз данных;

– ведения юридически значимых архивов ЭД и ЭЦП, что необходимо в связи с периодической сменой ключей ЭЦП или из-за их компрометации.

Таким образом, управление и учёт проектов организации ЭДО включает целый комплекс организационно-технических мероприятий, требующих немалых ресурсов, но вместе с тем позволяющих существенно повысить эффективность рабочих процессов в здравоохранении, прежде всего с точки зрения экономии времени, повышения оперативности доведения и получения необходимой информации и своевременности принятия решений, в том числе клинических [6–8].

Прикладное решение СЭД «Корпоративный документооборот». Система документооборота СЭД «Корпоративный документооборот» (построенная на базе платформы «1С:Предприятие 8.3 / 8.2») содержит средства для ведения проектного документооборота.Ведение проектной деятельности в системе опирается на возможности визуального проектирования бизнес-процессов, а также на другие механизмы.

Система позволяет:

• Вести учет корпоративных документов в разрезе проектов, при этом один и тот же документ может быть привязан к нескольким проектам сразу.

• Разграничивать доступ к документам в разрезе проектов.

• Выполнять бизнес-процессы в разрезе проектов, при этом один и тот же бизнес-процесс, а также задачи исполнителей могут быть привязаны сразу к нескольким проектам.

Дополнительным механизмом поддержки проектной деятельности в системе документооборота является возможность оперировать документами и справочниками из других баз данных на основе «1С:Предприятие 8.1» и «1С:Предприятие 8.3 / 8.2».

Для включения возможности использования проектов в бизнес-процессах системы документооборота необходимо включить флажок «Использовать проекты в бизнес-процессах» в настройках параметров системы (рис. 1).

goru1.tiff

Рис. 1

В каждом экземпляре бизнес-процесса, а так же в виде (шаблоне) бизнес-процесса находится список проектов. В данный список можно включить один или несколько проектов, с которыми связан данный процесс. На рис. 2 показан пример экземпляра бизнес-процесса, привязанного к двум проектами.

goru2.tiff

Рис. 2

Проектировщики бизнес-процессов могут указать список проектов непосредственно в виде бизнес-процесса. Тогда все экземпляры бизнес-процессов, запускаемые на основании этого вида, будут автоматически содержать ссылки на указанные проекты. Система поддерживает быстрый поиск и отбор данных в разрезе выбранного проекта. Пользователи могут указать нужный проект в следующих формах списков:

• Список экземпляров бизнес-процессов

• Список видов бизнес-процессов

• Список задач исполнителей

Пример быстрой фильтрации (отбора) бизнес-процессов по выбранному проекту показан на рис. 3.

goru3.tiff

Рис. 3

Пользователи системы документооборота могут найти экземпляры бизнес-процессов, корпоративные документы, а также задачи исполнителей через форму проекта.

goru4.tiff

Рис. 4

В форме проекта есть отдельные закладки для экземпляров бизнес-процессов, задач исполнителей и документов. При необходимости можно включить просмотр завершенных бизнес-процессов, отметив соответствующий флажок.

В вышеуказанные списки документов, задач и бизнес-процессов выводятся данные согласно прав доступа текущего пользователя системы.

Прикладное решение «1С:Медицина.Больница». Программное обеспечение позволяет автоматизировать деятельность и оптимизировать бизнес процессы медицинских организаций различных типов, а так же поликлинических и параклинических медицинских подразделений [8]. Прикладное решение поддерживает специальный режим разделения данных «Независимо и совместно», в архитектуре multitenancy, что в свою очередь позволяет одному экземпляру программного обеспечения, запущенного на сервере, обслуживать неограниченное количество клиентов. Внутренний обмен данных производится с помощью форматов, которые синтаксически совместимы с форматами международной организации HL7. Формат данных соответствует стандарту ГОСТ Р ИСО/HL7 27932–2015 «Архитектура клинических документов HL7. Выпуск 2» (HL7 CDA R2).

Прикладное решение «1С:Медицина.Больница» автоматизирует следующие процессы:

• Ведение электронной медицинской карты пациента;

• Управление оказанием амбулаторной медицинской помощи;

• Управление приемом пациентов в стационаре;

• Управление медицинским персоналом и др.


Библиографическая ссылка

Горюнова Т.И., Горюнова В.В., Шубин И.И. УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ ПРОЕКТОВ В ПРОГРАММНЫХ ПРИЛОЖЕНИЯХ НА БАЗЕ ПЛАТФОРМЫ 1С // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17666 (дата обращения: 06.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074