Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

ИГРА ДИП «СОНОР» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Сектяева А.А. 1 Андреева Л.Д. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
В данной статье затронута проблема развития читательских интересов у детей дошкольного возраста. Эта проблема остается одной из актуальных, так как в этот период идет активное развитие познавательной активности ребенка. Основа же этому закладывается в дошкольном детстве. Дошкольное детство – это значимый небольшой отрезок в жизни каждого ребенка. Ребенок за этот период приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, обретая определенные навыки и умения. Когда ребенок как губка, впитывает информацию, впечатления и знания очень важно пробудить интерес к чтению, создавая все необходимые условия в дошкольном учреждении и дома. Среди многих средств, благоприятно способствующих на развитие ребёнка, одно из самых доступных считается динамическая игра преследования (ДИП) «Сонор». В республике Саха (Якутия) и за ее пределами игра «Сонор» с каждым годом получает все большее распространение. В нашей республике Саха (Якутия) обучение игре ДИП «Сонор» вводится не только в школах, но и в дошкольных учреждениях. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре ДИП «Сонор» позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка. А формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством игры ДИП «Сонор» проводится не во всех дошкольных учреждениях. Предлагаем структуру непосредственной образовательной деятельности, которая включает: обучение ДИП «Сонор» (настольный вариант) через использование сказок и игровых ситуаций.
динамическая игра преследования (ДИП) «Сонор»
интерес к чтению
детская художественная литература
дети дошкольного возраста
1. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 2007. – 422 с.
2. Самыкина С.В. Система учебных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учеников 2 -3 классов. – Самара, 2014. – С. 217.
3. Томская-Кузьмина Т.И. «Сонор» Томского и игра в истории образования // Илин. 1998. – № 2.
4. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика-Пресс, 2008. – 426 с.
5. Электронный сайт: dohcolonok.ru.

Многими исследователями отмечается, что процесс усвоения знаний и умений возбуждает познавательные интересы тем более, чем больше ребенок осознает их значимость, лично заинтересован в них и успешно «конструирует» ход своего мышления в процессе усвоения знаний. Основу их активизации составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов умственной активности со стороны педагога. Познавательный интерес – это интерес к приобретению знаний. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала [4]. По словам известного литературоведа Ю.И.Лотмана, художественная литература обладает свойством «сгущенной информативности», то есть содержит столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественная литература – при правильном подборе – может охватить если не всё, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно – исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе [5].

Многие дети начинают осваивать компьютер раньше, чем учатся читать и писать. А ведь чтение художественной литературы – это источник, который питает любознательность, дает пищу воображению, чувствам, развивает логику. Великий педагог В. А. Сухомлинский придавал этому огромное значение. Он сравнивал «чтение с окошком, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, на наш взгляд, одна из важных задач дошкольных образовательных учреждений и школы. Для выполнения этой задачи использование ДИП «Сонор» подходит как один из эффективных средств. Динамические игры преследования (ДИП) «Сонор» в 1988 году придумал доктор физических и математических наук, профессор Якутского государственного университета Томский Григорий Васильевич, один из ведущих математиков России. В нашей республике ДИП «Сонор» официально признана народным видом интеллектуального спорта и с каждым годом получает все большее распространение. ДИП «Сонор», построенные на известном и близком детям фольклорно- этнографическом материале, содержат в себе значительный потенциал и создают социально – психологические комфортные условия для формирования и развития мышления детей дошкольного возраста. Как отмечают педагоги, игра «Сонор» интересна тем, что открывает новые пути к использованию творческого подхода в воспитательном процессе, каждому дает возможность работать творчески. Жипто известно в Якутии в своем базовом варианте «Сонор», доступном детям 5–6-летнего возраста [3].

Богатая в интеллектуальном и стратегическом плане, она открывает перспективы для размышлений, как для дошкольников, так и для исследователей. Богатая в творческом плане: стимулирует воображение, дает возможность для создания все новых и новых вариантов игры» [1].

Но использование ДИП «Сонор» как средство формирования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста недостаточно соответствуют требованиям ФГОС. Мы предлагаем интегрированное использование уникальных возможностей ДИП «Сонор» с охватом следующих образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Для того, чтобы изучить процесс формирования интереса детей к чтению посредством ДИП «СОНОР», провели опытно-экспериментальное исследование. На констатирующем этапе выявили уровни сформированности интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностику провели по методике Самыкиной С.В.

На формирующем этапе работу начали с создания условий:

– создание пространственной предметно-развивающей среды;

– совместная деятельность с воспитателем;

– самостоятельная деятельность детей;

– организация работы с родителями [2].

В целях формирования у дошкольников интереса к художественной литературе нами был разработан план работы по использованию игры «Сонор» с использованием художественной литературы. С детьми экспериментальной группы занимались 3 раза в неделю во второй половине дня по 25–30 минут в различной форме.

Основные способы работы с детьми: индивидуальные и групповые.

Структура непосредственной образовательной деятельности включает: обучение ДИП «Сонор» (настольный вариант) через использование сказок и игровых ситуаций.

Дети с удовольствием играли в такие игры. Чтобы игра продолжалась и дома, мы привлекали и родителей. Показывали, рассказывали, как играть дома вместе с детьми. Например, сказку «Удачливый охотник» можно провести, как игру-инсценировку «Байанайдаах булчут-сонор». Дети через игру – инсценировку учатся запоминать ходы. Таким образом, использовали сказки «Птичка и Ала Могус», «Кот и мышка». Перед началом игры попросила детей напомнить о том, что какую сказку будем играть, какая сказка была раньше и какие герои были. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст, развивает его речь и воображение.

Использовали материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, сказки, сюрпризные моменты, создание игровых и соревновательных ситуаций. Знакомство с игрой «Сонор» мы начали с игры «Путешествия животных». В качестве основы игры имеется игровое поле из 9 (как минимум), а лучше 16 или 25 квадратов. В каждом квадратике изображен какой-либо схематический рисунок, понятный ребенку и позволяющий опознать этот квадрат. Содержание задания заключается в путешествии какого-либо животного по этому игровому полю. Однако движение происходит не хаотично, а по установленному взрослым правилу. Дети с удовольствием играли в такие игры. Чтобы игра продолжалась и дома, мы привлекали и родителей. Показывали, рассказывали, как играть дома вместе с детьми. Например, сказку «Колобок» можно провести, как игру- инсценировку «колобок- сонор». Дети через игру – инсценировку учатся запоминать ходы. Таким образом, использовали сказки «Храбрый заяц», «Бременские музыканты», «Красная шапочка». Перед началом игры попросила детей напомнить о том, что какую сказку будем играть, какая сказка была раньше и какие герои были. Это помогает ребёнку лучше вникнуть в текст, развивает его речь и воображение.

Не менее важной проблемой приобщения ребенка к чтению детской литературы является неграмотное руководство родителей данным процессом (бессистемность, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, безэмоциональность и т.д). Именно поэтому педагог должен быть проводником в обучении детей игре «Сонор» в семье, прежде всего, заинтересовать родителей. Необходимо чтобы родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в приобщении дошкольника к детской литературе. С этой целью мы организовали мастерскую по изготовлению атрибутов к сказкам, книжек самоделок, соревнования по сказкам. Такие мероприятия повышают интерес к совместному чтению детской литературы в семье. Предлагали родителям рекомендации по подбору книг для домашней библиотеки. Будет ли у ребёнка сформирован устойчивый интерес к чтению, по большому счёту зависит от родителей.

sek.tiff

Сравнительные показатели сформированности интереса к чтению

На контрольном этапе эксперимента анализ данных показал, что у детей видны значительные улучшения в восприятии художественного текста, умении ориентироваться в мире, у детей контрольной группы улучшения незначительные. У детей экспериментальной группы произошли следующие изменения: появился интерес к игре, дети научились самостоятельно играть в игру ДИП «Сонор», с большим удовольствием рассказывают художественные произведения, различают по жанрам.

По результатам опытно-экспериментальной работы, мы пришли к выводу, что при обучении игре ДИП «Сонор» у детей происходит:

• улучшение восприятия художественных произведений, эмоционально реагировать на художественный текст;

• появляется устойчивое желание послушать и рассказать детское произведение;

• развитие способности к проявлению волевых усилий в процессе игры;

• овладение навыками речевого общения со сверстниками.

Для успешного усвоения игры «Сонор» и привития интереса к игре необходимо использовать сказочные атрибуты, доступные художественные тексты и участие в соревнованиях.

Высокий уровень развития интереса к игре и чтению у детей осуществляется более эффективно при следующих условиях:

– в поддержании интереса детей к игре через использование различных сказочных персонажей;

– при систематическом занятии с детьми игрой «Сонор»;

– в обязательном включении родителей в образовательный процесс.

– в тщательном подборе литературных произведений (разные жанры)

– в проведении беседы о книгах; кукольных драматизаций.

Подводя итоги, можно отметить – художественная литература является универсальным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в мир сказок и расширяя языковую среду. Именно поэтому игра «Сонор» может быть использована как одно из средств развитии интереса у детей к чтению художественной литературы.


Библиографическая ссылка

Сектяева А.А., Андреева Л.Д. ИГРА ДИП «СОНОР» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-8. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=17652 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674